Dieter Rams (1932) - немецкий дизайнер, создатель „браунстиля", один из самых известных и авторитетных современных дизайнеров.
Родился в Висбадене. В 1947 году поступил в местную Школу художественных ремесел. Через два семестра прервал обучение и прошел трехлетнюю практику в столярной мастерской в Келькхайме (1948-51). Затем продолжил учебу в Висбадене, специализировался в области интерьера и архитектуры и в 1953 году окончил школу с отличием.
Два года работал в архитектурном бюро Отта Апеля (1953-55), где, в частности, участвовал в проектировании американских консульств в Западной Германии, которым бюро Апеля занималось вместе с американскими архитекторами Скидмором, Оуингсом и Меррилом. В 1955 году, пройдя по конкурсу, был принят на должность архитектора на фирму „Макс Браун". В штате этой фирмы (ныне - „Браун") Рамс работает уже более 35 лет.
В 1961 году он возглавил отдел дизайна, в 1968-м назначен на должность директора этого отдела, в 1988-м - генерального уполномоченного фирмы.
В истории современного дизайна имена Рамс и Браун оказались неразделимы: Рамс идентифицируется с деятельностью фирмы и наоборот. Более 500 различных проектов, выполненных лично Рамсом или при его непосредственном участии, реализовано на фирме, и миллионы бытовых электроприборов, ежегодно ею продаваемых, являются одновременно и его продукцией. Многие инновации Рамса вошли в обиход мирового дизайна: он придумал прозрачную крышку на проигрывателе, он первым сделал кнопки управления на радиоаппаратуре выпуклыми, а не вогнутыми, как было принято прежде, он расположил ручку фена под углом, чтобы удобнее было сушить волосы сзади, он предложил самую распространенную ныне конструкцию кофеварки (цилиндр с фильтром и емкость для воды вставлены друг в друга) и сделал ее компактной.
Когда Рамс пришел на фирму, консультантами по программе дизайна на ней были педагоги Ульмской школы формообразования - В. Вагенфелъд, X, Гугелот и О. Айхер. Первые шаги в дизайне Рамс делал, работая вместе с Гугелотом над проектом радиоприемника со встроенным проигрывателем модели ,,SK 4" (1956). Эта вещь произвела на рынке сенсацию: белый аппарат прямоугольной формы без всякого декора был скорее похож на небольшой холодильник и получил в прессе прозвище „гроб для белоснежки", во многом обязанное прозрачной крышке из плексигласа, которую предложил Рамс для проигрывателя. С этой модели началась серия „Штудио", потом серия ,,Аудио" высококачественной радиоэлектронной аппаратуры фирмы „Браун", в которой получила последовательное выражение дизайнерская позиция Рамса.
Определяя политику фирмы в области дизайна на протяжении многих лет, Рамс сумел создать беспрецедентное единство всей ее продукции - легко узнаваемый потребителями и широко известный „браунстиль". Был задан образ для нескольких поколений вещей с характерными для него черным, белым и серебристо-серым цветами, прямоугольностью и чистотой форм, В галерее дизайна Рамса нет не только ни одной проходной вещи, но и ни одной проходной детали: кнопки, шкалы, задняя сторона приборов, ручки, подставки решены столь же ответственно, как и целое.
„Браунстиль" есть следствие „браунфилософии", которую представляет и отстаивает Дитер Рамс. Он стремится экономно обращаться с формой и цветом, отдает предпочтение простой форме, избегает ненужной сложности. Дизайн строится на упорядочении формы, ясности конструктивного решения, на простоте обращения с вещью, стремлении достичь ее максимальной полезности. Рамс никогда не употребляет понятия „функционализм", но постоянно говорит о функциях вещи, подчеркивая, что трактует их в широком смысле, учитывая также и психологические, и эстетические, и экологические функции.
Основа профессиональной философии Рамса - установка на редуцирование. Он считает, что простое лучше, чем сложное, незаметное - чем броское, монохромное - чем пестрое, уравновешенное - чем экстравагантное; он предпочитает непрерывное изменчивому, маленькое - большому, легкое - тяжелому, тихое - шумному; считает, что мало элементов лучше, чем много, и т. д. Рамс исповедует простоту вещей и по-прежнему ставит перед дизайнерами задачу ее углубления, считая, что вещь, образно говоря, должна быть сведена к кнопке.
