1825 г. - Графом С.Г. Строгановым была основана «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам». Это было первое в России учебное заведение, обучающее дизайну. За время существования вуза не раз менялась его политика, а так же названия. Сегодня это Московский государственный художественно-промышленный Университет им. С.Г. Строганова.
1876 г. - Барон Александр Штиглиц на собственные деньги основал Центральное училище технического рисования, переименованное в советское время в Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. Сегодня это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная Академия.
1918 г. - При Отделе изобразительных искусств Наркомпроса под руководством Казимира Малевича организован подотдел художественной промышленности, а в составе научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства создана художественно-производственная комиссия.
1920 г. - Создается высшее учебное заведение нового типа ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Среди преподавателей и идеологов ВХУТЕМАС - Александр Родченко, Владимир Татлин, Владимир Фаворский. Накопленный в 20-е годы потенциал оказал колоссальное влияние на дизайн во всем мире. С 1926 г. вуз переименован во ВХУТЕИН.
1925 г. - Александр Родченко принимает участие в Парижской выставке декоративных искусств и художественной промышленности, где получает серебряную медаль за проект «Изба-читальня».
1930-й - Закрытие ВХУТЕИНа. Начало периода массового копирования западных образцов.
1943 г. - Начинается массовое производство знаменитого граненого стакана. Его дизайн разработала скульптор Вера Мухина, автор монумента «Рабочий и колхозница».
1944 г. - Создан отдел художественно-промышленного проектирования на Горьковском автозаводе.
1946 г. - Начинает работу Архитектурно-художественное бюро министерства транспортного машиностроения СССР, которое разрабатывает проекты трамваев, автобусов, поездов и пассажирских судов.
1962 г. - Выходит постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования». Начинание встречает скрытое сопротивление советской промышленности, существующей без конкуренции и, по сути, не заинтересованной в изменениях.
1963 г. - Организован Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с филиалами на Урале, Дальнем Востоке, в Белоруссии, Украине, Литве, Армении и Грузии.
1964 г. - Выходит первый номер ежемесячного профессионального журнала для дизайнеров «Техническая эстетика». Через 12 лет его тираж достигнет 30 тысяч экземпляров.
1965 г. - На «ИжАвто» создана служба, которая разрабатывает дизайн станков, автомобилей, мотоциклов и стрелкового оружия. На Западе эти работы и по сей день считаются целым отдельным направлением в дизайне-Kalashnikov style.
1967 г. - На «АвтоВАЗе» открыт художественный отдел (позже переименован в НТЦ «ВАЗ»).
1968 г. - В Свердловске создана Кафедра промышленного искусства в Уральском филиале Московского архитектурного института, переименованного в 1972 году в Свердловский архитектурный институт (сейчас - Уральская государственная архитектурно-художественная академия).
1973 г. - Первая зарубежная выставка ВНИИТЭ проходит в Брюсселе. В дальнейшем было еще несколько: в Штутгарте (1976, 1986, 1987), Хельсинки (1978) и Бомбее (1981). На этом список зарубежных экспозиций, продвигающих отечественный дизайн, заканчивается.
1975 г. - Москва принимает ежегодный конгресс, проводимый International Council of Societies of Industrial Design (ICSID) - международной организацией, занимающейся развитием индустриального дизайна. Члены жюри ICSID поражены, насколько представленные на конгрессе работы отличаются от внедренных проектов.
1975 г.- Под эгидой Всесоюзного объединения «Электроприбор» Министерства приборостроения создана дизайн-программа «Электромера». Цель программы - унифицировать внешний вид абсолютно всех электроприборов в СССР - от счетчиков до радиоприемников. Девиз программы: «Максимум содержания - минимум формы».
1976 г. - Разрабатывается аналогичная дизайн-программа для Главного управления пожарной охраны МВД СССР.
1986 г. - Впервые за два с лишним десятилетия высшее руководство страны вновь вспомнило о дизайне. Горбачев приезжает в НТЦ «ВАЗ» и призывает вазовских дизайнеров стать мировыми лидерами.
1987 г. - Организован Союз Дизайнеров СССР под председательством Ю. Соловьева.
