Проектор № 1(26) 2014.
Весна. Вышел в свет очередной номер «Проектора».
Я продолжаю обкатывать изменения в макете, и пробовать в разных кеглях Мистера Палкерсона. Обложка делалась, как это обычно и бывает, в последний момент. На сдаче номера меня так поразил порядковый номер этого выпуска, что я поставл число 26 во весь рост обложки. А цвет — ух, — хочется буйства красок, чтобы посмотреть внимательно на обложку несколько секунд, потом закрыть глаза и наслаждаться инвертированным зрительным послеобразом.
Этот номер для меня важен помимо публикаций еще и своего рода программным «словом редактора». Мне показалось, что в нем я смог наконец сформулировать довольно значимые для меня вещи. Кому интересно — можно почитать в бумажной или электронной версии.
Проект № 1 «Персонификация» продолжает сериал Павла Ульянова о великих итальянцах ХХ века. В этом номере Карло Моллино. «Моллино был очарован бессмертием, и ключ к нему он видел в искусстве. После его смерти были найдены две тысячи эротических снимков, сделанных Моллино на Polaroid. Он всегда восторгался красотой женского тела, плавные изгибы которого можно часто увидеть в образцах его мебели. Карло Моллино остается одной из самых загадочных легенд дизайна ХХ века. Огромный интерес к его творчеству со стороны исследователей и коллекционеров не ослабевает. Аукционный рекорд цены на предмет мебели XX века принадлежит именно Карло Моллино — стол, созданный в 1949 году, был продан на аукционе Christie’s в 2005 году за $ 3,8 млн.»
В Петербург с лекцией о своих работах приезжал замечательный британский график Джонатан Барнбрук. Я не мог пропустить визит звезды, и перед тем, как он показал свои работы в Эрмитаже, я взял у него большое интервью: «Графический дизайн всегда несет на себе отпечаток моды. Я бы никогда не сделал работу, только чтобы попасть в какие-то актуальные тренды. Я работаю потому, что вкладываю в проект некое интеллектуальное содержание. Я думаю, важно не просто думать о том, как сделать проект, но постоянно спрашивать себя: почему я делаю его именно так. Это, наверное, не ответ на вопрос о будущем. Но это о личном будущем. Мое беспокойство сегодня вызывает тот факт, что мы становимся слишком коммерческими. Я мечтаю, чтобы у дизайнеров был большой выбор интересных проектов. Делать работу просто за деньги — это скучно».
Давным-давно я хотел сделать публикацию про Эркена Кагарова. Но получилось это только на двадцать шестом номере «Проектора». Эркен, как вы знаете, пару лет назад стал одним из арт-директоров Студии Артемия Лебедева, но мне было интереснее пообщаться не на тему сегодняшних проектов, а немного оглянуться назад, на период работы Эркена в Пермском центре развития дизайна и еще более ранние годы. «1980-е. Маленькая горстка профессионалов, отрицающая оформиловку и верящая в дизайн. 1990-е. Разброд и шатание, бандиты и дилетанты заставляют профи делать богато. Все — от программистов до инженеров — дизайнеры. 2000-е. Процесс пошел, профессия может приносить деньги, брендинг приносит больше, чем дизайн, поэтому все занимаются брендингом. А сейчас все потихоньку становится хорошо. То есть нормально, как во всем мире. Крупные агентства соседствуют с крутыми выпускниками, талантов много, и потихоньку всем находится применение. <...> У русского дизайна есть особенности — повышенное внимание к сюжету, литературность, объясняемость. Более плотная, сочная пластика и активная структура композиции. Это в лучших работах. В худших — то же самое, но с перебором, на крике и шуме». А проиллюстрировать интервью мне захотелось обложкой журнала [kAk) 1999 года с портретом Эркена.
Какое-то время назад в ленте Фейсбука увидел фотографию Юрия Гулитова, выглядывающего из-за парижского лайтбокса с шрифтовым плакатом его авторства. Что за новая история с давно сделанным и известным шрифтом? В проекте №3 «Буквы» Юрий Гулитов рассказывает о том, как его «Каллиграфическая» наполнила уличную рекламу Парижа.
Далее проект №4 «Предмет». Об одном из объектов своей коллекции — о кресле дизайнера Джорджа Накашимы рассказывает Павел Ульянов: «Впервые я увидел этот стул в частной коллекции в Голландии. Он располагался среди наиболее ценных экспонатов, но все равно выделялся на их фоне. Его японское происхождение было видно издалека. Качество древесины и ее обработки превосходно! Бруски массивного ореха необычайно красивой текстуры образовывали многогранник в сечении, а фаски боковых граней напоминали заточку самурайской катаны. Передо мной стоял шедевр Джорджа Накашимы — стул Conoid 1947 года».
Продолжаю рассказывать о нашем совместном проекте с компанией «Артлайт» под названием «Светомузыка». В этой публикации две световых трубы — настольная и настенная. Кстати, в мае весь проект будет показан на выставке Art of Light в Союзе дизайнеров. «Это совсем не модернистское высказывание про “функциональную красоту”. Это история про красоту “смысловую”. И даже больше — про самоиронию и добродушный стеб над самим дизайном, когда во главу угла ставится чистая идея, а ее реализация во многом зависит от целого набора случайностей. Мы же не делаем 3D-рендеров перед тем, как изготовить очередной светильник в коллекции. Действуем методом проб и ошибок. И даже если светильник в конечном итоге выглядит несколько иначе, чем задумывалось, то это повод для возможного переосмысления изначального замысла».
