На днях мы побывали в гостях у КБ Mobile Group. Побеседовал с нами генеральный конструктор этого проекта Александр Филиппов (на фото), рассказав, как же производится «эМ-Ка».
Технологический процесс делится на определенные этапы. Мы попали в тот момент, когда производилась оснастка для матрицы.
Дно в изготовлении проще, чем верх. Главное — продумать швертовый колодец. Через эту прорезь наружу выходит шверт — подъемный киль. На ходу его полностью опускают в воду, чтобы швертбот не сносило ветром вбок, т. е. чтобы уменьшить дрейф под ветер. Когда судно подходит к мелководью, он просто поднимается. Палуба же по своей конструкции значительно сложнее. Сливные каналы, канал генакера, несколько поддонов и прочее.
Создание матрицы
При изготовлении стеклопластиковой матрицы, первый этап — сооружение "болвана". Чаще он изготавливается из фанеры или мдф. Для того, чтобы было проще вынуть матрицу, макет обрабатывается тонким слоем воска. Затем поверхность покрывается специальным матричным гелькоутом (gel coat), который впоследствии позволит получить практически зеркальную поверхность матрицы.
Наращивают матричную форму при помощи стеклопластиковых материалов, которые пропитываются специальными смолами.
Смола бывает разной по своим свойствам. Она может иметь низкую прозрачность, из-за чего хуже видны пузырьки воздуха. А если их вовремя не увидели и не выкатили, то позже тратится много времени на дополнительное выкатывание, поскольку из-за них повышается риск брака. Или допустим, смола обладает большей вязкостью. Тогда расход на изделие больше. Иногда смола прекрасна по свойствам, но имеет резкий запах — людям работать некомфортно. Поэтому процесс по подборке оптимальных материалов идет непрерывно. Хочется найти лучшее решение или хотя бы соотношение цена-качество.
Формирование детали
Чем тщательнее проработана матрица, тем дольше она прослужит, и тем меньше будет огрехов у конечного изделия. Отшлифованную глянцевую поверхность матрицы покрывают разделительным слоем. Чаще это воск или силикон. Нанесение этого состава предотвращает адгезию (склеивание) детали и формы.
Потом наносится гелькоут того цвета, которым должно быть окрашено изделие. Декоративный слой оставляют желатинизироваться и затем приступают к укладке первого слоя стекловолокнистого наполнителя со связующим. И так постепенно набирается деталь, в соответствии с тем, как конструкторское бюро разработало слой армирования. Стеклопластик очень прочен и долговечен. В одном из слоев используется мультиаксиальная ткань. Ее особенность — в направлениях нити и многослойности. Этот материал увеличивает стойкость корпуса к повреждениям. После полного набора формы и ее затвердевания, изделие вынимается из матрицы. Дорабатывается и наносится внешний гелькоут, здесь он выполняет роль краски.
Окраска лодки — это отдельный момент. На самом деле, с цветами не все так просто — есть укрывистые и неукрывистые. Например белый цвет обладает наилучшей укрывной способностью. А если взять желтый или оранжевый гелькоут, то с ним придется повозиться. И нанести не один слой, чтобы изделие приобрело законченный вид. Иначе просвечивает стеклопластик. Для того чтобы этого не случилось, приходится в два раза больше гелькоута наносить, но от этого увеличивается и вес яхты. А для спортивной лодки это принципиальный момент. Особенно, когда идет борьба на дистанции. Возможно это в чем-то и психологический аспект, ведь ясно, что успех приносит мастерство команды. Но все же спортсмены предпочитают играть на равных. А если сейчас идет речь о конкурсе графических решений то, это будет краска, нанесенная поверх готового изделия, или же аппликация пленкой.
Когда все закончено, части отвозятся в цех сборки, где и скрепляются.
В общей сумме около 90% материалов, используемых для создания «эМ-Ки» родом не из России.
Может графика, придуманная в этом конкурсе, прибавит несколько процентов в плюс?
Специально для Designet:
Вероника Воронова, СПб
Фото + текст
Теперь фото с производства:
Оснастки дна и палубы (вверху и внизу на фото) имеют жесткий конструктив, что помогает избежать деформаций. Они стоят рядом, и их изготовление проходит одновременно.
Дно лодки
Поддержка носовой части формы от деформации.
Усиление швертового колодца.
Стеклотакань, пропитанная смолой, аккуратно прикатывается валиком.
Производственный цех: картинка, как в голивудских фильмах про гангстеров. Как будто лодки - только прикрытие :-)
Нить этих материалов практически невозможно порвать. Мультиаксиальная ткань с более сложной структурой, чем простой стекломат.
Ячейки для хранения отрезанных по параметрам изделия стеклотканей.
Цех сборки.