Рамс неоднократно отмечал, что в формировании его взглядов большую роль сыграли детские воспоминания о мастерской его деда столяра, который не признавал никакой техники и обрабатывал дерево вручную, и поэтому его работа естественным образом сводилась к простоте, рациональности и здравому смыслу.
Рамс - разносторонний дизайнер. Парал-лельно с проектами изделий "Брауна" он создает проекты мебели. Первая мебель была сделана в 1957 году для франкфуртской фирмы Отто Цапфа, вскоре преобразованной в „Витсое+ Цапф", ныне - „Визе Витсое" (по имени ее владельца, датчанина). Все, что представлено в демонстрационном зале фирмы, создано Рамсом: Витсое заказывает проекты только ему. Начиная с первого проекта сборной мебели „RZ 57" Рамс работает только над большими мебельными программами и никогда не проектирует штучных изделий. В общей сложности он сделал 15 программ, среди которых серия полок, стульев и столов „RZ 60", серия кресел „RZ 62", отмеченная в 1966 году Премией студии „Розенталь", система полок „606" из алюминия и стали (1960) - самая знаменитая работа Рамса в области мебели, получившая многочисленные награды и неизменно притягивающая к себе внимание профессионалов интерьера.
В мебельном дизайне Рамс реализует принципы модульности, сборности-разборности, вариабельности, полифункциональности. Он делает мебель без оглядки на моду, вневременную, выбирает простые, нейтральные, почти анонимные формы, отрабатывает с филигранной точностью каждый угол, кант, крепежный болт.
Дизайнер-практик, Рамс сформировал свои идеалы „хорошего дизайна", серьезно в них верит и способствует их распространению. В его докладах, статьях, интервью, лекциях (с 1981 года Дитер Рамс - профессор дизайна Высшей школы изобразительных искусств в Гамбурге) вновь и вновь звучат лаконичные десять правил хорошего дизайна":
хороший дизайн - инновативный;
хороший дизайн делает изделие полезным;
хороший дизайн - эстетичный;
хороший дизайн - незаметный;
хороший дизайн делает изделие легко понятным (Рамс всегда большое внимание уделяет узнаваемости, „разговорчивости", коммуникативности изделия);
хороший дизайн - честный;
хороший дизайн - долговечный;
хороший дизайн последователен, вплоть до малейших деталей;
хороший дизайн экологичен (Рамс при этом имеет в виду не только природоохранительную позицию, но и защиту от загрязнения визуальной среды);
хороший дизайн - это, по мере возможности, минимум дизайна.
Показательный пример следования этим заповедям - недавняя работа Рамса над дизайном такой простои вещи, как дверная ручка (программы rgs1, rgs2, rgs3, 1986-89). В Германии к Рамсу относятся с большим почтением. Самая значительная выставка его работ „Дизайн: Дитер Рамс и" была организована Международным дизайн-центром Западного Берлина (1980) и затем показана в крупнейших центрах мирового дизайна. С 1988 года он является президентом Совета по дизайну. Он стал первым обладателем ежегодной премии „Дизайн кёпфе" („Вершины дизайна"), учрежденной в 1990 году Форумом промышленного дизайна, проходящим во время крупнейшей в мире промышленной Ганноверской ярмарки. В Германии существует клуб фанатов „Брауна" (=Рамса) со своим журналом, где большое место занимают объявления коллекционеров „Брауна", особенно раннего.
Рамс пользуется большим авторитетом у дизайнеров всего мира, что подтверждают золотые медали на Триеннале в Милане, Биеннале в Любляне и многие другие награды. Перед Рамсом, хранителем ценностей модернизма, снимают шляпу и постмодернисты. Сейчас он выполняет заказ миланской фирмы „Алесси", изготовителя изделий из металла, сделавшей себе имя на привлечении самых знаменитых архитекторов-постмодернистов к акциям по проектированию чайников и столовой посуды из серебра. Коллекция „Алесси" пополнится новой версией цилиндрической зажигалки „TFG 2", созданной Рамсом в 1968 году.
В оформлении использованы фотоматериалы сайта Core77.com