Почти каждый дизайнер или просто интересующийся историей дизайна да и просто человек, неравнодушный к настоящим вещам, хоть раз листал знаменитый желтый трехтомник «Классика дизайна» издательства Phaidon. В нем собраны истории 999 культовых объектов, которые наложили самый заметный отпечаток на формирование современной предметной среды. Многие из этих предметов были революционными для своего времени. Один из таких предметов — стул № 8751 фабрики «Тонет», спроектированный дизайнерским бюро при мебельном производстве в 1928 году. По популярности эта модель, конечно, далеко отстает от легендарного стула № 14, известного также как «Венский стул», спроектированного в 1859 году и не сходившего с конвейера вплоть до 1930 года. Четырнадцатый за эти годы был произведен немыслимым тиражом в 50 000 000 (пятьдесят миллионов!) экземпляров.
Стул № 8751 (фабрика братьев Тонет не баловала свои изделия поэтическими именами) опубликован за номером 174 в первом томе желтого трехтомника. По соседству с ним расположились кресло и столик «Барселона» Мис ван дер Роэ (№ 173 в списке). Вторым соседом по публикации (№ 175 в списке) стал штопор Доминика Розати — наверняка знаете его конструкцию с двумя плечами-рычагами, позволяющими с легкостью откупорить бутылку вина даже самой хрупкой барышне.
Как-то так получалось, что, ранее просматривая книгу, я пропускал публикацию с этим тонетовским стулом. И вот относительно недавно, в очередной раз взяв с полки желтый том «Классики дизайна», я не поверил своим глазам, обратив внимание на публикацию про складной стул, знакомый мне с детства. Дюжина таких стульев, сколько себя помню, стояли в сложенном виде в бабушкиной квартире. Я, признаться честно, не знал их истории, но всегда относился к ним с большой симпатией. Поэтому недавно они переехали ко мне в мастерскую. Давнее знакомство с предметом и недавнее новое открытие побудили меня к изучению его истории.
Спроектированный в 1928 году, когда идеи Баухауса и группы «Стиль», русских конструктивистов и Ле Корбюзье правили Европой, складной стул № 8751 идеологически воплотил идеи модернизма о функциональности и новом формообразовании. Модернистский минимализм формы, обнаженность конструкции, продуманный механизм складывания и утилитарность хранения в небольших пространствах — все эти качества ставили данный объект мебельного дизайна в один ряд с выдающимися произведениями дизайнеров-модернистов. Эпоха диктовала новый подход к пространству: «Дом — машина для жилья», провозглашал Ле Корбюзье. Вальтер Гропиус проектировал утилитарные дома-ячейки для нового рабочего класса, Ханс Майер и вовсе призывал к исключению эстетического критерия из системы оценки дизайна. Ведущие дизайнеры того времени предпочитали именовать себя инженерами-конструктивистами. Целью любого проекта был выход на конвейер, удешевление производства и проникновение объектов качественного дизайна в массы. № 8751 родом из боевых конструктивистских и функционалистских двадцатых.
Впрочем, судьба готовила № 8751 новые перемены. К середине шестидесятых стул уже был снят с производства. Но так как модель была довольно популярной в свое время, производитель посчитал возможным произвести легкий редизайн знаменитого стула. Проект разработал Акилле Кастильони. Дизайнеру принадлежит авторство более ста пятидесяти оригинальных объектов от выключателей и розеток до пылесосов. Кроме этого, Кастильони ярко проявил себя как автор ready-made мебели из найденных объектов. Третье направление его деятельности связано как раз с рестайлингом и обновлением существующих предметов.
Одной из таких адаптаций стал стул «Трик» (Tric) 1965 года, в основе которого лежал тонетовский № 8751. Кастильони взял базовую модель и сделал всего два изменения: поднял спинку для лучшей поддержки спины и обил сиденье своей модели красным войлоком, чтобы было мягче сидеть. В сложенном состоянии такой стул составляет всего четыре сантиметра в толщину, как и его прямой предок — тонетовская модель № 8751.
Несмотря на то что «Трик» является адаптацией, а не оригинальным проектом, он принадлежит к числу наиболее известных работ Кастильони. В интервью 1988 года дизайнер рассказывает о своей интерпретации тонетовского стула: «Иногда производитель просит дизайнера спроектировать заново старый объект. Дизайнер может изобрести его заново или пойти другим путем и ограничиться новой интерпретацией прошлого. Последнее произошло в моей работе над тонетовским стулом. Но даже этот выбор может быть сделан только после исследования проблемы, нельзя ограничиваться внешней эстетикой. Процесс исследования очень важен для хорошего дизайнера».
«Трик» был включен в экспозицию интерьера «современной гостиной» Первой биеннале современного интерьерного дизайна во Флоренции в 1965 году.
«Трик» образца 1965 года можно приобрести в современной репродукции, но знатоки понимают, что № 8751 первой половины ХХ века — куда более ценный объект! Этот стул стал эталоном в дизайне складных стульев и оставался таким на протяжении многих лет. И мне греет душу обладание легендарным предметом.
Текст и фотографии: Митя Харшак
Опубликовано в журнале «Проектор» № 4(17) 2011