С 9 по 12 марта в Гостином дворе прошла очередная «международная специализированная выставка FIDexpo 2006». Окинем ее субъективным взглядом и подведем итоги.
Выставка меняет формат и сейчас явно находится не в лучшей форме – пространство Гостиного двора зияло незаполненным пустотами, и посетителей было немного даже в середине субботнего дня.
В прошлом и позапрошлом годах экспозиция FIDexpo шла в паре со 100%Design Moscow, но огорченные провалом и убытками англичане, решили то ли сделать паузу до 2007 года, то ли вообще отказаться от московской выставки. Организаторам – компании «Рестэк» – пришлось искать другой партнерский брэнд, способный привлечь интерес публики и поднять вес выставки. Надо отдать должное их стараниям, однако попытки что-то улучшить лишь незначительно изменили ситуацию.
RedDot
Экспозиция RedDot - гвоздь программы 2006 - получилась невыразительной, если не сказать скучной. Сделанная по-немецки серьезно и сухо, она осталась практически незамеченной посетителями. Причин несколько. Первая – полная нераскрученность RedDot в России, как и других крупных дизайнерских конкурсов (типа IDEA, Good Design и IF Design award). Если на западе наличие у продукта премии по дизайну – своеобразного знака качества – реальный маркетинговый инструмент, который увеличивает продажи и способствует продвижению марки, то в России это абсолютно ничего не дает. Из своих, известных в России знаков, есть только «Брэнд года», но и на него рядовой потребитель не обращает особого внимания.
Второе – отбор предметов для выставки. Им занимались, скорее всего, представители конкурса, и не учли специфику российской ситуации. Понятно, что не все объекты с хорошим дизайном, будут яркими и бросающимися в глаза. Но для первой презентации незнакомого конкурса можно было отобрать предметы более интересные и заметные.
И третье – сама экспозиция. Ее скромная площадь не позволила сделать RedDot визуальной доминантой в гигантском атриуме Гостиного двора. Пространство с выставленными объектами получилось закрытым и, как говорили у нас в институте, «неприглашающим», к тому же, разбитым на несколько мелких боксов. В результате взаимодействия со зрителем не получилось, несмотря на то, что многие вещи можно было трогать, а на все кресла, стулья и диваны – садиться. Тяжелые книги-ежегодники, привязанные лесками к стойке (правильно, а то могли не дожить до конца выставки) можно было смотреть только стоя в проходе между стендами, хотя сзади стояли уютное кресло и диван. Ну а интерактив с объектами на мониторе никогда не пользовался у наших зрителей популярностью - мало кто был настолько заинтересован, чтобы еще смотреть на экраны и кликать мышкой.
Самым интересным в истории с RedDot был, конечно же, директор конкурса – Петер Цек (Peter Zec). Отличный «живой» дядька, разбирающийся в трендах, именах и событиях. Правильный, увлеченный своим делом европеец. Его презентация могла показаться немного скучноватой – для тех, кто в теме, докладчик говорил немало прописных истин. Но делал он все это живо и максимально интересно.
На презентации конкурса мы задали ему вопрос, ответ на который совсем неочевиден: «Чем RedDot отличается от американского конкурса IDEA и других аналогов?»
Вот что он ответил:
«RedDot – международный конкурс, на который представляют свои серийные изделия в большинстве случаев компании-производители. На IDEA работы присылают, в основном дизайнеры или дизайн-студии. Мы обязательно требуем реальное изделие, которое живьем тестируют судьи. Этот касается даже таких объектов, как, например, автомобили. На IDEA и другие конкурсы достаточно прислать изображение объекта.
После конкурса многие предметы выставляются в крупнейшем в мире музее RedDot в Эссене (Германия).
Другое отличие – судьи. В нашем интернациональном жюри только 25% могут быть гражданами Германии. Мы всегда назначаем судьями только независимых дизайнеров. В IDEA - это, в основном, американцы».
RedDot сейчас – ведущий конкурс по промышленному дизайну в мире – имеет еще два направления: коммуникационный дизайн и дизайн-концепты».
Интервью с ним, взятое организаторами выставки, можно прочитать здесь.
«Галерея современного дизайна»
Это пафосное название обозначало следующую часть FIDexpo – экспозицию работ российских дизайнеров. В основном, здесь были имена, знакомые по книге «Создано в России: промышленный дизайн»: Атмасфера, Наталия Вишнякова и Георгий Морозов (ныне - студия GN), КБ Аня Исти, Наталья Тамручи, МаМа Дизайн, Мастерская ТАФ, Евгений Мишин, Василий Щетинин (Мастерская «Вещь»), Александр Малыгин. Выставили свои работы победители прошлогоднего конкурса 100%Design Moscow - студия Mishmash. Сугубо российский набор участников разбавила одна студия... из Италии – Deepdesign.
На фото – кинетический объект «Бешеный табурет» (Мастерская «Вещь»)
Большой плюс – площади для дизайнеров были бесплатны. Отличный почин. И может показаться странным, что отклик со стороны дизайнеров получился вялым – ни одного нового имени, очень мало новых работ. То ли организаторы не донесли message до дизайнерских масс, то ли выставлять реально нечего, то ли дизайнеры не верят в хоть какую-то эффективность подобных выставок. Площади в подарок – это здорово, но потраченное время - тоже деньги. Не говоря уже о расходах на выставочные образцы, оформление стенда и полиграфию. Буквально все дизайнеры, кто участвовал год и два назад в 100%Design Moscow, отметили: ни одного нового клиента, мизер публикаций в прессе после выставки. Какой тогда смысл участвовать?
На фото – столы из Corian (автор – Александр Малыгин)
Еще одной оборотной стороной халявы стало то, что на оформление «Галереи» денег тоже не было предусмотрено – участникам предоставили стандартные боксы с белыми стенами. И все бы ничего (на том же Сателлите в Милане дизайнеры располагаются в похожих боксах даже меньшей площади), но никто почему-то не догадался хотя бы отделить зону дизайнерской экспозиции от многочисленных торговых компаний.
Впечатление дополнительно смазывали декораторские стенды, непонятно почему затесавшиеся в дизайнерскую экспозицию. Как выяснилось, это тоже были участники «Галереи», собранные организаторами «до кучи». Зачем? Какое отношение к дизайну имеет роспись стен фресками? Абсолютно непонятно. Если в следующий раз история с экспозицией дизайнеров получит продолжение, определенно стоит отсеивать «левых» участников.
В общем, данная часть выставки буквально растворилась в общей массе, подтвердив опасения дизайнеров: их проекты мало кто по-настоящему увидел и оценил.
Фирменный стиль выставки
Сложно, конечно, было объединить под одной крышей столь разные модули как RedDot, местный аналог Сателлита и хаотично-разностильный торгово-коммерческий блок. Но, учитывая количество незанятых площадей и огромное, залитое светом пространство Гостиного двора, возможности были, и неплохие.
Увы, декоратор и «телезвезда» Теплицкая, что занималась фирменным стилем выставки, не справилась с дизайнерской задачей для столь масштабного пространства. Концептуально разные блоки никак не были разделены, для конференц-зала в который раз соорудили тесный и душный бокс, о рекреациях благополучно забыли, в качестве оформления под стеклянной крышей висели линялые цветные тряпки. А два бара и ресепшн оказались так визуально раздроблены полосками плохо подобранных ядовитых цветов, что их непросто было выхватить глазом на не менее пестром фоне выставочных павильонов.
В общем, и планировка, и оформление оставляли желать много лучшего.
А что интересного было в коммерческой части?
Коммерческая часть FIDexpo, как правило, «радовала» обилием пафосного кича. В этот раз без него тоже не обошлось, но резкое уменьшение его доли нельзя было не заметить. Тем не менее, большинство стендов по-прежнему представляли из себя выездной филиал строительного супермаркета a-la Экспострой.
И вот, идешь ты сквозь строй керамической плитки, дверей, сантехники, штор, обоев... и вдруг – wow! В самом конце зала видишь два неопознанных объекта, приземлившихся на гранитный пол. В следующий момент опознание состоялось: это кухни. А кто их создал? Ничего подобного раньше видеть не приходилось. Итальянцы, скандинавы, англичане? Оказывается, это латвийские кухни AB Virtuves (www.abvirtuves.lv) из Риги.
И на стенде их представляют не какие-нибудь девочки-мальчики из отдела продаж, а сами дизайнеры – Рено Ладзиньш (автор модели Rotate) и Улдис Пимберис (автор кухни Alpla Ema). Причем, обе кухни, как говорится, с пылу, с жару – совсем новые разработки, которые нигде ранее не выставлялись.
На вопрос, почему именно московская выставка была выбрана для премьеры, дизайнеры ответили, что в самой Латвии достойных выставок нет, в Милан в этом году они бы все равно не успели, а остальные европейские смотры будут позже. Мы как-то не следили, кому там вручили дипломы выставки, но по нашему мнению эта экспозиция была Номером 1. Пожелаем рижанам коммерческих успехов и мирового признания, чтобы на следующий год их кухни появились в экспозиции RedDot :-).
Далее можем отметить диваны и кресла «Валери», разработанные питерской студией UniDesign (Михаил Барашков, Эдуард Андреев) для компании «Терминал».
Студия, долгое время работавшая с финскими производителями мебели, сделала проект для отечественного производителя. Как они ощущают разницу в работе с этими заказчиками? Вот что рассказал нам Михаил Барашков: «Работа под российским флагом доставляет и нам, и нашим клиентам сплошные проблемы. По опыту экспозиции этой же коллекции в Кельне: те, кто приходит смотреть нашу мебель, ищут не дизайн, а низкую цену. А тем, кто ищет дизайн, не приходит в голову искать его на стенде российской компании. Отсутствует информационная поддержка дизайна со стороны государства или отраслевых объединений. Вся надежда только на себя и на то, что наши мебельщики динамичней финских коллег в несколько раз. Коллекция была изготовлена в рекордно короткие сроки».
Что еще? Было некоторое количество инновационных и просто очень качественных материалов и технологий, качественная фурнитура – то, чем дизайнеру можно воспользоваться в своих проектах. Жаль только, что этого было немного.
Резюме
Спасибо организаторам за событие, за презентацию RedDot. Надеемся, что FIDexpo найдет свой формат и в будущем станет более дизайнерской.