DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

ПЕРСОНАЛИИ

30 октября 2003

“Буквист” Ветров

Комментариев: 1Добавить свой комментарий

"Буквист" Ветров

Виталий Николаевич Ветров, художник и педагог, называет себя "буквистом".

Этим словом он называет тот жанр на границе литературы, дизайна и концептуального искусства, в котором работает уже многие годы. "Буквизм" - это попытка соединить предмет, его название и характер написания букв этого названия в одном объекте. Простейший пример из коллекции Ветрова - куб, на трех гранях которого написано по одной букве "К", "У", "Б". Причем эти буквы занимают всю поверхность граней. Куб - производное от квадрата. И потому довольно много буквенно-цифровых композиций Ветров посвятил Казимиру Малевичу. Квадрат как симметричная форма, форма сама себя возводящая в квадрат.

image_1

Отсюда и то название, которое автор дал одной из своих работ, подходит практически ко всем его объектам: "Субъективный объект в связи с квадратом Казимира Малевича и явлением кубизма". Кубизм в широком толковании это не только смесь фактур и точек зрения на предмет в одной композиции. Это еще и соединение разных уровней восприятия - формы, понятий, слов, даже цифр.

Цифры множатся, складываются и образуют какую-то свою закономерность сочетаний. Если их расположить в клеточках-квадратах, то получится еще один вид графических объектов Ветрова - своеобразные памятные плакетки, составленные из цифр дня, месяца и года рождения. Так из цифр и букв родилась мемориальная доска английскому скульптору Генри Муру.

Сам Виталий Николаевич родился 15 декабря 1922 года в Москве. Но семья театрального режиссера Николая Ивановича Ветрова и актрисы Елены Дмитриевны постоянно переезжала на гастролях из города в город. И наш герой пошел в школу в Армении.

...После школы он полтора года проучился в Институте Иностранных Языков, а затем, в начале войны вместе с колонной московской молодежи сначала пешком, а потом на поезде двинулся на восток. Добрались до Забайкалья. В Чите он попал в кавалерийскую часть. Здесь готовились к войне с Японией и рыли противотанковые рвы. Из Забайкалья он попал на фронт, был ранен. Лечился в госпитале восстановительной хирургии, познакомился со своей супругой студенткой торфяного института Маргаритой Антоновной...

В 1948 году "буквист" Ветров окончил художественно-графический факультет Московского педагогического института. Как аспирант Академии Педагогических Наук был послан открывать худ-граф на Сахалине. Написал кандидатскую диссертацию "Графическая работа как средство обучения в старших классах". Она пролежала долго на шкафу в лаборатории АПН, но наш герой в конце концов ее защитил и называет ее самым длинным заявлением о прибавке жалованья...

Ветров преподавал рисунок, живопись, скульптуру, прикладное искусство. И более всего в 548 школе.

Ветров не раз показывал свои объекты. И в той самой 548 школе на выставке под названием "Крыша", и в Центре Технической Эстетики на Пушкинской, когда там проходили семинары "Эксперимент в дизайне", и здесь, "на Каширке".

Эксперименты Ветрова над "опредмечиванием" слов, поиску объемного, пространственного "слово-образа" ближе всего к опытам концептуального искусства. К работам, например, американских художников, которые могли выставить один кубический километр морского воздуха или страницу из энциклопедии с определением того, что есть такое вода. В Москве поэт Дмитрий Пригов в 1970-е годы делал "стихограммы" (композиции из машинописного текста), а художник Андрей Монастырский придумывал акции, в которых слово, название происходящего играло не последнюю роль. И когда Ветров показывал свои работы в школах, оказалось, что школьникам не надо было объяснять, что такое "концептуальное искусство" (это не все и взрослые художники знают), они просто играли с буквами и словами как с формой.

Серия Ветрова под общим названием "Самоназвание вещи" выставлялась в 1986-1989 годы в Институте технической эстетики (ВНИИТЭ) во время семинара "Эксперимент в дизайне", который мы вели вместе с Вячеславом Колейчуком. Тогда-то и появился куб с надписью "куб", слово "спираль", согнутое из проволоки и закрученное в виде спирали, слово "паркет" из паркетных дощечек. Сложенные из деревянных брусков буквы "Ф" и "П", приклеенные к страницам книги, послужили своеобразным ребусом, в котором было зашифровано название романа Федора Панферова "Бруски". Форма совпадает с ее словесным обозначением.

Предмет своей формой может выявлять буквы, из которых складывается его название. Стул, составленный из букв "С", "Т", "У", и "Л". Иногда достаточно описать объект, чтобы можно его было сделать. Но то, как здесь будет помогать восприятию этого предметного алфавита материал, живая фактура, цвет, "запах" краски - зависит от исполнения. От художественного качества реализация зависит не менее половины силы воздействия объекта. И здесь на выставке это происходит впервые - реализация предельно откровенная, свободная, яркая - сделанная ТАФом.

Театр архитектурных форм Александра Ермолаева протянул руку Буквизму.

Своими проектами Ветров в содружестве с ТАФом доказывают, что предмет и алфавит едины. Что смысловой образ вещи порождает ее графический буквенный эквивалент. Что все вокруг нас есть текст - проявленный или непроявленный. И все дело в том, что нам просто стоит научиться видеть буквы и читать этот текст.

А.Лаврентьев

1 ноября 2003 - в 15.00 открытие выставки Виталия Ветрова в выставочном зале "на Каширке" (ул.Академика Миллионщикова, дом 35, тел. 112 1161).
Выставка открыта до 9 ноября и работает с 12 до 19.00 кроме понедельника и вторника.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОБСУЖДЕНИЕ

  13.2.2011 |  |

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

05 марта 2014

Юрий соловьев. Король дизайна. Часть 2

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", (продолжение) опубликованное в журнале "Итоги" 27 мая 2013 года. Как делался дизайн в СССР – от первого лица.  далее

Контекст » Персоналии

05 марта 2014

Юрий Соловьев. Король дизайна. Часть 1

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", опубликованное в журнале "Итоги" 20 мая 2013 года. Думаю, читатели нашего сайта давно знают, что в советские времена дизайна в стране было гораздо больше, чем сейчас...  далее

Контекст » Персоналии

25 февраля 2014

Юрий Борисович Соловьев
In Memoriam: Dr. Yuri Soloviev

8 октября не стало Юрия Борисовича Соловьева – человека, сделавшего для отечественного дизайна, наверное, больше всех. Создавшего его с "нуля", построившего в советские годы целую империю – ВНИИТЭ (Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Промышленной Эстетики) с мощными филиалами во всех республиках. Разработавшего множество объектов и создавшего передовые методики дизайн-проектирования. Светлая память... Последние слова - от ISCID (Международного совета сообществ промышленного дизайна) и Юрия Азрикана, знавшего его лично.  далее

Контекст » Персоналии

17 декабря 2012

Джонатан Айв. Дизайнер с большой буквы.
внешняя ссылка, откроется в новом окнеДжонатан Айв. Дизайнер с большой буквы.

Рекомендуем к просмотру. 40 минутный документальный фильм про главного дизайнера Apple. Тем, кто читал книгу про Джобса, многое будет знакомо, но встречаются и интересные открытия.

Контекст » Персоналии

27 сентября 2012

Dzmitry Samal
Дмитрий Самаль представляет свою марку модных аксесуаров

Дмитрий Самаль, дизайнер работающий в Париже, представляет одноименную марку модных аксесуаров (Dzmitry Samal), произведенных во Франции и Швейцарии. В настоящее время под ней производятся очки и часы.   далее

Контекст » Проекты

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |