- Как возникла идея книги?
Александр Матвеев: Инициатива сделать книгу о современном российском дизайне принадлежит Кириллу Андрееву. Этот проект стал первым для его издательства Premiere Boox. Чтобы создать качественный продукт, отражающий реальную ситуацию, в начале этого года Кирилл обратился к нам, как к редакторам сетевого ресурса Designet.ru, посвященного именно промышленному дизайну. Концепция книги - результат нашей совместной работы.
Кирилл Андреев: Появление Grohe в качестве спонсора также не случайно - у компании уже был удачный опыт поддержки аналогичных издательских проектов в Европе, и руководство российского представительства решило, что стоит повторить успех уже на местном материале.
Владимир Самойлов: Книга Created in Russia - это обзор портфолио 100 дизайнеров и студий. Каждый участник представлен несколькими проектами. У кого что нашлось из созданного за последние десять лет: есть эскизные идеи, есть концепты, прототипы и реализованные объекты.
- Если публиковать только то, что реализовано, могла бы книга состояться?
А.М.: Вряд ли. Качественных вещей, спроектированных в России и доступных покупателям на полках магазинов, пока очень мало. И не дизайнеры в этом не виноваты - отечественная промышленность еще только начинает поворачиваться к ним лицом.
- В чем же цель издания, если большинство проектов "виртуально"?
К.А.: Мы хотели показать не столько то, что сделано или сегодняшнее состояние рынка промышленного дизайна, сколько наш потенциал, поэтому книга и называется не "Made in...", а "Created in Russia...". Мы, издатели и редакторы, намеренно ведем себя так, как будто в России промышленный дизайн уже состоялся.
А.М.: Помните, у Тарковского в фильме "Андрей Рублев" мальчик не знал секрета колокольной меди, но взялся за дело и отлил колокол? Так и здесь. Если рассуждать формально, то феномена современного российского промдизайна пока не существует, а эта книга наглядно утверждает, что он есть. Мы его обозначили и надеемся, что этот шаг будет иметь далеко идущие позитивные последствия.
Мы хотим, чтобы книга стала катализатором рынка, чтобы она оказалась в руках заинтересованных людей, способных оценить перспективы, заложенные в сотрудничестве с российскими дизайнерами. Эти возможности особенно ярко демонстрируют как раз концептуальные, инновационные проекты.
К.А.: В книге показаны и более традиционные работы в очень разных стилях. Грамотный клиент теперь сможет сравнивать и выбирать. Он получит в свои руки не просто книжку с картинками, а полезную базу данных с послужным списком и контактами всех участников.
Есть надежда, что дизайнерам удастся с помощью нашей книги наладить отношения с партнерами, которые готовы заказывать оригинальные разработки, финансировать инициативные проекты и организовывать продажи. И эти партнеры могут найтись не только в России. Книга издана тиражом в 5000 экземпляров и будет продаваться в Европе. Вся информация дана на двух языках - русском и английском.
- Как структурирована эта информация?
В.С.: Очень просто - по алфавитному принципу. От А до Я: фрилэнсеры, студии, дизайн-подразделения предприятий - каждый на одном или двух разворотах, где представлены иллюстрации с проектами. Дизайнеры сами комментируют свои работы. Мы их просили предоставить не только описания проектов, но и творческое кредо, или то, что они думают о дизайне вообще. Практически всегда это прямая речь. Тексты получились неоднотипные, и мы этим довольны.
Чтобы не загромождать разворот с иллюстрациями, на нем дан только портрет, а в конце книги контакты и биография: где учился, в каких проектах, выставках или конкурсах участвовал.
- Долго ли шла подготовка издания?
А.М.: Менее полугода. Мы успешно опробовали совершенно новую технологию сбора информации. На своем сайте мы создали раздел, где каждый участник мог зарегистрироваться и, пользуясь веб-интерфейсом, отправить необходимые тексты и изображения. До нас никто так не собирал контент для книги, по крайней мере, в России. Редакторы и участники могли быстрого измененить и согласовать содержание. В результате первый этап - сбор исходной информации - занял всего полтора месяца.
Конечно, не обошлось без сложностей. Оказалось, что у большинства российских дизайнеров нет под рукой качественного портфолио - ни иллюстраций, ни продуманных текстов, ни даже собственного портрета. Для сравнения: у любого западного коллеги портфолио доведено до блеска, всегда наготове диски со слайдами полиграфического качества, со студенческой скамьи огромное внимание уделяется презентации своих идей и self promotion. А у нас даже матерые профи всегда в панике: "Ой, ничего нет, надо делать все с нуля, а времени в обрез". От многих так и не удалось ничего дождаться.
К.А.: Надеемся, к выпуску следующей книги, они все-таки успеют подготовиться.
- Из каких городов собралось наибольшее количество участников?
В.С.: Из Москвы, Питера, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. Кстати, наша провинция во многом выглядит сильнее Москвы. И в проектах, и в образовании. Например, в Екатеринбурге Уральская архитектурно-художественная академия наладила сотрудничество с Великобританией, ее студенты имеют возможность поехать туда на учебу и практику, получить европейский диплом. В этом году там впервые прошло полноценное Degree Show, защиты дипломов транслировались в интернете, студенческие проекты выставлялись в Музее архитектуры.
А.М.: На самом деле, география широкая: Ижевск, Пермь, Тольятти, Набережные Челны, Челябинск, Оренбург... Приятно, что представлена вся страна - от Мурманска до Владивостока. В книге есть проекты и тех дизайнеров, кто работает или учится за рубежом - в Европе, в Америке. Мы считаем, что сегодня российский дизайн как явление не может быть локализован в рамках государственных границ. Это результат работы сообщества русскоговорящих дизайнеров, объединенных общим культурным полем, связями и интересами, независимо от географического положения.
- Очень интересное определение.
А.М.: А как еще можно сегодня определить "российский дизайн"? Не дай Бог, если он будет пониматься как некий стиль "а-ля рюс", цепляющийся за советские или дореволюционные ретро-штампы. Тогда нам придется обитать в своеобразном "гетто" рядом с матрешками, валенками, оренбургскими платками, жостовскими подносами и прочей маргинальной экзотикой. Вот уж нет!
В.С.: Отечественному дизайну необходимо смотреть в будущее, стать современным, высокотехнологичным, максимально интегрированным в мировой дизайн-процесс. Тогда он будет на равных конкурировать с итальянским, немецким, скандинавским, японским. Успехи наших дизайнеров на международных конкурсах, а также достаточное количество проектов, реализованных нашими за рубежом, подтверждают реальность такого сценария.
А.М.: А национальные особенности российского дизайна неизбежно проявятся естественным образом, по мере развития. Для самоидентификации необходимо время и взгляд на себя со стороны. В том числе и с помощью нашей книги.
Москва, студия Designet, август 2004.
Интервью опубликовано в сентябрьском номере журнала "Интерьер+Дизайн", 2004
Посмотреть полную официальную информацию о книге