DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

ИСТОРИЯ

14 декабря 2005

Грузите апельсины бочками или Как стать основоположником

Комментариев: 0Добавить свой комментарий
Грузите апельсины бочками или Как стать основоположником



Игорь ЛЕВИТ

Заранее прошу извинить за качество и количество иллюстраций – по прошествии семнадцати лет оказалось довольно трудно собрать нужные материалы. А толчком к написанию этой статьи стало случайное посещение мной выставки погрузчиков в Познани. Там я получил неожиданное подтверждение своему таланту промышленного дизайнера.

Ты помнишь, как все начиналось…

В 1987 году я перешёл на работу в Уральский филиал ВНИИ технической эстетики в Свердловске в отдел проектирования изделий машиностроения и практически сразу вошёл в группу, которая занималась разработкой типажного ряда автопогрузчиков малой и средней грузоподъёмности. Заказчиком этого проекта было ГСКБ (главное специальное конструкторское бюро) по автопогрузчикам из Львова. Тогда существовало особое межгосударственное объединение – СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи), призванное реализовывать идею международного разделения труда среди социалистических стран. Львовское ГСКБ участвовало в программе советско-болгарского сотрудничества в области разработки автопогрузчиков в рамках «Комплексной программы СЭВ по научно-техническому прогрессу до 2000 г.», а с болгарской стороны работало предприятие «Балканкар» из Пловдива.
Эргономику, экономику и дизайн будущих автопогрузчиков заказали у нас, в УФ ВНИИТЭ. Проекту был присвоен номер 326-87.

Партия сказала: «Надо!»
Из отчёта по теме 326-87:

«Исходя из задач, поставленных перед машиностроителями в 12-13 пятилетках, новое поколение автопогрузчиков (АП) должно быть производительней существующих в 1,8-2,0 раза».
«Оптимизация эстетических характеристик внешнего вида АП, создание фирменного образа нового поколения машин через пластическую и технологическую проработку формы, единые цветографические решения».
«5.З. Учет социальных результатов художественного конструирования серии перспективных автопогрузчиков. Социальная составляющая эффекта ХКР.
Предполагаемыми социальными результатами дизайнерской проработки грузоподъёмных средств являются:
–   сохранение здоровья трудящихся путем создания комфортных условий труда;
–   удовлетворённость трудом, изменение характера труда, обеспечение адекватности новой техники образовательному цензу работников;
–   достижение соответствия между индивидуальными возможностями и потребностями работника и содержанием трудового процесса:
–   изменение содержания труда, интеллектуализация физического труда, рост его привлекательности».

О концепции проекта

На основании анализа ситуации и аналогов нами было определено два базовых направления создания внешнего вида АП:
1.  внешний вид АП вписывается, как родственный, в производственную среду, как элемент её технологического насыщения; пожалуй, 99% марок АП в мире можно отнести к этому направлению, оно изначально не требует какой-либо особенной дизайнерской проработки, и поэтому мы назвали его «инженерным дизайном».



Still, 1987  Linde, 1987

2.  внешний вид машины формируется как самостоятельная ценность, призванная акцентировать на себе внимание и формировать новый, уникальный образ среды, в которой такая машина функционирует. Это направление во второй половине 80-х было представлено, по сути, всего лишь несколькими АП трёх-четырёх марок – Hyster, Desta, Lugli, и «главарём» у них был восхитительный немецкий Linde! Их машины обладали яркой индивидуальностью, особым, только им присущим объёмно-пластическим решением, создававшим, вкупе с  часто нетрадиционной цветографикой, неповторимый фирменный облик, казалось бы, сугубо технического изделия.



Нами была сформирована особая проектная матрица, описывавшая взаимосвязь особенностей конструктивного решения АП с художественной стилистикой решения его внешнего вида. С её помощью удалось показать место будущего проектного решения в структуре мирового рынка автопогрузчиков.
В нашей ситуации, в условиях a priori невозможности выделиться уникальным техническим решением советского автопогрузчика, я принял решение сосредоточиться на уникальности его внешнего вида. Как вы понимаете, направление Hi-Tech для нас тогда было закрыто – не то, что в 1987-м – и до сих пор даже «флагман отечественного автопрома» не в состоянии наладить выпуск качественных автомобилей, что уж говорить об автопогрузчиках! Реально оставался один выход – зафигачить нечто такое, что и без качественного исполнения деталей привлекало бы к себе восторженное внимание.