1988 г. - Бывший руководитель программы «Электромера» Дмитрий Азрикан создает первую частную дизайн-студию. Буквально за пару лет независимые дизайн-студии, отпочковашиеся от ВНИИТЭ и отраслевых дизайн-подразделений, начинают играть заметную роль. Многое из спроектированного в конце 80-х сильно опередило свое время. Однако, несмотря на это и на множество заказов от промышленности почти ничего из перспективных проектов не доходит до реализации.
1989 г. - В Советский Союз приезжает выставка «Дизайн США», пробившая «железный занавес», отделявший зарубежный дизайн от отечественной публики. Для отечественных дизайнеров выставка стала стимулом к развитию, к использованию новых технологий в проектировании.
1991 г.- Развал Советского Союза и системы госзаказа, паралич промышленности приводят к тому, что заказы на промышленный дизайн полностью прекратились. Профессионалы активно мигрируют в другие сферы дизайна (графический дизайн, интерьеры) или за рубеж.
1992 г. - Журнал «Техническая эстетика» прекращает существование. С тех пор в стране нет ни одного общенационального профессионального периодического издания, посвященного промышленному дизайну.
1992 г. - Закрываются все филиалы ВНИИТЭ во всех республиках экс-СССР. В этом же году в связи с экономическим кризисом ВНИИТЭ прекращает членство в ICSID.
1992 г. - Распадается Союз Дизайнеров СССР, на его обломках возникает Союз Дизайнеров России, не добившийся в своей последующей деятельности существенных результатов.
1998 г. - Постдефолтный период, как это ни парадоксально, привел к подъему отечественного производителя, занимающегося импортозамещением. Появились немногочисленные попытки привлечь дизайнеров к разработке товаров. Но большинство компаний предпочитает копировать зарубежные образцы или делать дизайн «на коленке», не обращаясь к услугам профессионалов.
2000 г. - Государственная система дизайна окончательно умерла. Немногочисленные оставшиеся на плаву дизайн-службы промышленных предприятий крайне редко имеют возможность показать реализованные проекты. На рынке действует несколько независимых студий промышленного дизайна, концентрирующихся в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и других крупных городах.
2000 г. - Открылся первый российский интернет-ресурс, посвященный промышленному дизайну - Designet.ru.
2001 г. - Студия Артемия Лебедева открывает отделение промышленного дизайна. Это, рядовое в общем-то событие, стало индикатором того, что данный рынок уже просыпается или проснется в ближайшее время.
2002 г. - За разработку модельного ряда спортивных самолетов СУ-26, СУ-29, СУ-31 и их модификаций присуждается
государственная премия ОАО «ОКБ Сухого».
2003 г. - В Екатеринбурге, в Уральской Государственной Архитектурно-художественной Академии открывается первая в стране международная партнерская программа обучения промышленному дизайну совместно с университетом Хаддерсфилда (Великобритания).
2004 г. - Усилиями Designet.ru издается книга «Создано в России: промышленный дизайн». Большинство показанных проектов - «виртуальные». Впервые за 10 с лишним лет появилось качественное, информативное издание, собравшее под одной обложкой проекты ста дизайнеров и студий.
2004 г. - Новое поколение российских дизайнеров активно участвует и побеждает в международных конкурсах. С каждым годом количество участников и победителей растет. Этот год отмечен победами в престижнейших мировых состязаниях. Виктор Фрейденберг победил в RedDot с собственным светильником Beautic. Вадим Кибардин получил приз в конкурсе IF Design. В следующем году российские дизайнеры Виктория Тренина и Алексей Сабирулов выиграли конкурс Bombay Sapphire Designers Glass Competition.
2005 г. - Промышленный дизайн выходит за пределы профессионального сообщества, проникает в российские глянцевые журналы и становится популярной темой. Именно прошлый год профессионалы склонны считать годом выхода профессии из затяжного кризиса. Рынок еще очень мал, но количество заказов и игроков на рынке растет.
2006 г. - Минэкономразвития предлагает ВНИИТЭ, нескольким независимым студиям и представителям промышленности разработать концепцию развития и государственной поддержки индустриального дизайна в России.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы комментировать