DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

ЗАКОНЫ, ДОКУМЕНТЫ

10 ноября 2006

КОНЦЕПЦИЯ развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года

Комментариев: 3Добавить свой комментарий
Полный текст официального документа от 18 октября 2006 г.

1. Цели и задачи Концепции

Основной целью настоящей Концепции является развитие дизайна как проектной художественно-технологической деятельности по формированию гармоничной предметно-пространственной, жилой, производственной, информационно-коммуникационной и социально-культурной среды, обеспечивающее повышение конкурентоспособности экономики и рост качества жизни населения.

Основными задачами развития дизайна являются:
1. Обеспечение эффективности использования дизайна как важного фактора повышения качества жизни населения, развития городской среды и сельских поселений, транспорта, социальной сферы, в т.ч. сфере образования, здравоохранения и культуры.
2. Повышение эффективности применения дизайна как фактора обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг предприятий различных секторов экономики, в условиях повышения значимости уровня дизайна и эргономичности в оценке потребительских свойств выпускаемой продукции.
3. Содействие развитию предприятий сектора дизайна, с учетом роста вклада услуг по маркетингу и дизайну в структуре добавленной стоимости товаров как потребительского, так и производственного назначения.


2. Проблемы развития дизайна

Развитие дизайна в России сталкивается в настоящее время с рядом существенных препятствий. К ним относятся:
1. Недостаточность внимания, уделяемого дизайну при планировании и осуществлении градостроительной деятельности, негативно сказывающаяся на качестве жизни населения. Недостаточное внимание уделяется вопросам дизайна при формировании заказа на приобретение продукции для государственных и муниципальных нужд, в социальной сфере, в т.ч. сфере образования, здравоохранения и культуры, в сфере транспорта.
2. Низкий уровень спроса на услуги дизайна на предприятиях, связанный в т.ч. с низкой осведомленностью о преимуществах и возможностях применения дизайна, устаревшим восприятием дизайна исключительно как средства художественного оформления выпускаемой продукции, без учета его инновационного потенциала.
Конкурентоспособность высокотехнологичной продукции, наряду с техническими характеристиками, в значительной степени определяется уровнем дизайна и эргономичности изделия. Недостаточное внимание вопросам развития промышленного дизайна в предшествующие годы и недостаток финансовых ресурсов у предприятий для дизайнерской проработки создаваемой продукции в настоящее время, приводит к вытеснению продукции отечественных производителей с российского и мирового рынков и снижает конкурентоспособность экономики страны в целом.
3. Несоответствие требованиям рынка качества и содержания отечественного образования в области промышленного дизайна, включая среднее профессиональное и высшее образование, системы дополнительного образования, дефицит квалифицированных кадров.
4. Низкая вовлеченность большинства отечественных дизайнерских предприятий в мировой рынок дизайнерских услуг.
5. Ограниченность существующей в стране инфраструктуры продвижения и развития дизайна, являющейся в мире важным инструментом политики повышения конкурентоспособности экономики, инновационной политики и политики стимулирования развития малого предпринимательства.


3. Основные направления политики развития дизайна

Основными направлениями государственной политики развития дизайна на период до 2008 года должны стать:
1. Развитие средового дизайна городов и сельских поселений.
2. Совершенствование использования дизайна в социальной сфере (в т.ч. в образовании, здравоохранении, учреждениях культуры и спорта) и на транспорте.
3. Развитие системы национальных стандартов в области эргономики и дизайна и расширение практики использования данных стандартов при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
4. Обеспечение роста осведомленности предприятий о возможностях повышения конкурентоспособности за счет эффективного использования дизайнерских решений (как путем закупки дизайнерских услуг на рынке, так и за счет организации дизайнерских служб внутри предприятий).
5. Повышение качества профессионального образования в сфере дизайна и развитие механизмов непрерывного образования. Предоставление поддержки исследованиям в сфере эргономики и дизайна.
6. Обеспечение поддержки использованию предприятиями различных секторов экономики услуг дизайна, развития малых и средних предприятий в сфере дизайна, в т.ч. через формирование инфраструктуры федеральных и региональных центров развития дизайна. Содействие выходу предприятий сферы дизайна на внешние рынки.
7. Содействие распространению лучшей практики деятельности региональных и местных органов власти по использованию возможностей дизайна. Развитие механизмов информационного обеспечения сферы дизайна и мониторинга деятельности в сфере дизайна.


4. Система мероприятий по реализации Концепции

4.1. Развитие средового дизайна городов и сельских поселений
Важным направлением повышения качества жизни населения является обеспечение развития благоприятной городской среды и среды сельских поселений. В рамках данного направления будет осуществляться:
- разработка модельных правил разработки генеральных схем комплексного благоустройства городов и регламентов проведения работ по благоустройству территорий, утверждаемых муниципальными образованиями.
- разработка методических рекомендаций и стандартов, связанных с определением требований к планированию городской и поселковой среды, в том числе по обеспечению возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения, адаптированности и безопасности мест пребывания детей с родителями, по учету в планировочной структуре функциональных элементов, обусловленных растущим уровнем автомобилизации, противопожарных планировочных требований и др.
- разработка методических рекомендаций и стандартов дизайна территорий, отдельных зданий и сооружений для обеспечения безопасности, (в том числе обеспечения безопасности дорожного движения), снижения преступности и предотвращения вандализма, включая разработку соответствующих требований к проектированию парков, мест массового отдыха, дворов, автостоянок, велосипедных и пешеходных дорожек, остановок общественного транспорта, территорий объектов социальной сферы, а также к освещенности улиц, зон пешеходного движения и пространств, прилегающих к общественным и жилым зданиям.
- формирование системы распространения лучшей практики в сфере развития эстетики городской среды, проведение международных общероссийских и региональных симпозиумов, конференций, семинаров, специализированных выставок, организацию международных стажировок и т.п.;
- содействие реализации пилотных проектов в области комплексного благоустройства городской среды и сельских поселений.

4.2. Содействие эффективному использованию дизайна в социальной сфере и на транспорте
Повышение эффективности системы здравоохранения, образования, социального обслуживания, транспорта, учреждений сферы культуры требует обеспечения комплексного использования дизайнерских решений.
1. Здравоохранение. Использование профессиональных методов дизайна и эргономики способствуют рациональному размещению и использованию медицинской техники, позволяет повысить гибкость использования процедурных помещений, снизить уровень распространения внутрибольничных инфекций и вероятность допущения врачебных ошибок; позволяет обеспечить повышение производительности труда для медицинского персонала и повышение комфорта для пациентов.
2. Образование. Формирование развивающей предметной среды, включающей совокупность игровых, мебельных, организационно-пространственных и других элементов, учебного оборудования и учебных пособий, отвечающих требованиям эргономики и дизайна, детских дошкольных учреждений, учреждений начального, среднего и профессионального образования, содействует здоровому развитию детей, снижению уровня их заболеваемости, повышению успеваемости учащихся.
3. Содействие интеграции инвалидов в социальную жизнь. Использование профессиональных средств и методов дизайна необходимо при развитии транспортной инфраструктуры, доступной для инвалидов, при формировании обучающей, развивающей и оздоровляющей среды для детей-инвалидов, включая оборудование для детей-инвалидов с нарушением двигательных функций (мебель, учебно-игровые места, игровые средства, различные приспособления). Использование такого оборудования способствует их социальной адаптации и развитию.
4. Культура и спорт. Использование профессиональных методов эргономики и дизайна в учреждениях сферы культуры и спорта должно обеспечить рост эффективности их функционирования и повышение качества оказываемых ими услуг.
5. Транспорт. Совершенствование требований к проектированию транспортных средств, автоматизированным системам управления дорожным движением, визуальных коммуникаций на транспорте, требований к установке технических средств организации дорожного движения, являются важными условиями повышения эффективности и безопасности транспортных систем.
В целях расширения использования методов дизайна в решении задач инфраструктуры и социальной сферы необходимо обеспечить:
- формирование системы постоянно пополняемых каталогов (баз данных) дизайнерских решений для учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной поддержки инвалидов, в сфере транспорта, размещаемых в сети интернет;
- формирование системы распространения лучшей практики использования дизайнерских решений в учреждениях социальной сферы и учреждениях управления транспортной инфраструктуры.
- включение дизайна и эргономики в процессы проектирования новых и реконструкции существующих объектов социальной сферы и транспортной инфраструктуры.

4.3. Развитие системы стандартов в сфере эргономики и дизайна.
Важную роль в обеспечении учета требований эргономики и дизайна на предприятиях и в организациях социальной сферы должно обеспечить развития системы стандартов в сфере эргономики и дизайна. В этой связи необходимо обеспечить:
1. Утверждение на основе международных стандартов в сфере эргономики и дизайна (разработанных в т.ч. Международной организацией по стандартизации, Европейской Комиссией по стандартизации, Международной электротехнической комиссией и Международной организацией труда) национальных стандартов в сфере эргономики и дизайна, включая стандарты, описывающие требования к характеристикам производимой продукции, а также требования к характеристикам системы управления качеством предприятий.
2. Разработку методических рекомендаций по использованию требований (стандартов, норм, правил) по эргономике и дизайну на транспорте, в отношении транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, и в социальной сфере, в т.ч. в образовании, здравоохранении, сфере культуры.

4.4. Содействие эффективному использованию дизайна предприятиями и организациями
Одним из основных барьеров, сдерживающих развитие рынка дизайна, является недостаток знаний на предприятиях о возможности достижения положительных результатов по повышению конкурентоспособности продукции и оптимизации производственных процессов, связанных с применением дизайна.
Расширение спроса на услуги дизайна предполагает реализацию следующих мероприятий:
1. Обеспечение включения вопросов интеграции дизайна в производственные и управленческие процессы в учебные программы вузов по менеджменту.
2. Содействие повышению квалификации руководителей предприятий высшего и среднего звена в области интеграции дизайна в производственные и управленческие процессы, в т.ч. в рамках реализации государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, а также образовательных программ создаваемых государством бизнес-школ.
3. Содействие прохождению предприятиями и организациями эргономической экспертизы процесса производства, позволяющей обеспечить снижение производственного травматизма и рост производительности труда.
4. Предоставление государственной поддержки в форме конкурсного софинансирования услуг по промышленному дизайну при создании новых образцов инновационной промышленной продукции малыми предприятиями.
5. Проведение семинаров и конференций в субъектах Российской Федерации по эффективному использованию дизайна промышленными предприятиями, совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и общероссийскими объединениями предпринимателей, союзами дизайнеров.
6. Предоставление государственной поддержки в форме конкурсного предоставления грантов консультационным организациям в сфере дизайна - центрам развития дизайна, обеспечивающим:
индивидуальное консультирование малых и средних предприятий, бюджетных организаций по вопросам применения дизайна, формирования на предприятиях-производителях целостной системы дизайн-проектирования, покрывающей весь цикл разработки и производства продукции: маркетинг, разработка (НИОКР), производство, продажа;
организацию обучающих семинаров, конференций по применению и интеграции дизайна в производственные процессы предприятий и деятельность бюджетных организаций;
содействие формированию информационного взаимодействия производителей и потребителей услуг в сфере дизайна через инициирование начальных контактов между ними, проведение совместных конференций, семинаров, выставок и т. д.;
разработку и распространение, в том числе на веб-порталах, информационных и аналитических материалов о роли дизайна в современной экономике;
популяризацию вопросов использования дизайна на предприятиях в прессе и электронных средствах массовой информации.
Статус центра развития дизайна должна иметь возможность получить организация любой организационно-правовой формы и любой формы собственности, предоставляющая информационные и консультационные услуги по развитию дизайна, персонал которой удовлетворяет установленным государством квалификационным требованиям.
Профильная деятельность центров развития дизайна может финансироваться из бюджетов различного уровня на конкурсной основе. Из средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней предполагается также осуществлять софинансирование расходов малых предприятий на оплату консультационных услуг центров развития дизайна. Правительством Российской Федерации может быть установлен порядок аккредитации центров развития дизайна.
7. Обеспечение создания выставочного дизайн-центра для демонстрации на некоммерческой основе лучших достижений отечественного и зарубежного дизайна.
8. Обеспечение создания музея дизайна в целях демонстрации дизайнерских разработок на протяжении истории развития отечественного и мирового дизайна.

4.5. Совершенствование системы профессионального образования и научных исследований в области дизайна
Совершенствование системы профессионального и дополнительного образования в области дизайна должно обеспечить повышение качества доступных для отечественных предприятий дизайна кадровых ресурсов.
В области совершенствования образовательных требований в сфере дизайна основными мероприятиями должны стать:
1. Актуализация перечня квалификаций, специальностей и специализаций по направлению «Дизайн», соответствующая мировым тенденциям в профессиональном образовании и отвечающая потребностям рынка специалистов для высокотехнологичных производств, в рамках разработки нового перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования.
В настоящее время в соответствии с классификатором направлений и специальностей высшего профессионального образования «Дизайн», включая специализации "Промышленный дизайн" и "Дизайн транспортных средств отнесена к группе специальностей "Культура и искусство". С учетом перехода к двухуровневой системе высшего образования, в разделе технических наук целесообразно обеспечить формирование отдельного направления "Промышленный дизайн", по которому будет осуществляться подготовка бакалавров и магистров.
2. Предоставление государственной поддержки для разработки новых профессиональных и образовательных стандартов, примерных учебных планов и программ учебных дисциплин учреждений профессионального образования (с использованием кредитно-модульного подхода), программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере дизайна, разработки модели профильного непрерывного профессионального образования (в т.ч. начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантуры, дополнительного образования) с привлечением объединений работодателей и союзов дизайнеров и с учетом содержания современных зарубежных образовательных программ в сфере дизайна.
3. Предоставление государственной поддержки для включения программ учебных дисциплин в сфере дизайна в образовательные стандарты подготовки специалистов широкого круга инженерных, управленческих и иных специальностей в рамках разработки новых государственных образовательных стандартов профессионального образования.
4. Проведение аттестации и общественной аккредитации учебных заведений в области дизайна с привлечением объединений работодателей и союзов дизайнеров.
5. Привлечение объединений работодателей и союзов дизайнеров к аттестации выпускников учреждений профессионального образования, обучающихся по специальностям в сфере дизайна.
6. Привлечение объединений работодателей и союзов дизайнеров к общественной аккредитации программ дополнительного образования в сфере дизайна.

В области повышения качества подготовки специалистов основными мероприятиями должны стать:
1. Содействие созданию на базе ведущих вузов курсов переподготовки преподавателей в области дизайна;
2. Содействие проведению мастер-классов и семинаров на территории страны лучшими отечественными и зарубежными дизайнерами и сотрудниками лучших отечественных и зарубежных дизайн-компаний;
3. Содействие реализации вузами совместных с зарубежными университетами образовательных программ;
4. Создание ресурсных центров для организации практической работы студентов (моделирование, материальное и виртуальное прототипирование и т.п.);
5. Создание информационной базы дизайн-образования за счет систематизации интернет-ресурсов;
6. Разработка (в том числе перевод зарубежных изданий с приобретением авторских прав) учебно-методических материалов образования в области дизайна;
7. Содействие организации стипендиальных и грантовых программ, поддерживающих обучение и стажировки студентов, молодых преподавателей и практикующих дизайнеров в лучших зарубежных университетах и на предприятиях сферы дизайна;
8. Конкурсная поддержка общеобразовательных учебных заведений с углубленным изучением дизайна и изобразительного искусства, образовательных учреждений дополнительного образования детей (в том числе детских художественных школ и детских школ искусств).

В целях поддержки проведения исследований в сфере дизайна и активизации инновационной деятельности основными мероприятиями должны стать:
1. Предоставление конкурсной поддержки лучшим вузам, ведущим прикладные исследования в сфере эргономики и дизайна, в формах выделения грантов, в т.ч. на институциональное развитие профильных кафедр (приобретение научной литературы, финансирование доступа к международным базам данных, приобретение специализированного программного обеспечения), на проведение исследовательской деятельности, совершенствование образовательного процесса, организацию научного обмена с целью повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и др.
2. Разработка методических материалов по содействию активизации инновационной деятельности подразделений вузов, осуществляющих подготовку кадров, а также ведущих исследовательскую и проектную деятельность в сфере дизайна.
3. Проведение исследований для отрасли дизайна. Предоставление на конкурсной основе грантов на проведение научных исследований по приоритетным направлениям эргономики и дизайна.

4.6.Содействие развитию предпринимательства и творческой деятельности в сфере дизайна
Основными направлениями содействия развитию субъектов малого предпринимательства в сфере дизайна должны стать:
1. Повышение эффективности обеспечения защиты интеллектуальной собственности в сфере промышленного дизайна, предполагающее внесение изменений в Патентный закон Российской Федерации в части упрощения процедуры получения патентов на промышленные образцы, совершенствования механизма определения объема правовой охраны, предоставляемой патентом на промышленный образец.
2. Предоставление софинансирования по оплате консультационных услуг, оказываемых предприятиям в сфере дизайна центрами развития дизайна (в т.ч. по вопросам, связанным с выходом на внешние рынки, поиском партнеров, патентной защите и др.)
3. Включение дизайна в перечень видов деятельности, позволяющих предприятиям претендовать на статус резидентов финансируемых государством технопарков, а также претендовать в приоритетном порядке на софинансирование расходов по выходу на внешние рынки в рамках реализации мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.
4. Предоставление софинансирования расходов, связанных с участием российских организаций в работе зарубежных конференций и выставок в сфере дизайна.
6. Содействие разработке и поддержанию интернет-портала с базой данных по отечественным предприятиям, работающим в сфере дизайна, иной информацией, необходимой для поиска потенциальных партнеров и установления контактов.
6. Содействие организации национальных и региональных выставок, конференций, конкурсов и фестивалей дизайна.
7. Развитие системы государственных премий в сфере дизайна.

4.7. Распространение лучшей практики деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере дизайна
Важным направлением содействия развитию дизайна должно стать обеспечение эффективного распространения лучшей практики деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в этой сфере. Основными мероприятиями по данному направлению должны стать:
1. Формирование системы поощрения субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти, чей опыт работы в области развития дизайна признается лучшим, предусматривающей в т.ч. софинансирование пилотных проектов.
2. Разработка модельной (примерной) программы развития дизайна на региональном и муниципальном уровне.
3. Проведение систематической работы по выявлению лучших примеров развития дизайна на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Разработка и внедрение объединенной базы данных по мероприятиям развития сферы дизайна на федеральном, региональном и муниципальном уровне, с привлечением центров развития дизайна и творческих союзов.
4. Организация систематического обмена опытом по новым методам и механизмам поддержки развития дизайна на региональном и местном уровне. Обеспечение информационной и экспертно-методологической поддержки развития дизайна на региональном и местном уровне в т.ч. в рамках деятельности центров развития дизайна.
5. Обеспечение эффективного участия Российской Федерации в международных организациях и программах развития дизайна.

4.8. Развитие механизмов мониторинга сферы дизайна
Важными предпосылками проведения эффективной государственной политики развития дизайна должно стать совершенствование механизмов статистических и мониторинговых исследований. Основными мероприятиями по данному направлению должны стать:
1. Формирование классификации и обеспечение статистического учета экономической деятельности и услуг в сфере дизайна.
2. Проведение мониторинга использования дизайна производственными предприятиями.
3. Проведение мониторинга использования дизайна организациями социальной сферы, в т.ч. образования и здравоохранения.


5. Механизмы реализации концепции

Основными организационными механизмами реализации настоящей концепции должны стать:
1. Формирование межведомственной рабочей группы по развитию дизайна.
2. Формирование экспертных советов по развитию дизайна при федеральных органах исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
3. Формирование сети центров развития дизайна федерального и регионального уровней.
Финансирование мероприятий настоящей Концепции должно быть обеспечено в рамках реализации федеральных и ведомственных целевых программ в области образования, здравоохранения, культуры, транспорта, жилищного строительства, регионального и муниципального развития, развития сельского хозяйства, программ содействия развитию инновационной инфраструктуры и научно-технологической базы, программ государственной поддержи субъектов малого предпринимательства, программ поддержки внешнеэкономической деятельности и др.
В целях обеспечения реализации эффективной государственной политики развития дизайна в секторах экономики с высоким уровнем государственного участия и в социальной сфере, будет осуществлена разработка и утверждение ведомственными нормативными актами отраслевых (секторальных) концепций и планов действий в сфере содействия эффективному использованию дизайна.
6. Основные результаты реализации концепции
Реализация мер, предусмотренных в концепции, позволит:
обеспечить улучшение качества дизайна городской среды и дизайна среды сельских поселений;
повысить эффективность работы учреждений образования, здравоохранения и культуры;
повысить уровень инновационной активности отечественных предприятий;
повысить уровень безопасности работы на предприятиях;
повысить конкурентоспособность промышленной продукции, выпускаемой отечественными предприятиями;
увеличить долю услуг дизайна в ВВП;
увеличить объем экспорта услуг дизайна.




Дополнительно к Концепции - еще два документа:

- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к Концепции развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года и плану мероприятий по ее реализации в 2006 - 2008 годах,

- План мероприятий по реализации в 2006-2008 годах положений концепции развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОБСУЖДЕНИЕ

  21.7.2009 |  |
А где-нибудь можно узнать о конкретных мероприятиях, которые проводятся/проводились в рамках этой концепции? Особенно интересно про региональные центры развития дизайна.

  • 13.10.2010  |  |
    По моему тут видел.
  11.12.2010 |  |
[URL=http://bigmany.net.ua]Бесплатный сайт-верез[/URL] Варез
[URL=http://nashmir.org.ua]Наш мир, новости[/URL] Новости
[URL=http://myloves.org.ua]Сайт бесплатных знакомств[/URL] Знакомства

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

19 марта 2008

У Строгановки был шанс
У Строгановки был шанс (по следам выборов ректора) | 9

Вот уже несколько месяцев один из старейших художественных ВУЗов страны живет, управляемый новым ректором. Пока ничего не изменилось, но изменится ли вообще?  далее

Образование » Взгляд изнутри

10 ноября 2006

План мероприятий по реализации в 2006-2008 годах положений КОНЦЕПЦИИ развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года

Полный текст официального документа.  далее

Контекст » Законы, Документы

10 ноября 2006

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к Концепции развития дизайна в РФ до 2008 года

Полный текст официального документа.  далее

Контекст » Законы, Документы

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |