Приводим полный текст из блога Эркена http://kagarov.livejournal.com/139726.html.
Основные задачи центра, как следует из названия - поддержка и развитие дизайна, образовательные мероприятия, помощь предприятиям края в создании новых образцов продукции, улучшение городской среды. Чем мы и стремились заниматься несмотря на многие помехи. Однако в последнее время помехи превратились в почти непреодолимые преграды.
Приведу несколько примеров. Еще в конце прошлого года, теперь уже бывшим министром промышленности края, было принято решение о переводе ПЦРД из автономного учреждения в бюджетное. Основная разница заключается в том, что бюджетные учреждения должны все заказы размещать в соответствии с 94 Федеральным законом, где ключевой характеристикой для выбора победителя является низкая цена. Само по себе это неплохо, однако в творческих конкурсах, которые мы проводили, такой подход приводит к победе самых низкоквалифицированных людей и компаний. Я предлагал включать в требования к подрядчикам какие-либо характеристики, обеспечившие бы нужную квалификацию, например, призы полученные на специализированных конкурсах, публикации на профессиональных сайтах или в специализированных журналах, но наши юристы не допустили подобного, поскольку, по их словам, это вызовет обращение в ФАС, как ограничение конкуренции. Понятно, что проект выполненный недорого, но плохо - никому не нужен, это выброшенные бюджетные деньги. Поэтому мы предложили другой вариант - укомплектовать штат (на сегодняшний день в ПЦРД нет ни одного дизайнера при нескольких свободных штатных единицах) и выполнить большинство проектов силами сотрудников центра. Мы не смогли бы их сделать так же хорошо, как узкоспециализированные дизайн-компании, но это были бы проекты "за которые не стыдно".
Однако исполнительный директор ПЦРД Денис Лямин (а его, как я понимаю, министерство нам назначило в феврале "для контроля") этот вариант так же отверг. Таким образом в ближайшее время центр может стать местом, где никто из сотрудников не знает что такое дизайн. Пока из "людей в теме" в центре остается только Наиля Аллахвердиева, во многом, думаю, потому, что еще не потеряла надежды реализовать проект фестиваля "Пермская неделя дизайна". Это мероприятие могло бы стать (или может, если все-таки произойдет) одним из самых сильных не только на Урале, но и в России. Предполагалось около 20 событий, приезд 15 лекторов, причем со многими участниками удалось предварительно договориться. Среди прочего, это выставка "Все золото мира" (100 плакатов получивших призы на мировых конкурсах), ретроспективная выставка пермских дизайн-компаний, презентация второго издания "Книги про буквы" Юрием Гордоном. Планировались выступления Людвига Быстроновского, Александра Тарбеева, Николая Штока, Алексея Чекаля и многих других. Однако сейчас все под угрозой срыва. Приведу пример - чтобы провести фестиваль, необходимо разработать его стиль. Почему это мы не могли сделать сами я написал выше. К вопросу качества работ добавился вопрос сжатых сроков - из-за реорганизации ПЦРД финансирование этого года началось только в мае, а в июне все еще не было печати и регистрационных документов. Процесс же конкурса по 94 ФЗ долгий - 40 дней занимает только время его проведения, потом дизайнеры должны делать эскизы а это не меньше месяца, потом работа жюри, а после еще надо сделать стиль и реализовать! Понятно, что объявлять о первом фестивале менее, чем за три месяца не имеет смысла. Тогда мы с Наилей предложили самостоятельно провести творческий конкурс и оплатить победителю из тех денег, что наша организация по закону имеет право расходовать (до 100 тысяч рублей 1 раз в квартал). Я договорился с замечательными дизайнерами, они согласились войти в жюри. Приведу их список полностью:
Эрик Белоусов, арт-директор Zoloto/Ostengruppe
Людвиг Быстроновский, арт-директор Студии Артемия Лебедева
Юрий Гордон, дизайнер, художник
Эркен Кагаров, художественный руководитель ПЦРД, член Академии графического дизайна
Андрей Логвин, дизайнер, член Академии графического дизайна
Сергей Серов, руководитель ВАШГД, вице-президент Академии графического дизайна
Протей Темен, художник
Мы были готовы объявить конкурс, однако, исполнительный директор не позволил сделать и это.
Мы всегда стремились делать разные образовательные события. И делали. Несмотря на то, что в прошлом году на это не было строчки в бюджете (а мы не можем тратить иначе, это нецелевое использование средств), мы провели около 10 лекций и семинаров - договаривались, чтобы дизайнеры или архитекторы бесплатно выступили, использовали их приезд по другому поводу в "корыстных" целях. В этом году мы провели несколько лекций по шрифту и типографике. И тоже не тратя денег. Мы добились, чтобы в этом году в бюджете ПЦРД был пункт с образовательными событиями. И он есть. Вот только закон запрещает в задании указывать фамилии конкретных лекторов. Можно указывать только тему. Это как читать книгу не Пушкина или Чехова, а «неважнокогопролюбовь» (надо ли говорить, что мы предложили сами организовать приезд и получили отказ Лямина?).
И еще одна важная причина.
Когда я приехал прошлой весной в Пермь, на TEDx я выступил с предложением, как можно быстро и дешево изменить социальную среду к лучшему. Я говорил про школы, поликлиники и подобные учреждения. Сейчас большинство расходов на ремонт этих заведений очень малоэффективно, поскольку каждый раз решение о выборе материала, планировке или цвете штор принимает директор. Мало того, каждый из них тратит на это время (а это немало - в крае около 1000 школ, значит 3-4 часа потраченных на решение этих вопросов превращаются в 3-4 тысячи часов), но решение получается плохим. Школьники подскальзываются на плитке, неподходящей для заснеженных ступенек, линолеум протирается и требует замены, помещения неуютны и малофункциональны и прочее. В то же время, сетевые компании - магазины, банки и прочие, знают как это исправить. Специалистами - архитекорами, дизайнерами, материаловедами, психологами, - делается 1 хороший проект, оптимальный по цене и простоте внедрения, хорошо выглядящий, удобный, документируется и тиражируется. Получается экономия на масштабе, например, для школ можно стоимость проекта делить на тысячу. Конечно же проект предполагалось делать в сотрудничестве с учителями и родителями, а результаты делать общедоступными.
Вместе с департаментом образования была проведена конференция, где более 20 директоров школ поняли и поддержали этот подход. В конце 2011 года министр образования (теперь уже бывший) подписал приказ. Но министерство промышленности (учредитель ПЦРД) так и не поставило этот проект в план центра. Исполнительный директор до последнего времени обещал, что внести изменения в план возможно.
Примерно то же произошло с проектами для предприятий. В прошлом году завершился конкурс "Пермская мебель" и на этот год планировалось эскизы лучших авторов превратить в документацию для конкретных предприятий. Всего 7 проектов. Однако, Минпром в бюджет их не включил.
Это основные причины, есть еще много мелких, на которые можно не обращать внимания.
Я очень хочу, чтобы центр работал дальше, главное, чтобы он не стал только бюрократической структурой (немного бюрократии необходимо), не стал делать проекты для "галочки". Я очень благодарен судьбе за этот период в моей жизни, который познакомил меня со многими замечательными людьми, как в ПЦРД, так и в Перми и городах края.
Я готов и дальше участвовать в работе центра, если моя помощь понадобится.
И еще. Я планирую появляться в Перми, тем более, что в городе создается первая в России школа дизайна.
На «Ленте» пишут, что Марат Гельман также скоро покинет ПЦРД: http://lenta.ru/news/2012/08/13/permm/