
Историческая справка
Самой знаменитой работой Владимира Григорьевича Шухова является радиобашня на улице Шаболовка в Москве, построенная по его проекту и под его руководством и известная во всем мире под вполне заслуженным именем «Шуховская башня». Эта башня принесла своему создателю настоящую мировую славу, самым наглядным образом являясь шедевром инженерного искусства, выдающимся достижением инженерной мысли, выраженной в лаконичной, естественной и исключительно красивой форме. Шуховская башня в Москве - это такое же устойчивое и понятное всем выражение, как Эйфелева башня в Париже. Кстати, только трудный период российской истории и нехватка металла не позволили Шуховской башне своим размером превзойти Эйфелеву, и она оказалась, в итоге, более чем в два раза ниже задуманной высоты в 350 м.
Постановление о строительстве башни было принято в 1919 году. Необходимость ее сооружения была вызвана тем, что построенная в Москве в 1914 году (в начале Первой Мировой войны) Ходынская радиостанция не могла обеспечить передачу постоянно растущих объемов радиограмм из столицы. В 1919 г. воздвигли три антенные опоры-мачты с деревянными стволами высотой по 150 м, которые поддерживались многоярусными наклонными стальными оттяжками. В том же году одну из мачт нечаянно задел почтовый самолет, и она рухнула на землю. Было принято решение на месте упавшей мачты построить металлическую свободно стоящую антенную опору-башню без оттяжек.

В том же 1919 году Шухов предложил проект башни, представляющей собой сетчатую оболочку в форме однополостного гиперболоида вращения. Подобные конструкции были апробированы Шуховым еще в 1896 году, когда была создана его первая 25-метровая гиперболоидная башня. Она была сооружена для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде и впоследствии была куплена известным меценатом того времени Ю. С. Нечаевым-Мальцевым (на чьи деньги был построен Музей изящных искусств, ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина), чтобы быть установленной в его имении Полибино (сейчас находится на территории Липецкой области).
По первоначальному проекту Шуховская радиобашня на Шаболовке имела высоту 350 метров и расчетную массу в 2200 тонн, то есть была значительно легче Эйфелевой башни, которая при высоте 305 метров весит 7300 тонн. Но в годы Гражданской войны правительство так и не смогло найти достаточного количества стальных профилей для реализации первого проекта башни. Шухов был вынужден разработать второй проект башни высотой 148,5 метров и расчетной массой 240 тонн, что почти в 10 раз меньше первоначального проекта. Позже, с установкой двух траверз и флагштока высота Шуховской башни достигла 160 метров. Круглый конусный корпус башни состоит из 6 секций высотой 25 метров каждая. Нижняя секция установлена на бетонном фундаменте диаметром 40 метров и глубиной 3 метра. Строительство башни велось телескопическим методом - без лесов и подъемных кранов. Верхние секции по очереди собирались внутри нижней и при помощи блоков и лебедок поднимались друг на друга.

Стальная оболочка Шуховской башни на Шаболовке благодаря своей сетчатой структуре испытывает минимальную ветровую нагрузку, представляющую главную опасность для высотных сооружений. Секции башни - однополостные гиперболоиды вращения, сделанные из прямых балок, упирающихся концами в кольцевые основания. Ажурная стальная конструкция сочетает в себе прочность и легкость: на единицу высоты Шуховской башни израсходовано в три раза меньше металла, чем на единицу высоты Эйфелевой башни в Париже.
19 марта 1922 уникальная антенная башня на Шаболовке вступила в строй. За свою более чем 80-летнюю историю Шуховская башня служила опорой для антенн крупных радио и телевизионных станций: Московской радиотелеграфной станции, 40-киловаттной радиовещательной станции «Большой Коминтерн», Московского телевизионного центра.
С Шуховской башней связаны первые шаги отечественного электронного телевидения. В 1936 г., когда приступили к созданию Московского телецентра, на ней было решено установить передающую телевизионную антенну. В конце 1937 г. с Шуховской башни начались опытные телевизионные передачи, а с марта 1939 г. приступил к регулярной работе Московский телевизионный центр (МТЦ) с разложением изображения на 343 строки.
В 1939 году в толстый трос, который был протянут под углом от вершины башни до земли, врезался одномоторный самолет, летевший на малой высоте. Самолет начал разваливаться на куски и упал неподалеку во дворе жилого дома. Летчики погибли, но других жертв, к счастью, не было. Башня получила сильный удар, но устояла благодаря удивительной прочности конструкции. Проведенная экспертиза показала, что ей даже не потребовался ремонт.
Впоследствии, когда в 60-67 гг. была построена Останкинская башня, основное телевизионное вещание было постепенно перенесено на нее. Однако в 2000 году, когда на Останкинской башне произошел пожар, передатчики снова установили на башне на Шаболовке, и в течение почти 1,5 лет «старшая сестра» выручала основные телевизионные каналы.

Конструкции гиперболической формы использовали в своём творчестве такие знаменитые архитекторы, как Антонио Гауди, Ле Корбюзье, Оскар Нимейер. Авторами проектов современных сетчатых оболочек являются Фрай Отто, Норман Фостер, Френк Гери, Сантьяго Калатрава.
С ноября 2005 года в Гуанчжоу (Китай) ведется строительство 450-метровой гиперболоидной сетчатой "шуховской башни" со шпилем высотой до 610 метров, которая после завершения ее строительства в 2009 году станет самым высоким передающим и наблюдательном объектом в мире.