Не стану расписывать, какая идеологическая база подводилась под подобное решение, достаточно вернуться к цитатам из отчёта по теме, чтоб всё понять. Самое важное, что удалось убедить в правильности данного подхода и Заказчика!

«Каменный цветок» вышел!

И вот, в результате увлекательного процесса родилось! Были нарисованы десятки эскизов, на их основе выделены несколько базовых решений, изготовлены поисковые макеты…

Вариант 1



Вариант 2



Вариант 3



Честно говоря, третий вариант, изначально прорабатывался, как самый любимый, но и Заказчик, к счастью, выбрал его же, согласившись с нашими доводами.
Основной «маленькой, коричневой, сморщенной» этого варианта стало необычное композиционное решение сочленения рамы и ограждения – по наклонной линии, как бы распространяющейся от колеса. На тот момент  ВСЕ (!) погрузчики планеты проектировались единообразно – сочленение защитного ограждения и несущей рамы производилось по горизонтали. 

 

Lancer Boss, 1986

Столь сильное изменение существующего порядка вещей должно было, по моей мысли, придать детищу советского автопогрузчикостроения УНИКАЛЬНЫЙ, САМОБЫТНЫЙ и РЕКЛАМОСПОСОБНЫЙ облик.
Кроме этого предлагалась сознательно неГОСТовская окраска автопогрузчика - при традиционной чёрной раме, серых дверях - лимонно-жёлтые круглые элементы (диски колёс, крышка барабана) и сиренево-фиолетовая наклонная полоса - боковая поверхность несущей рамы (показать соответствующие иллюстрации не получится, к сожалению), цветные фотографии тогда не были сделаны, а по чёрно-белым не поймёшь.

Гипотеза была  такая – в производственной среде и так всё покрашено в сигнальные цвета – жёлтое с чёрными полосками. Человеку в такой «пчелиной каше» обнаружить потенциально опасный, даже динамический, элемент довольно тяжело – гораздо лучше с такой задачей справится необычная окраска! А уж сиренево-фиолетовая в сочетании с лимонно-жёлтой куда как необычна!
И тут, нежданная «радость»! В свой 25-й день рождения я получил повестку в военкомат. Это была пятница, а в понедельник я уже служил в армии! Два года и десять дней в должности командира взвода землеройных машин!
«Выпавшее знамя» пришлось подхватывать коллегам – особое спасибо Паше Ковалёву и, ныне покойному, Юре Чистову! Им довелось заканчивать дизайнерскую часть работы без меня.
В финале работы нашими макетчиками были изготовлены макеты погрузчика в масштабе 1:5, которые вы можете видеть на представленных здесь снимках:



По непонятной для меня причине ни одной организацией не была подана заявка на промобразец - ни УФ ВНИИТЭ, ни ГСКБ по автопогрузчикам, ни обоими вместе… Могу предположить, что, так как я в то время был в армии, то больше никому это и не было нужно.
Заказчик работу принял, оплатил и даже изготовил опытный образец погрузчика по, как ему казалось, нашему проекту.





Что было дальше – одному Богу известно! Могу предположить, что во Львов в очередной раз приехали представители «Балканкара», которым показали материалы нашего проекта - что нам скрывать от социалистических друзей! Но, так или иначе, произошла утечка информации,  и, когда я вернулся в 1990-м из армии, то с немалым удивлением обнаружил в каком-то «валютном» журнале (увы, сейчас не вспомню в каком, может быть в Form, а может в Industrial Design) весьма интересное фото. На нём был показан фанерный макет кабины автопогрузчика с явными «следами» моей концептуально-наклонной рамы! Англоязычная подпись к снимку гласила: «Макет кабины автопогрузчика для Балканкара. Дизайнер: Какой-то Итальянец».

