DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

ПЕРСОНАЛИИ

10 мая 2007

Dieter Rams - создатель стиля Braun

Комментариев: 5Добавить свой комментарий


Dieter Rams (1932) - немецкий дизайнер, создатель „браунстиля", один из самых известных и авторитетных современных дизайнеров.

Родился в Висбадене. В 1947 году поступил в местную Школу художественных ремесел. Через два семестра прервал обучение и прошел трехлетнюю практику в столярной мастерской в Келькхайме (1948-51). Затем продолжил учебу в Висбадене, специализировался в области интерьера и архитектуры и в 1953 году окончил школу с отличием.

Два года работал в архитектурном бюро Отта Апеля (1953-55), где, в частности, участвовал в проектировании американских консульств в Западной Германии, которым бюро Апеля занималось вместе с американскими архитекторами Скидмором, Оуингсом и Меррилом. В 1955 году, пройдя по конкурсу, был принят на должность архитектора на фирму „Макс Браун". В штате этой фирмы (ныне - „Браун") Рамс работает уже более 35 лет.



В 1961 году он возглавил отдел дизайна, в 1968-м назначен на должность директора этого отдела, в 1988-м - генерального уполномоченного фирмы.

В истории современного дизайна имена Рамс и Браун оказались неразделимы: Рамс идентифицируется с деятельностью фирмы и наоборот. Более 500 различных проектов, выполненных лично Рамсом или при его непосредственном участии, реализовано на фирме, и миллионы бытовых электроприборов, ежегодно ею продаваемых, являются одновременно и его продукцией. Многие инновации Рамса вошли в обиход мирового дизайна: он придумал прозрачную крышку на проигрывателе, он первым сделал кнопки управления на радиоаппаратуре выпуклыми, а не вогнутыми, как было принято прежде, он расположил ручку фена под углом, чтобы удобнее было сушить волосы сзади, он предложил самую распространенную ныне конструкцию кофеварки (цилиндр с фильтром и емкость для воды вставлены друг в друга) и сделал ее компактной.



Когда Рамс пришел на фирму, консультантами по программе дизайна на ней были педагоги Ульмской школы формообразования - В. Вагенфелъд, X, Гугелот и О. Айхер. Первые шаги в дизайне Рамс делал, работая вместе с Гугелотом над проектом радиоприемника со встроенным проигрывателем модели ,,SK 4" (1956). Эта вещь произвела на рынке сенсацию: белый аппарат прямоугольной формы без всякого декора был скорее похож на небольшой холодильник и получил в прессе прозвище „гроб для белоснежки", во многом обязанное прозрачной крышке из плексигласа, которую предложил Рамс для проигрывателя. С этой модели началась серия „Штудио", потом серия ,,Аудио" высококачественной радиоэлектронной аппаратуры фирмы „Браун", в которой получила последовательное выражение дизайнерская позиция Рамса.



Определяя политику фирмы в области дизайна на протяжении многих лет, Рамс сумел создать беспрецедентное единство всей ее продукции - легко узнаваемый потребителями и широко известный „браунстиль". Был задан образ для нескольких поколений вещей с характерными для него черным, белым и серебристо-серым цветами, прямоугольностью и чистотой форм, В галерее дизайна Рамса нет не только ни одной проходной вещи, но и ни одной проходной детали: кнопки, шкалы, задняя сторона приборов, ручки, подставки решены столь же ответственно, как и целое.

„Браунстиль" есть следствие „браунфилософии", которую представляет и отстаивает Дитер Рамс. Он стремится экономно обращаться с формой и цветом, отдает предпочтение простой форме, избегает ненужной сложности. Дизайн строится на упорядочении формы, ясности конструктивного решения, на простоте обращения с вещью, стремлении достичь ее максимальной полезности. Рамс никогда не употребляет понятия „функционализм", но постоянно говорит о функциях вещи, подчеркивая, что трактует их в широком смысле, учитывая также и психологические, и эстетические, и экологические функции.

Основа профессиональной философии Рамса - установка на редуцирование. Он считает, что простое лучше, чем сложное, незаметное - чем броское, монохромное - чем пестрое, уравновешенное - чем экстравагантное; он предпочитает непрерывное изменчивому, маленькое - большому, легкое - тяжелому, тихое - шумному; считает, что мало элементов лучше, чем много, и т. д. Рамс исповедует простоту вещей и по-прежнему ставит перед дизайнерами задачу ее углубления, считая, что вещь, образно говоря, должна быть сведена к кнопке.

Рамс неоднократно отмечал, что в формировании его взглядов большую роль сыграли детские воспоминания о мастерской его деда столяра, который не признавал никакой техники и обрабатывал дерево вручную, и поэтому его работа естественным образом сводилась к простоте, рациональности и здравому смыслу.

Рамс - разносторонний дизайнер. Парал-лельно с проектами изделий "Брауна" он создает проекты мебели. Первая мебель была сделана в 1957 году для франкфуртской фирмы Отто Цапфа, вскоре преобразованной в „Витсое+ Цапф", ныне - „Визе Витсое" (по имени ее владельца, датчанина). Все, что представлено в демонстрационном зале фирмы, создано Рамсом: Витсое заказывает проекты только ему. Начиная с первого проекта сборной мебели „RZ 57" Рамс работает только над большими мебельными программами и никогда не проектирует штучных изделий. В общей сложности он сделал 15 программ, среди которых серия полок, стульев и столов „RZ 60", серия кресел „RZ 62", отмеченная в 1966 году Премией студии „Розенталь", система полок „606" из алюминия и стали (1960) - самая знаменитая работа Рамса в области мебели, получившая многочисленные награды и неизменно притягивающая к себе внимание профессионалов интерьера.

В мебельном дизайне Рамс реализует принципы модульности, сборности-разборности, вариабельности, полифункциональности. Он делает мебель без оглядки на моду, вневременную, выбирает простые, нейтральные, почти анонимные формы, отрабатывает с филигранной точностью каждый угол, кант, крепежный болт.

Дизайнер-практик, Рамс сформировал свои идеалы „хорошего дизайна", серьезно в них верит и способствует их распространению. В его докладах, статьях, интервью, лекциях (с 1981 года Дитер Рамс - профессор дизайна Высшей школы изобразительных искусств в Гамбурге) вновь и вновь звучат лаконичные десять правил хорошего дизайна":

хороший дизайн - инновативный;
хороший дизайн делает изделие полезным;
хороший дизайн - эстетичный;
хороший дизайн - незаметный;
хороший дизайн делает изделие легко понятным (Рамс всегда большое внимание уделяет узнаваемости, „разговорчивости", коммуникативности изделия);
хороший дизайн - честный;
хороший дизайн - долговечный;
хороший дизайн последователен, вплоть до малейших деталей;
хороший дизайн экологичен (Рамс при этом имеет в виду не только природоохранительную позицию, но и защиту от загрязнения визуальной среды);
хороший дизайн - это, по мере возможности, минимум дизайна.

Показательный пример следования этим заповедям - недавняя работа Рамса над дизайном такой простои вещи, как дверная ручка (программы rgs1, rgs2, rgs3, 1986-89). В Германии к Рамсу относятся с большим почтением. Самая значительная выставка его работ „Дизайн: Дитер Рамс и" была организована Международным дизайн-центром Западного Берлина (1980) и затем показана в крупнейших центрах мирового дизайна. С 1988 года он является президентом Совета по дизайну. Он стал первым обладателем ежегодной премии „Дизайн кёпфе" („Вершины дизайна"), учрежденной в 1990 году Форумом промышленного дизайна, проходящим во время крупнейшей в мире промышленной Ганноверской ярмарки. В Германии существует клуб фанатов „Брауна" (=Рамса) со своим журналом, где большое место занимают объявления коллекционеров „Брауна", особенно раннего.



Рамс пользуется большим авторитетом у дизайнеров всего мира, что подтверждают золотые медали на Триеннале в Милане, Биеннале в Любляне и многие другие награды. Перед Рамсом, хранителем ценностей модернизма, снимают шляпу и постмодернисты. Сейчас он выполняет заказ миланской фирмы „Алесси", изготовителя изделий из металла, сделавшей себе имя на привлечении самых знаменитых архитекторов-постмодернистов к акциям по проектированию чайников и столовой посуды из серебра. Коллекция „Алесси" пополнится новой версией цилиндрической зажигалки „TFG 2", созданной Рамсом в 1968 году.

В оформлении использованы фотоматериалы сайта  Core77.com

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОБСУЖДЕНИЕ

  11.5.2007 |  |  
отличный калькулятор ! мне его клавиши напомнили конфетки M&Ms)))
  11.5.2007 |  |  
Super!!!
  11.5.2007 |  |  
Вот оно, вечное...
  22.5.2007 |  |  
было бы здорово если на designete написали об упомянутой в статье Ульмской школе, в рунете информации о ней практически нет, хотя, насколько я слышал, по своей значимости она сравнима с баухаусом
  8.10.2007 |  |  
хороший дизайн - незаметный хороший дизайн - долговечный хороший дизайн - это, по мере возможности, минимум дизайна По словам моего германского профессора эии постулаты они ("Браунцы") твердили десятилетиями. Это как у стареющих дизайнеров - им трудно воспринимать новое, экспериментировать, делать ошибки. Почему же эти "Браунцы ... показать все

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

05 марта 2014

Юрий соловьев. Король дизайна. Часть 2

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", (продолжение) опубликованное в журнале "Итоги" 27 мая 2013 года. Как делался дизайн в СССР – от первого лица.  далее

Контекст » Персоналии

05 марта 2014

Юрий Соловьев. Король дизайна. Часть 1

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", опубликованное в журнале "Итоги" 20 мая 2013 года. Думаю, читатели нашего сайта давно знают, что в советские времена дизайна в стране было гораздо больше, чем сейчас...  далее

Контекст » Персоналии

25 февраля 2014

Юрий Борисович Соловьев
In Memoriam: Dr. Yuri Soloviev

8 октября не стало Юрия Борисовича Соловьева – человека, сделавшего для отечественного дизайна, наверное, больше всех. Создавшего его с "нуля", построившего в советские годы целую империю – ВНИИТЭ (Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Промышленной Эстетики) с мощными филиалами во всех республиках. Разработавшего множество объектов и создавшего передовые методики дизайн-проектирования. Светлая память... Последние слова - от ISCID (Международного совета сообществ промышленного дизайна) и Юрия Азрикана, знавшего его лично.  далее

Контекст » Персоналии

17 декабря 2012

Джонатан Айв. Дизайнер с большой буквы.
внешняя ссылка, откроется в новом окнеДжонатан Айв. Дизайнер с большой буквы.

Рекомендуем к просмотру. 40 минутный документальный фильм про главного дизайнера Apple. Тем, кто читал книгу про Джобса, многое будет знакомо, но встречаются и интересные открытия.

Контекст » Персоналии

27 сентября 2012

Dzmitry Samal
Дмитрий Самаль представляет свою марку модных аксесуаров

Дмитрий Самаль, дизайнер работающий в Париже, представляет одноименную марку модных аксесуаров (Dzmitry Samal), произведенных во Франции и Швейцарии. В настоящее время под ней производятся очки и часы.   далее

Контекст » Проекты

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |