DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

ИСТОРИЯ

15 декабря 2011

Тонет №8751

Комментариев: 0Добавить свой комментарий

 Почти каждый дизайнер или просто интересующийся историей дизайна да и просто человек, неравнодушный к настоящим вещам, хоть раз листал знаменитый желтый трехтомник «Классика дизайна» издательства Phaidon. В нем собраны истории 999 культовых объектов, которые наложили самый заметный отпечаток на формирование современной предметной среды. Многие из этих предметов были революционными для своего времени. Один из таких предметов — стул № 8751 фабрики «Тонет», спроектированный дизайнерским бюро при мебельном производстве в 1928 году. По популярности эта модель, конечно, далеко отстает от легендарного стула № 14, известного также как «Венский стул», спроектированного в 1859 году и не сходившего с конвейера вплоть до 1930 года. Четырнадцатый за эти годы был произведен немыслимым тиражом в 50 000 000 (пятьдесят миллионов!) экземпляров.

images: image_3

Стул № 8751 (фабрика братьев Тонет не баловала свои изделия поэтическими именами) опубликован за номером 174 в первом томе желтого трехтомника. По соседству с ним расположились кресло и столик «Барселона» Мис ван дер Роэ (№ 173 в списке). Вторым соседом по публикации (№ 175 в списке) стал штопор Доминика Розати — наверняка знаете его конструкцию с двумя плечами-рычагами, позволяющими с легкостью откупорить бутылку вина даже самой хрупкой барышне.

Как-то так получалось, что, ранее просматривая книгу, я пропускал публикацию с этим тонетовским стулом. И вот относительно недавно, в очередной раз взяв с полки желтый том «Классики дизайна», я не поверил своим глазам, обратив внимание на публикацию про складной стул, знакомый мне с детства. Дюжина таких стульев, сколько себя помню, стояли в сложенном виде в бабушкиной квартире. Я, признаться честно, не знал их истории, но всегда относился к ним с большой симпатией. Поэтому недавно они переехали ко мне в мастерскую. Давнее знакомство с предметом и недавнее новое открытие побудили меня к изучению его истории.

Спроектированный в 1928 году, когда идеи Баухауса и группы «Стиль», русских конструктивистов и Ле Корбюзье правили Европой, складной стул № 8751 идеологически воплотил идеи модернизма о функциональности и новом формообразовании. Модернистский минимализм формы, обнаженность конструкции, продуманный механизм складывания и утилитарность хранения в небольших пространствах — все эти качества ставили данный объект мебельного дизайна в один ряд с выдающимися произведениями дизайнеров-модернистов. Эпоха диктовала новый подход к пространству: «Дом — машина для жилья», провозглашал Ле Корбюзье. Вальтер Гропиус проектировал утилитарные дома-ячейки для нового рабочего класса, Ханс Майер и вовсе призывал к исключению эстетического критерия из системы оценки дизайна. Ведущие дизайнеры того времени предпочитали именовать себя инженерами-конструктивистами. Целью любого проекта был выход на конвейер, удешевление производства и проникновение объектов качественного дизайна в массы. № 8751 родом из боевых конструктивистских и функционалистских двадцатых.

images: image_2

images: image_1

Впрочем, судьба готовила № 8751 новые перемены. К середине шестидесятых стул уже был снят с производства. Но так как модель была довольно популярной в свое время, производитель посчитал возможным произвести легкий редизайн знаменитого стула. Проект разработал Акилле Кастильони. Дизайнеру принадлежит авторство более ста пятидесяти оригинальных объектов от выключателей и розеток до пылесосов. Кроме этого, Кастильони ярко проявил себя как автор ready-made мебели из найденных объектов. Третье направление его деятельности связано как раз с рестайлингом и обновлением существующих предметов.

Одной из таких адаптаций стал стул «Трик» (Tric) 1965 года, в основе которого лежал тонетовский № 8751. Кастильони взял базовую модель и сделал всего два изменения: поднял спинку для лучшей поддержки спины и обил сиденье своей модели красным войлоком, чтобы было мягче сидеть. В сложенном состоянии такой стул составляет всего четыре сантиметра в толщину, как и его прямой предок — тонетовская модель № 8751.

Несмотря на то что «Трик» является адаптацией, а не оригинальным проектом, он принадлежит к числу наиболее известных работ Кастильони. В интервью 1988 года дизайнер рассказывает о своей интерпретации тонетовского стула: «Иногда производитель просит дизайнера спроектировать заново старый объект. Дизайнер может изобрести его заново или пойти другим путем и ограничиться новой интерпретацией прошлого. Последнее произошло в моей работе над тонетовским стулом. Но даже этот выбор может быть сделан только после исследования проблемы, нельзя ограничиваться внешней эстетикой. Процесс исследования очень важен для хорошего дизайнера».

«Трик» был включен в экспозицию интерьера «современной гостиной» Первой биеннале современного интерьерного дизайна во Флоренции в 1965 году.

«Трик» образца 1965 года можно приобрести в современной репродукции, но знатоки понимают, что № 8751 первой половины ХХ века — куда более ценный объект! Этот стул стал эталоном в дизайне складных стульев и оставался таким на протяжении многих лет. И мне греет душу обладание легендарным предметом.

 

Текст и фотографии: Митя Харшак

Опубликовано в журнале «Проектор» № 4(17) 2011

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОБСУЖДЕНИЕ

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

05 марта 2014

Юрий соловьев. Король дизайна. Часть 2

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", (продолжение) опубликованное в журнале "Итоги" 27 мая 2013 года. Как делался дизайн в СССР – от первого лица.  далее

Контекст » Персоналии

05 марта 2014

Юрий Соловьев. Король дизайна. Часть 1

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", опубликованное в журнале "Итоги" 20 мая 2013 года. Думаю, читатели нашего сайта давно знают, что в советские времена дизайна в стране было гораздо больше, чем сейчас...  далее

Контекст » Персоналии

04 апреля 2013

КБ Алексеева
КБ Алексеева

Еще одна публикация Сергея Хельмянова, напечатанная в журнале "Проектор" про малоизвестные страницы отечественного дизайна — создание легендарных судов на подводных крыльях: «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник»...  далее

Контекст » История

26 декабря 2012

Кухня Kokopuu
Кухня Kokopuu

Kokopuu — это, безусловно, решение для тех, чья кухня отнюдь не служебное помещение, а центр жизни дома и гостеприимное пространство, где всегда рады пропустить стакан вина в дружеской компании или всерьез пуститься во все тяжкие кулинарные эксперименты. Мини-статьи про дизайнерскую классику от журнала "Проектор".  далее

Контекст » История

26 декабря 2012

Коллекция Kari
Коллекция Kari

Первые стулья Kari были спроектированы еще в 1969 году, и за прошедшие сорок с лишним лет серия превратилась в одну из самых обширных коллекций мебели для общественных интерьеров. Мини-статьи про дизайнерскую классику от журнала "Проектор".  далее

Контекст » История

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |