Откомандированный в Питер Владимир Самойлов побывал на производстве, где делаются паруса для "эМ-Ки" и многих других российских яхт. Все производство находится в нескольких небольших помещениях в промздании на Васильевском острове.
Итак, знакомьтесь: наш гид и хозяин производства, шьющий паруса уже 15 лет — Юрий Костарев (фирма "K-sails"), представитель Ullman Sails в России. За дверью — таинственное производство.
Но для начала Юрий завел нас на склад канатов, используемых в производстве. Канаты с применением материала Dyneema на разрыв прочнее стальных, а завораживающее разнообразие цветов, оказывается, нужно чтобы начинающий яхтсмен не путал, какой канат тянуть по команде, и никак не связано ни с прочностью ни с диаметром, ни с производителем.
Юрий расстелил на столе небольшой демо-парус, наглядно показывающий особенности технологий, в том числе и экспериментальной — с полноцветной печатью на парусе. Что бы вы не придумали - все будет разложено и раскроено на небольшие кусочки, гарантирующие прочность и долговечность паруса, и сшито в целое полотно. Ниже - пример раскроя симметричного переднего паруса — спиннакера. Он делается из однослойной полупрозрачной ткани, цвета которой есть на фото ниже.
Вот так технология изготовления описывается на сайте компании K-Sails:
"Как мы делаем лучшие паруса для Вас?
Первый шаг делаете Вы, заполняете бланк заказа и высказываете свои пожелания. Затем немного времени уходит на уточнение деталей вооружения Вашей яхты. На следующем этапе наши дизайнеры, используя рекомендации программы Sailcloth book подбирают для Ваших парусов ткань. После подтверждения выбора мы проектируем паруса, на компьютереб используя программу, позволяющую делать дизайн паруса в трехмерном виде. Пользователи этой программы, такие как Doyle Sailmaker Argentina, UK Sailmaker Japan, North Sails USA, Ullman-Sails Italy, Olimpic Sails, Hood Sails Italy, Elvstrom Sails Croatia зарекомендовали себя, как одни из лучших парусных производителей.
Далее парус в электронном виде попадает на парусный раскройный плоттер, точность реза которого составляет 0,1 мм, где ткань превращается в панели будущего паруса. Панели очень точно склеиваются, прошиваются. Следующий этап — нашивка лат-карманов, боутов (которые также разработаны на компьютере), запрессовка люверсов, наклейка номеров и упаковка в кису.
И Ваш лучший парус готов."
Два огромные стола для раскладки парусов занимают почти все помещение. На них лежит серебристый парус, сделанный из другого, более плотного типа ткани, из которой делают грот и стаксель, но уже для большой яхты. У "эМ-Ки" это будет белый полупрозрачный ламинат, с армирующей сеткой из нитей. Ламинирование происходит на фабрике производителя, поэтому при раскрое добавить что-либо внутрь ламината возможности нет. И цветной этой ткани тоже нет (только по спецзаказу), поэтому изображения наносятся сверху с помощью аппликации самоклеящейся дакроновой пленки (аналог привычного нам рекламного винила, только намного легче, эластичнее и прочнее). И для грота и стакселя нет возможности использовать полноцветное изображение.
На паруса наклеиваются лого Ulman Sails - западной компании, от которой у K-Sails технологии, программы и консалтинг.
Юрий достает с полки и разворачивает реальный геннакер для эМ-Ки: парус нереально легкий — 30 м2 весят не более полутора кг!
Несколько швей за профессиональными машинками - основа производства.
Если дизайн не сильно замороченный, в производстве эскиз выглядит так.
Виды пошивочного цеха.
Грузы для фиксации парусов на столе. Снизу наклеена мягкая ткань, чтобы не царапать.
Усилительные накладки на углы паруса.
Материалы. Разные.
Комплекты парусов для небольших яхт нашиты впрок и ждут начала сезона.
А вот и наши цвета ткани для геннакера. Что есть, то есть. Можете смело применять их в дизайне.
Деталь какого-то большого паруса. Усиление впечатляет.
Рабочее место Юрия.
Раскрой объемного геннакера в программе для плоттера. Программа рассчитывет раскрой паруса с учетом типа ткани, направления волокон и множества других параметров.
Плоттер для раскроя парусной ткани, стоящий в соседней комнате.
Часть запасов ткани находится под столом.
Фирма «K-sails» http://www.k-sails.com
Подводя итоги - как же можно и как нельзя раскрашивать паруса:
1 и 2 — грот и стаксель
Основа белая, полупрозрачная, нанесенное с одной стороны изображение будет видно с двух сторон. Возможна только аппликация локальными цветами (черный, синий, красный, зеленый), заполнение — не более 50% площади.
3 — геннакер
Можно использовать любые цвета ткани, показанные выше, из которых может быть скроено изображение с минимальным размером деталей 30х30 см. И на белую, и на цветную ткань может наноситься полноцветная печать — только с лицевой стороны. Заполнение печатью — не более 50% площади.
Возможность реализовать эскиз оформления яхты с помощью существующих технологий — один из критериев, которым будет руководствоваться жюри.