Вышел в свет очередной номер журнала «Проектор» за номером 3(16). Это значит, что журналу исполнилось четыре года — четыре на четыре = шестнадцать! Особенно пьянствовать по этому поводу редакция не стала. Через годик загульно отметим пять лет, а четыре это пока не повод.
В слове редактора Митя Харшак, в частности, заявил: «Поверьте мне на слово — делать собственный журнал вставляет значительно сильнее самого эпикурейского обжорства, превосходит винопитие в дружеской компании и лишь самую малость уступает сексу! Для меня «Проектор» — это аналог совокупности всех возможных плотских утех, только в плоскости сознания, эдакое интеллектуальное раблезианство. Работа с журналом подчинена одному крайне важному для меня убеждению — если что-то делать, то это надо делать с удовольствием. Иначе зачем? Именно поэтому в журнале никогда не было и никогда не будет критических разборов и публикаций о том, что мне не нравится. Не вижу смысла тратить время и энергию на освещение негатива».
Номер открывается рассказом Павла Ульянова о своем тезке датском дизайнере Поле Киерхольме. «В основе дизайна Пола Киерхольма лежат глубокое чувство материала и искреннее намерение показать его визуальные характеристики. Однажды Пол скажет: «Я больше выражаю характер материала, нежели собственную индивидуальность». Одним из его фундаментальных решений было использование пружинной стали, исключительно прочной и эластичной одновременно, позволяющей этому материалу реагировать на изменения веса. Киерхольм обрабатывал сталь с точностью и заботой, присущей лучшим традициям обработки древесины, матированные и хромированные поверхности элементов могли отражать мельчайшие изменения падающего света.
Дальше больше. Наш постоянный автор Ольга Северина сумела взять интервью у мировой звезды графического дизайна Леха Древинского: «Если мы говорим о графической его составляющей, плакат — он сам по себе метафора. Я всегда изначально исхожу из метафоры, которая приходит практически сразу. Мне вообще кажется, что все искусство в целом, ну или по крайней мере то искусство, которое мне интересно, — это все одна большая метафора» (Лех Древинский). Проектор опубликовал сразу дюжину плакатов мастера.
Проект № 3 «Буквы» в этот раз посвящен знаменитой книге Д.А. Писаревского «Шрифты и их построение», изданной в двадцатые годы ХХ века. Автор публикации Андрей Харшак приводит в статье архивные документы, которые публикуются впервые: «Размышляя над книгой, я решил привести два частных (а может быть, и не совсем частных) эпизода из жизни людей, имевших к этой книге самое прямое отношение. В нашем семейном архиве хранится фотография, сделанная 23 сентября 1924 года — в день одного из самых сильных наводнений за всю историю Санкт-Петербурга. На фотографии из семи человек трое принадлежат к числу создателей книги «Шрифты и их построение». Это Голлербах, Белуха и Охочинский. А на тыльной стороне снимка приклеена эмблема Ленинградского общества библиофилов, нарисованная Сергеем Чехониным, чьи изысканные шрифтовые композиции также опубликованы в книге».
Продолжая цикл публикаций о выдающихся объектах, созданных дизайнерами в сотрудничестве с финской компанией Martela, мы рассказываем о кресле Skybar. Автор статьи — Анна Кожара: «Объемные сиденье и спинка кресла мягко перетекают друг в друга, максимально утончаясь в месте соединения, а нейтральное основание позволяет этому сочетанию противоположностей практически парить в воздухе».
В этом номере много интервью. Одно из них о своих концептах, выставках, пиаре, скандалах и провокациях дал Аурике Виларди специально для «Проектора» дизайнер Дмитрий Логинов. Получился достаточно откровенный разговор. Примечательна публикация еще и тем, что она стала, пожалуй, самой попсово-желтой за всю историю «Проектора». Но в данном случае я воспринимаю такое ее качество, как безусловный плюс!
Следующее интервью с двумя Александрами: Аврамовым — директором Британской высшей школы дизайна и Матвеевым — автором проекта нового пространства Британки. Взгляд на проектный процесс с двух сторон — заказчика и архиектора.
Но и следующая публикация, посвященная открытию в Санкт-Петербурге очередного здания, спроектированного Сергеем Чобаном также построена на двойном интервью заказчика и архитектора. На вопросы главного редактора «Проектора» ответили Игорь Водопьянов — управляющий и совладелец холдинга «Теорема» и Сергей Чобан — архитектор, автор проекта. «Архитекторов мирового уровня, реализующих свои проекты в Санкт-Петербурге, единицы. Или, может быть, архитекторы есть, а нет цивилизованного заказчика? Нет, есть! И пример перед вами. Работы Сергея Чобана, оказавшие бы честь любой европейской столице, появляются и в нашем городе. В сентябре откроется бизнес-центр «Лето», входящий в единый ансамбль с уже построенным бизнес-центром «Бенуа». Возведение целого комплекса зданий в районе, примыкающем к Свердловской набережной, — яркий вклад архитектора и управляющей компании «Теорема» в развитие современной цивилизованной городской среды».
Проект № 5 «Среда» в этом номере достаточно обширен. В поле зрения редакции попали сразу несколько историй, которые захотелось рассказать. Одна из них про большой черный шар, или «Проект «О». «Мы встретились с большим надувным черным шаром на презентации очередного номера дружественного журнала «Проект Балтия», когда инсталляция молодых эстонских дизайнеров чуть не погребла под собой главного редактора «Проектора». Остроумная и многозначная работа провоцировала на интеракцию, и гости презентации увлеченно футболили шар по дворику Музея городской скульптуры. «Проектор» от души благодарит Володю Фролова — главного редактора «Проекта Балтия» за то, что он вытащил в наши широты такой замечательный объект вместе со всеми его создателями. А также за то, что он позволил, выражаясь галеристским языком, «свинтить» героев его журнала для публикации у нас».
И замыкает проект «Среда» публикация о работах, наверное, одного из любимых графиков всех архитекторов — Маурице Корнелисе Эшере. Как всегда артистичный и глубокий текст Алексея Бойко: «Мауриц Корнелис Эшер свои имена не жаловал, сведя их к инициалам — вместе с фамилией получилось: M.C. Escher, коротко, внятно и брендово. Он вообще умел решительно проявлять предпочтения, интересы, намерения в сфере искусства, будто подавляя недюжинной художественной волей как творческие сомнения, так и отягощения своего отнюдь не богатырского тела. Целеустремленная сосредоточенность на строгом, кропотливом воплощении видений и визуально-умственных игр роднит нидерландского художника, достигшего славы в середине ХХ века, с граверами периода поздней готики и Северного Возрождения».
Анна Кожара, похоже, закрепила за собой фотографический раздел и теперь из номера в номер встречается и беседует с нашими героями-фотографами. В этом номере Анна пообщалась с Ником Тепловым — давним другом журнала «Проектор». «Ник Теплов — графический дизайнер, художник, режиссер, но никак не профессиональный фотограф. По крайней мере, так он сам говорит. Фотографирование для Теплова — не ремесло и не искусство, а средство визуального размышления, материал для последующей работы, зарисовки и документация».
Далее член редсовета «Проектора» Юрий Молодковец представляет выставку Александра Лаврентьева «Один, два, три. Портреты 2005—2010». Выставка проходит в дружественной галерее «Стачка».
Иллюстрация: stachka.jpg
Проект № 8 «Школа» рассказывает не совсем о студенческих работах. Сергей Хельмянов рассматривает культовые (ох, не люблю это слово, но иначе не скажешь) примеры дизайна, созданные выпускниками «Мухи». Среди них УАЗ-469, Микроавтобус РАФ, ГАЗ-24 «Волга», ВАЗ 2121 «Нива», ГАЗ-14 «Чайка», Судно на подводных крыльях «Метеор», фотоаппарат «ЛОМО Компакт» и другие объекты, убедительно доказывающие то, что дизайн в СССР был!
Историческая публикация проекта № 9 «Книги» посвящена объединению «Октябрь», возникшему в 1928 году. Слова нашего постоянного автора Михаила Карасика: «Перед нами конструктивистки оформленный манифест объединения творцов индустриального общества. Слово графически артикулируется самыми простыми и технологичными по тому времени средст-вами — материалом из наборной кассы: шрифты и линейки. Конструктор, наборщик и верстальщик с помощью разной величины кегля шрифта и его жирности управляют чтением, выделяют главное. Печать в две краски, черной и красной, не только расширяет возможности верстки, но и придает изданию дополнительное агитационное звучание. Насыщенность, активность набора — главный визуальный инструмент акцентации содержания».
И еще одно парное интервью в книжном разделе. На вопросы «Проектора» отвечают Маргарита Васильева и Андрей Надеин — мать-основательница и отец-основатель журнала «Рекламные идеи». «Проектор» продолжает исследовать новейшую историю дизайнерской периодики в России за последние двадцать лет. Журнал «Рекламные идеи» — пример удивительного долголетия. Появившись в 1993 году, он уже подобрался к совершенно немыслимому для нашей профессиональной периодики порядковому номеру девяносто!
И, традиционно, в завершение наш партнер — компания «ИндексМаркет» представляет четыре издания из своего бесконечного книжного шкафа.
Приятного прочтения!
учредитель и главный редактор «Проектора» Митя Харшак
Ну а если вы захотите полистать журнал - вам сюда!