Для проекта №5 «Среда» Мария Элькина взяла интервью у архитектора Тотана Кузембаева. Тотан — мастер, фантастически работающий с деревом. Так совмещать традиционный материал и актуальные острые архитектурные решения, пожалуй, не получается более ни у кого на российской архитектурной сцене. «Только кажется, что дерево ограничивает, что из бетона можно больше сделать. Из дерева можно любую кривизну сделать. Дерево не менее податливо, чем бетон. Противники дерева еще любят говорить о том, что оно горит. Это тоже не вполне верно. Если правильно сделаны инженерные системы, то гореть ничего не будет. Это вопрос того, насколько ты профессионально тщательно все продумал и реализовал».
В проекте №7 «Фото» с новой стороны раскрывается галерист, историк дизайна, редактор журнала «Антиква» и постоянный автор «Проектора» Павел Ульянов. Павел еще и классный фотограф, адепт черно-белой пленки и ручной печати. «Я довожу каждый отпечаток в процессе ручной печати, используя мокрый метод — когда отпечаток лежит на печатном столе и проявка происходит в процессе печати. То есть ее можно контролировать, в отличие от обычного метода маскирования, когда ты с помощью проб подбираешь маски, но результат видишь только в конце. <...> Печать должна быть всегда стопроцентной, на вылет, с рамкой. Мне кажется, что для фотографа это очень важный критерий — кадрирование в процессе съемки. Важно продумывать композицию в тот момент, когда еще что-то можно изменить».
В проекте №8 «Школа» Сергей Хельмянов рассказывает о «космическом дизайне», а именно, об инструментах для использования в космосе, разработанных в «Мухе». «Дизайнеры — студенты и дипломники, штатные сотрудники НИСа, преподаватели ЛВХПУ — за пятнадцать лет тесного взаимодействия с НПО «Энергия» провели огромный объем исследовательских и проектных работ. Решались повседневные насущные задачи, исследовались перспективные сферы, наработан колоссальный опыт и объем реализованных проектов. В фондах факультета дизайна СПбГХПА им. А.Л. Штиглица бережно сохранены макеты и прототипы рабочих постов и инструментов для внекорабельной деятельности космонавта, которые и иллюстрируют эту статью». Поводом для публикации стала выставка, на которой легендарные прототипы и были представлены.
Далее в «Проекторе» еще один «школьный» и одновременно очень профессиональный проект — дипломная работа Оксаны Палей для фестиваля «Территория». О работе рассказывает сама Оксана и дипломный руководитель Леонид Славин. «После того как заказчик принял концепцию, дипломный проект перешел в статус настоящего заказа. В конце июня прошла защита диплома, а сам фестиваль состоялся в октябре. Дальше мне предложили продолжить работу с фестивалем после защиты. На основе общей концепции разработать дизайн всей полиграфии и сувениров. Отработать не только общую идею, но и все до последних мелочей. Для меня было важным реализовать проект именно так, как я его задумала — от начала до конца».
В проекте №9 «Книги» продолжение сериала Михаила Карасика о шедеврах книжного дизайна двадцатых-тридцатых годов ХХ века. В этом номере читайте про «ИзоСтат». «Метод изобразительной статистики был взят на вооружение еще в 1919 году, но особенно ее значение выросло в последующие десятилетия: “Нет такого клуба, красного уголка, избы-читальни, школы, где бы не изготовлялись и не выставлялись диаграммы. К торжественным датам и годовщинам витрины магазинов, стены домов и даже целые площади украшаются диаграммами”. К концу 1920-х “старые методы статистических диаграмм — в виде “кривых линий”, столбиков, кружков или ничего не говорящих изображений, лишенных политической и классовой осмысленности, не могли разрешить задачи популяризации статистических данных”, а потому возникла необходимость в более наглядной и убедительной графической системе».
Девятый выпуск журнала «Проискусство» в журнале «Проектор» я целиком посвящаю переучету креативных пространств Санкт-Петербурга. Сериал автора Данилы Ширяева и фотографа Михаила Григорьева стартовал на нашем портале ART1 еще осенью прошлого года. На сегодняшний день наши корреспонденты побывали без малого в десятке самых заметных креативных пространств, оказывающих заметное влияние на культурный ландшафт Санкт-Петербурга. Не секрет, что первопроходцем лофт-движения в Питере был Лофт-Проект «Этажи», в котором прошло почти три года счастливой и насыщенной жизни нашей редакции. И многие из сегодняшних начинаний берут за основу именно «этажовскую» модель. За рамками этой публикации также остались пространства «Архитектор» на Миллионной, «Треугольник» на набережной Обводного канала и еще несколько любопытных мест. И это значит, что в следующем номере будет продолжение переучета.
Полная электронная версия журнала, как обычно у нас на сайте:
http://projector-magazine.ru/projector_ns/N26.html
Приятного прочтения!
С приветом,
главный редактор журнала «Проектор»
Митя Харшак