Мировое значение Шуховской башни подтверждают экспозиции её макетов на престижных архитектурных выставках Европы последних лет. На выставке «Инженерное искусство» в центре Помпиду в Париже изображение Шуховской башни использовалось как логотип, в каталоге выставки ей посвящено шесть страниц. На выставке «Лучшие конструкции и сооружения в архитектуре XX века» в Мюнхене в 2003 году был установлен позолоченный шестиметровый макет Шуховской башни. Международная научная конференция «Heritage at Risk. Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие», прошедшая в Москве в апреле 2006 года с участием 170 специалистов из 30 стран мира, признала Шуховскую башню объектом всемирного наследия.
Об уничтожении Шуховских конструкций
Реализованные работы В.Г.Шухова представляют собою внушительный пласт отечественного наследия в области архитектуры и инженерии. К сожалению, большая часть этих выдающихся сооружений уже утрачена или находится в плачевном состоянии.
С 1878 по 1939 год на территориях Российской Империи и СССР по проектам В.Г.Шухова было построено:
- около 1600 километров трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов;
- более 10000 стальных цилиндрических резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов;
- более 100 стальных цилиндрических газгольдеров для хранения газа;
- около 90 речных танкеров (нефтеналивных барж);
- более 8000 паровых котлов системы Шухова;
- более 500 стальных мостов;
- более 200 стальных сетчатых гиперболоидных башен;
- более 100 конструкций промышленных и железнодорожных зданий;
- более 100 перекрытий общественных и гражданских зданий.
Из этого огромного количества до наших дней дожили только около 30 конструкций, две трети из которых имеют статус памятника архитектуры, охраняемого законом. Однако, многие уникальные, признанные, вошедшие в зарубежные учебники конструкции Шухова несмотря на охрану по закону были разрушены некомпетентными действиями ответственных лиц или разворованы на металлолом.
В конце 80-х годов был уничтожен круглый павильон-ротонда с висячим сетчатым покрытием, построенный Шуховым для Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года и впоследствии перевезенный в Ессентуки.
В эти же годы были утрачены подлинные конструкции купола гостиницы «Метрополь», Петровского пассажа, картинной галереи Училища живописи, ваяния и зодчества (ныне одноименная академия, возглавляемая И. С. Глазуновым) в Москве.
Одну за другой снесли сетчатые водонапорные башни в Коломне, Ярославле, Подольске и Краснодаре.
В 2002 году без всякого обоснования и разрешительной документации начался демонтаж покрытия в здании гаража для автобусов на Бахметьевской улице (троллейбусный парк № 3 на ул. Образцова), являющемся совместным произведением В. Г. Шухова и архитектора К. С. Мельникова. Благодаря вмешательству архитектурной общественности и разгоревшемуся скандалу дальнейшее разрушение памятника удалось остановить, но 12 легких большепролетных шуховских ферм - треть от общего их количества - были демонтированы и заменены новоделом в полном соответствии с установившейся в последнее время в Москве «реставрационной» традицией.
В 2003 был проведен демонтаж шуховских конструкций дебаркадера Киевского вокзала. Вот, что сегодня пишут об этом в книге «Хроника уничтожения старой Москвы: 1990-2006: «При реконструкции почти все подлинные шуховские арки были заменены сварными арками из современной стали. Памятник был фактически утрачен - притом, что о проблемах дебаркадера было давно известно. В 1995-1996 годах стойки арок уже лечили от коррозии и покрывали специальными составами. Исследования 1990-х годов говорили не более, чем о 20% коррозийного износа конструкций, что позволяло тогда в целом сохранить уникальный памятник инженерного искусства, заменяя отдельны е поврежденные части. Но МПС и Московская железная дорога дождались 2003 года, когда коррозия достигла критических отметок. Ссылки на дефолт и нехватку средств звучали неубедительно, если вспомнить, что здание МЖД на Краснопрудной улице - отнюдь не в руинах, офисный комплекс на Разгуляе поражает воображение, а бюджет московской футбольной команды «Локомотив», по данным спортивной прессы, измеряется миллионами долларов. При этом на современное спасение подлинного шуховского дебаркадера средств не нашлось».

128-метровая шуховская башня на Оке - одна из двух остававшихся уникальных гиперболоидных опор линии электропередач НиГРЭС под Нижним Новгородом - весной 2005 года была преднамеренно разрушена на металлолом.
Трамвайное депо, построенное по проекту В. Г. Шухова на ул. Шаболовка, было снесено в 2006 году для постройки на его месте элитного жилого комплекса.

Итог
За 85 лет своей эксплуатации Шуховская башня ни разу не реставрировалась. По свидетельствам специалистов, башня находится в большой опасности, а вместе с ней опасности подвергается и исторический облик Москвы, и образ России в глазах мирового сообщества.
На территории, прилегающей к башне, Фонд ШУХОВСКАЯ БАШНЯ предлагает создать современный музейный, деловой, технологический и культурный комплекс - Шуховский Центр. Осуществление подобного проекта восстановит доступность данного квартала Москвы в качестве зоны архитектурного туризма и, тем самым, привлечет средства, необходимые для реставрации и содержания памятника в должном состоянии.
Подробную информацию Вы найдете на сайте Музея архитектуры http://muar.ru/
Адрес музея:
119019 Москва, ул. Воздвиженка, д.5
Метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Александровский сад»
Справки по телефону: 290-05-51
Подробные сведения о Владимире Григорьевиче Шухове (1853-1939),
великом русском инженере, можно найти
на сайте Фонда ШУХОВСКАЯ БАШНЯ http://www.shukhov.ru/