Из слова редактора.
А к наступающему двенадцатому году я хочу пожелать всем друзьям «Проектора» (да и себе, если честно) правильной расстановки приоритетов. Надо любить, путешествовать, играть, петь, пить, танцевать. Нельзя забывать, что кроме работы (пусть она любимая, с-сука, дело жизни и все такое!) есть любовь настоящая, верные друзья, новые страны, вкусная еда, хорошее вино, прогулки по городу. Одним словом, все, что, кроме своего дела, наполняет смыслом каждый наш день. Мы все мечтаем, чтобы новый год принес счастья и радости нам и дорогим для нас людям. Обещаем начать что-то новое со следующего месяца, со следующей недели, с завтрашнего дня. Так, а на хрена ждать удара курантов или следующего понедельника? Мы здесь и сейчас. Время, которое у нас еще есть до следующего календарного рубежа, не менее ценно, чем то, которое наступит на следующем экране органайзера.
Я стараюсь, я очень стараюсь жить так, как будто вот сейчас уже наступил тот понедельник, в который я собирался разом бросить все плохое и начать все хорошее. И если сразу не получается бросить пить или перестать есть вкусное после шести часов вечера, то хотя бы главное не откладывайте на потом — проводите больше времени с теми, кто вам дорог и кому дороги вы.
Понеслись по содержанию! Проект «Персонификация» открывается статьей Павла Ульянова о двух закадычных друзьях — датских дизайнерах Хансе Вергнере и Бёрге Могенсене: «Родившись в апреле, с разницей в одиннадцать дней, они будут однокашниками, друзьями, партнерами, но проживут две удивительно разные жизни. Ханс Вегнер переживет своего сверстника на тридцать пять лет, создаст более пятисот шедевров мебельного искусства, получит чуть ли не все мировые награды в области дизайна и станет самым титулованным датским дизайнером. Бёрге Могенсен, не избалованный призами и наградами, в шестидесятые годы не оставит ни одного дома в Дании без своей мебели, и датчане назовут его самым социальным дизайнером, изменившим качество жизни каждого гражданина».
Продолжая серию интервью с ведущими мировыми дизайнерами плаката, в этом номере публикуем беседу нашего постоянного автора Ольги Севериной с Иранским мастером Маджидом Аббаси. «Иранскую интеллигенцию с русской культурой и искусством связывает уже не одно десятилетие. Русский театр, литература, поэзия, музыка и живопись прекрасно известны и любимы в Иране. <…> Большинство образованных людей в Иране читали романы Пушкина, Толстого, Достоевского, Тургенева и Шолохова/ <…> Книги на русском языке или посвященные русским художникам и дизайнерам, таким как Репин, Шишкин, Крамской и Родченко, в домашней библиотеке иранского дизайнера — обычное дело. Я думаю, что именно сокровища русской культуры помогли мне найти наилучшие решения для некоторых моих заказов».
Проект №2 «Буквы» в этот раз устремлен в прошлое. Одну из публикаций дизайнер «Проектора» Ярослав Иванов нарисовал по трафарету. Оно и неудивительно, в статье рассматривается именно этот замечательный шрифтовой артефакт докомпьютерной
эпохи массового оформительского искусства.
Второй публикацией про буквы стала подборка замечательных наблюдений участников проекта «Путешествие в Россию». Крупные города уже почти не оставляют шансов исследователям графической археологии найти истинные шедевры жанра. Повсеместная компьютеризация сводит на нет таланты мастеров трафарета, каллиграфии и летеринга. Все реже в крупных городах можно встретить самодельные вывески или объявления, написанные от руки. Не говоря уж о стационарных конструкциях, собранных из деревянных буковок, подобных тем, что удается обнаружить, путешествуя по российским дорогам. Вашему вниманию фотографии Антона Балажа, Александра Линецкого и Александра Трофимова.
В проекте №4 «Предмет» мы завершаем серию из пяти публикаций о замечательных дизайнерских объектах компании Мартела. В это раз героем стала модульная система Cube, способная принимать по воле дизайнера самые хитрозаколдованные формы.
Иногда для ликвидации безграмотности бывает полезно посмотреть хрестоматийные книжки. Так в знаменитом желтом трехтомнике «Классика дизайна» издательства Phaidon, были обнаружены складные тонетовские стулья, которые уже давно запанибратски используются в нашей редакции. Оказалось, что присаживаемся на легендарный Тонет №8751, спроектированный в 1928 году. Век живи — век учись!
Павел Ульянов продолжает тему датского мебельного дизайна публикацией о кресле «Лебедь» (Swan) Арне Якобсена.
Проект №5 «Среда» состоит из двух публикаций. В одной из них «Проектор» с интересом и искренней симпатией наблюдает за новой жизнью одного из самых известных архитектурных сооружений индустриального пояса Санкт-Петербурга. Прошедшая осень положила начало новому интересному периоду жизни двух газгольдеров. Шедевры промышленной архитектуры приняли под свои круглые крыши новых жильцов. Специфика деятельности «Рок Гаража» и мастерской Wild side отлично вписывается в концепцию рекультивации старой промышленной архитектуры. Брутальная стилистика мотоциклов и классических автомобилей синергетически совпала с мощью краснокирпичных зданий. На вопросы журнала отвечает идеолог «Рок Гаража» Анатолий [Граф] Дижевский.
Еще одним парным интервью продолжается серия публикаций о зданиях, возводимых Управляющей компанией «Теорема» по проектам Сергея Чобана. На вопросы журнала отвечают и архитектор и заказчик «Обухов-центра». Сергей Чобан: «Конечно, российская культура обращения с архитектурой, со средой для меня не чужая, более того, я думаю, что я ее достаточно хорошо понимаю. И часто вижу с неудовольствием, что сегодня очень многие российские архитекторы просто пытаются повторить некие западные образцы, но совершенно не ищут возможностей, которые закладывает в архитектора культура, в пределах которой он вырастает. И это не только петербургская субкультура, которая, надо сказать, не очень русская».
Игорь Водопьянов: «Чувство прекрасного не свойственно русскому человеку. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно отъехать от Санкт-Петербурга и посмотреть, какие дома строят русские люди для себя. Что они строят, то и считают красивым. С моей точки зрения, половина там полное уебище и еще половина просто ужас».
Героем проекта № 7 «Фотографирование» стал замечательный фотограф Александр Теребенин. «В целом мне очень близок подход фотографа к съемке: Саша зачастую ни в грош не ставит присущий многим коллегам снобизм, отрицающий любую обработку фотографии после съемки. Дескать, чистая фотография должна оставаться чистой, а всякий фотошоп — это уже от лукавого. Для Теребенина это утверждение как минимум спорно. Для него важнее конечный результат, нежели процесс. И, как это принято в дизайнерском мире, не так важен инструмент, которым ты добиваешься выдающегося результата. Главный инструмент все равно остается у автора в голове».
В проекте №8 «Школа» постоянный автор «Проектора» и неутомимый исследователь дизайнерского наследия СССР, Сергей Хельмянов продолжает возвращать профессии имена авторов легендарных объектов советской индустрии. В этом номере рассказ о БЕЛАЗе и УАЗе, о тракторе «Кировец» и микроавтобусе ГАЗель и других известных объектах транспортного дизайна, авторами которых были выпускники нашей «Мухи».
Проект №9 «Книги» открывается публикацией Михаила Карасика, посвященной редкой и почитаемой форме книг — «регистру». «Принцип регистра позволил упростить поиск нужного стихотворения, сделать оглавление, как говорят, «всегда под рукой», а не спрятанным в конце книги. Сборник «Для голоса», вышедший в Берлине в 1923 году, стал эталоном полиграфической целесообразности, ясности и функционализма, определил развитие советской книги на десятилетие вперед».
Далее в проекте «Книги» продолжается сериал интервью издателей и главных редакторов российской дизайнерской периодики конца ХХ — начала XXI века. Поразительно открыто и честно на вопросы «Проектора» отвечает Андрей Пуртов — издатель и главный редактор журнала Identity. «Предварительно я провел переговоры с некоторыми компаниями, которые, как предполагалось, будут дистрибьюторами или покупателями нашего журнала. Мы приезжали к ним с распечатками и показывали будущий журнал. Спрашивали, за сколько бы они его купили. Ну, нам все говорили, что смогут много продать. Мы взяли и сдуру две тысячи тираж напечатали. А купили у нас сразу 35 или 40 журналов. Мы, конечно, обалдели. Что-то еще продалось с течением времени, но остальное пришлось раздавать. Про второй номер я подумал: «Либо у нас получится его продать нормально, либо нам конец». Его мы издали тиражом тысяча экземпляров, и он весь разошелся. Не сразу, конечно, но мы его не раздавали бесплатно».
И в завершение этого номера большая рецензия на книгу Светланы Мирзоян и Сергея Хельмянова «Муха. Санкт-Петербургская школа дизайна». Автором заслуженной хвалебной оды стал Алексей Бойко: «Стоило вчитаться и оценить: при всей значимости объемно-репрезентативных качеств тома его истинный смысл не в них. В наших руках, читатель, Красная книга состоявшейся Школы красоты и пользы, которая ныне трансформируется в эффективную кузницу творческих мастеров для многовекторного дизайн-рынка. Как и любая Красная книга, она повествует о том, что нам дорого и что требует неустанного попечения и заботы».
Версия Проектора для чтения он-лайн.
Всем привет! И с наступающим Новым годом!
Ваш Митя Харшак.