Любой бренд или креативная стратегия в Италии непосредственно связаны с общим брендом «Made in Italy», чей успех и узнаваемость во всем мире определяются преимущественно не дизайнерами, а фирмами-производителями. Едва ли не более 50% дизайнеров, которые создают проекты для самых известных итальянских марок, – иностранцы. Таким образом, секрет «Made in Italy» находится в руках смелых предпринимателей и менеджеров.
По мнению Карима Рашида, в Италии существует множество руководителей, которые стимулируют желание дизайнеров со всего мира работать и сотрудничать с ними. Кроме того, иностранных дизайнеров привлекает в Италии благоприятный рабочий климат, который способствует творческим экспериментам, открывающим новые горизонты фирмам-производителям.
«Когда я делаю презентацию нового проекта для руководства таких известных марок, как Kartell, Driade, Flos, Cassina, – говорит Филип Старк, – они его любят. Когда я показываю макет проекта Альберто Алесси, он радуется как будто вот-вот можно будет, наконец, открыть рождественские подарки. Я никогда не слышал от итальянского производителя, что тот или иной проект принесет им кучу денег. Мне всегда говорили, что мой проект понравится покупателю. Именно так и должно быть».
Подобная местная специфика напрямую отражается на системе образования. В современных условиях учебное заведение становится важным звеном коммуникационной системы, отвечающим за развитие внешних и внутренних связей определенного региона, за позиционирование и конкурентоспособность местного бренда на рынке дизайна.
Школа дизайна в Италии – это, прежде всего, экспериментальная лаборатория, поддерживаемая местными производителями. Ярким примером подобного взаимодействия может служить регион Ломбардия и ее столица Милан. Здесь уже много лет существует и продуктивно развивается подобная схема. Известный дизайнер Рон Арад считает, например, что север Италии является центром мирового дизайна, прежде всего потому, что там родилась культура производства: «Нет другого места на земле, где бы сосредоточилось такое количество производителей, которые бы признавали ценности дизайна».
Но потенциал дизайна намного шире. Инновации могут возникнуть не только в крупных промышленных центрах, но и в провинции, где часто местные творческие ресурсы остаются невостребованными. Географическая близость между дизайнером и заказчиком дает свои преимущества, как и определенная позиция региона на международной арене, его собственный сильный бренд.
Находясь в географическом центре Апеннинского полуострова, регион Умбрия бросил свои творческие силы на разработку собственной креативной стратегии в рамках национальной программы «Italian Thinking» для активизации внутренних процессов в дизайне. Это, в свою очередь, согласно главной идее проекта, должно сделать регион и его собственный брэнд узнаваемыми на мировом рынке. Проект строится на основе знаний реальных потребностей заказчиков и конкретных запросов местных производителей.
Базой этой креативной стратегии стал Институт Итальянского Дизайна (Istituto Italiano Design), находящийся в столице региона Перуджии. Институт проводит насыщенную программу мероприятий (разработка проектов, конференции, мастер-классы, специализированные курсы, выставки и т. д.), направленную на развитие и позиционирование дизайна и бренда «Italian Thinking». Институт Итальянского Дизайна здесь выступает в качестве своеобразного исследовательского центра, работа которого направлена на международные проекты и сотрудничество с творческими людьми и организациями во всем мире.
Уже сегодня Институт Итальянского Дизайна предлагает летние курсы по дизайну для российских студентов в контексте travel&education, а также академические курсы по дизайну. Планируются соместные российско-итальянские проекты и учебные программы.
Подробная информация – на сайте института:
www.istitutoitalianodesign.it
Анастасия Крылова, Ирина Юрасовская
CREATIVIRUS project, международные арт-дизайн проекты