Семнадцать лет спустя

Прошли годы. В 1989 объединилась Германия и, первым делом, «накрылся медным тазом» гэдээровский дизель для  советского автопогрузчика. Пришлось машину переделывать под «москвичёвский» бензиновый движок. Не успели переделать – распался СССР, и завод под Ереваном, на котором предполагали начать производство этого АП, оказался за границей. Да и Львовское ГСКБ – теперь тоже заграничное! Так и не сложилось…

2005 год, Польша, Познань. Я хожу по местному ВДНХ и натыкаюсь на раздел, посвящённый вилочным погрузчикам, и с острой душевной болью вдруг понимаю, что, тихо и незаметно для окружающих, могу считать себя «отцом» современного автопогручикостроения! Правда, отцом анонимным, этаким «неизвестным отцом» - в стиле «имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».
Думаю, что фотографии говорят сами за себя:

CLARK и JUNGHEINRICH:



KOMATSU и STILL:



И, конечно же, великолепные LINDE!



Ну, что? Как там, у Жванецкого? «Сличайте!»
 


Так я узнал, что шит не лыком, да и блоху сумел подковать!


Игорь Левит
Cпециально для Designet

ПОДЕЛИТЬСЯ

КОММЕНТАРИИ DN

Первая статья из новой рубрики DN – «История». То, что промдизайн в СССР существовал, в доказательствах уже не нуждается (см. нашу статью «А был ли мальчик, или немного истории» на КАК.ru). Теперь читайте рассказ о том, как его делали в те далекие годы. К счатью, с момента большого промдизайнерского «провала» прошло всего 15 лет, все очевидцы еще живы и могут рассказать интересные истории, как например эта – про дальновидность дизайнеров из Свердловска, проектировавших в последнюю официальную пятилетку модельный ряд автопогрузчиков. Статья на любителя, всем читать не предлагаем :-) Возможно кому-то пригодится, чтобы реферат написать :-)

Так и хочется в повествование кое-где добавить слова "долго ли коротко ли", "шли годы", или "а воз и ныне".. Нет, последнее, пожалуй, из другой сказки. Спасибо Игорю, приславшему отличную историю проекта тех лет.
Приглашаем всех поделиться своими воспоминаниями - думаю, было много интересного - у дизайнеров всегда есть, что рассказать, и про проект, и про заказчиков, и про "совок" с худсоветами :-)
Рубрика "История" открыта!

ОБСУЖДЕНИЕ

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

05 марта 2014

Юрий соловьев. Король дизайна. Часть 2

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", (продолжение) опубликованное в журнале "Итоги" 27 мая 2013 года. Как делался дизайн в СССР – от первого лица.  далее

Контекст » Персоналии

05 марта 2014

Юрий Соловьев. Король дизайна. Часть 1

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", опубликованное в журнале "Итоги" 20 мая 2013 года. Думаю, читатели нашего сайта давно знают, что в советские времена дизайна в стране было гораздо больше, чем сейчас...  далее

Контекст » Персоналии

04 апреля 2013

КБ Алексеева
КБ Алексеева

Еще одна публикация Сергея Хельмянова, напечатанная в журнале "Проектор" про малоизвестные страницы отечественного дизайна — создание легендарных судов на подводных крыльях: «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник»...  далее

Контекст » История

26 декабря 2012

Кухня Kokopuu
Кухня Kokopuu

Kokopuu — это, безусловно, решение для тех, чья кухня отнюдь не служебное помещение, а центр жизни дома и гостеприимное пространство, где всегда рады пропустить стакан вина в дружеской компании или всерьез пуститься во все тяжкие кулинарные эксперименты. Мини-статьи про дизайнерскую классику от журнала "Проектор".  далее

Контекст » История

26 декабря 2012

Коллекция Kari
Коллекция Kari

Первые стулья Kari были спроектированы еще в 1969 году, и за прошедшие сорок с лишним лет серия превратилась в одну из самых обширных коллекций мебели для общественных интерьеров. Мини-статьи про дизайнерскую классику от журнала "Проектор".  далее

Контекст » История

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |