Проектор № 3(12) 2010.
Вышел свежий, двенадцатый по счету, номер «Проектора». Журналу исполнилось три года. За это время мы пережили всеобщий кризис, но ни разу не сдвинули сроки выхода. Журнал не похудел и не прибегал к издательской палочке-выручалочке трудных времен — выпуску сдвоенных номеров. Конечно, сейчас я смотрю на первые наши номера совсем другими глазами. Я вижу множество несовершенств и причин для достаточно жесткой критики. Но это значит, что «Проектор» развивается и растет. При этом, заглядывая в будущее, мне бы очень хотелось, чтобы спустя еще пару лет я смог бы так же критически перелистать выпуски этого года.
«Доктор, спасибо, вы меня вылечили от мании величия! Сколько миллионов долларов я вам должен?» В общем, я решил поставить на обложку свою фотографию. И пусть говорят, что у Харшака поехала крыша. Я учредил этот журнал, я его издаю, и я же здесь за главного редактора. Так что моя физиономия сама просится украсить журнал. А кто не считывает в этой обложке самоиронии, то это уже проблема не на нашей стороне.
Номер открывается публикацией о Яне ван Торне. Владимир Кричевский — энциклопедист, авторитет и знаток графического дизайна написал замечательный текст и предоставил уникальные иллюстрации из своего архива. «Влиятельный амстердамский дизайнер (родился в 1932 году) проявляет себя многогранно: оформляет и иллюстрирует любого рода печатные издания, проектирует выставки, не занимается логотипами и вообще противится всякой identity, выступает в роли художественного редактора, читает лекции в университетах разных стран, пишет статьи и сочиняет визуальные книги (выходящие, разумеется, в авторском оформлении), наконец, директорствует (в 90-е прошлого века) в Академии Яна ван Эйка в Мастрихте».
Настоящим героем-дебоширом этого номера стала Анна Наумова, которая сама сверстала свою хулиганскую публикацию. Рубрика «Самообслуживание», в которой приглашеные звезды сами оформляют свои развороты, стала украшением журнала. Притом, я, как главный редактор, поставил себе жесткие ограничения — я никак не влияю на верстку. Это целиком и полностью авторская работа. Анна стала уже третьим героем «Проектора», после Бориса Трофимова и Владимира Чайки, кто сам дизайнерит свою публикацию. А текстовой частью стало интервью, которое мы взяли у Анны, когда она приезжала в Петербург выступать в программе «ВИЖУ!».
Далее в своем разделе «Русский дизайн» Ольга и Александр Флоренские представляют проект «Город N». В проекте представлены: дворец, обсерватория, здание почты, маяк, водокачка и другие неповторимые авторские объекты.
В проекте № 3 «Буквы» Алексей Домбровский продолжает свой сериал второй частью рассказа о Сергее Чехонине. «Едва ли не первой графической работой, задуманной и подготовленной Сергеем Чехониным для печати, был шрифт. Точнее, азбука — весьма изобретательно декорированный алфавит. О его художественных достоинствах сейчас судить не по чему: тираж в конце концов не состоялся, оригинал не сохранился. Сохранилось лишь краткое упоминание о нем в давней статье Владимира Боцяновского1, однако автора восхищала прежде всего гражданская смелость первых чехонинских букв, нежели манера их исполнения. Впрочем, неудивительно: ведь художник нарисовал тогда не обычную, а «революционную» азбуку — едкую сатиру на правящий строй.
Также мы продолжаем публикации «красивых открыток» из коллекции Виталия Третьякова. В этот раз три роскошных примера декоративного леттеринга и журналистское расследование об их происхождении: «В правом нижнем углу открыток со знаками «S» и «K» (которая скорее может быть отнесена к латинице, нежели к кириллице) стоит штамп «Mustershutz» — cвоего рода защита от подделки. В переводе с немецкого это как раз и означает «защита образца». В то же время на открытке с буквой «Л» (бескомпромиссно кириллическая графема!) такого знака нет. Это позволяет мне предположить, что оригинальными являются как раз открытки с буквами латиницы, а какой-то наш издатель уже подсуетился и заказал местным дизайнерам адаптации серии под кириллический алфавит.
Проект № 4 «Предмет» открывается традиционной рубрикой, выходящей при поддержке компании Витра. В ней мы рассказываем о выдающихся предметах дизайна ХХ века. В этот раз — о диване Freeform Исаму Ногучи. «Исаму Ногучи — автор дивана Freeform, быть может, в большей степени скульптор, нежели дизайнер в традиционном понимании профессии. При этом с 1950-х годов по его проектам создавались мебель и свет, строились здания и театральные декорации. Во все свои проекты он привносил скульптурный и артистический подход. Его предметы, даже запущенные в тираж, сохраняли в себе скульптурность формообразования и узнаваемость руки автора».
Следующая публикация дала возможность поздравить моих друзей — Владимира Самойлова и Александра Матвеева с очередным высоким достижением. Их разработка взяла Red Dot. «Промдизайн есть. Хотя порой кажется, что этот фрукт вовсе не приживается в здешних широтах. Тем отраднее видеть наших среди победителей самого престижного международного профессионального конкурса. Студия Designet взяла Red Dot с серией предметов, спроектированных для компании Erich Krause. Сайт designet.ru уже многие годы является флагманом среди информационных ресурсов по промдизайну в России. А сейчас бессменные «дизайнетовцы» Владимир Самойлов и Александр Матвеев в очередной раз подтвердили свое профессиональное мастерство самой высокой пробы. С чем я их и поздравляю. Ура!
Проект № 5 «Среда» представляет удивительные постройки проектного бюро BIG. Вот что пишет о них наш автор иван Куликов: «Если внимательно приглядеться к проект-ным решениям БИГ, то сомнений в продуманности и концептуальности новой датской архитектуры не остается. Жилой комплекс VM с необычным зданием под названием «Гора» яркое тому подтверждение. Футуристичные формы данной постройки являются следствием синтеза понятий экологичности, простоты, ясности и унифицированности городского жилья. Датская идиллия загородной жизни приобретает новое развитие в урбанистической среде. А идеи экологизации жизнедеятельно-сти человека все более актуальны в качестве источника вдохновения и формообразования новой архитектуры для датских дизайнеров».
Возможно, наиболее последовательный и цельный в рамках журнала, Проект № 7 «Фотографирование» показывает волшебные и романтичные обнаженки Андрея Медведева. Текст о нем написал Александр Флоренский, который хорошо знал автора: «Андрей, как и многие художники, то и дело что-то фотографировал, но серьезно занялся фотографией только в последние десять лет жизни. Его любимой техникой стала невероятно трудоемкая гуммиарабиковая печать, при использовании которой можно потратить несколько дней на создание одного отпечатка». К сожалению, это посмертная публикация работ Андрея. Его не стало 27 июля 2010 года, когда мы еще работали над этим номером.
Вообще, этот номер получился в какой-то степени продолжением предыдущего. Вот и в проекте № 8 «Школа» мы продолжаем показ работ учеников Константина Старцева. «Работы студентов Константина Старцева всегда отличались именно этим удивительным качеством — эмоциональностью и чув-ственностью. Из них на зрителя выливается поток такой густой энергетики, что становится понятно: перед нами произведения искусства самой высокой пробы. В этих заданиях по леттерингу и исследованию красоты Буквы и ее воплощению в различных материалах и техниках нет ни капли функциональности. Это чистая духовная практика, сродни медитации».
В книжном Проекте № 9 наш постоянный автор, знаток истории книги Михаил Карасик, исследует феномен Поцелуя в оформлении книг тридцатых годов ХХ века: «На обложке главного визуально-пропагандистского журнала «СССР на стройке» № 2—3 за 1940-й год, посвященного советской военной экспансии и совместному с фашистской Германией разделу Восточной Европы, встреча воина-освободителя, монтаж Эль Лисицкого. Сюжет напоминает уже знакомые фотографии, его символическое значение и сексуально-политическая суть очевидны. Боец с полной походной выкладкой — Красная армия; крестьянин в рубахе с национальным рисунком — «освобожденные» народы Западной Украины и Белоруссии. У красноармейца, как и у Чкалова, глаза прикрыты, он отдался чувству, ведь он принес «культурную и зажиточную жизнь», как тогда говорили, и запечатлел ее на устах крестьянина, но тот лишь плотно прижался сомкнутыми губами к «освободителю».
В предыдущих номерах «Проектора» уже освещались истории журналов «[kAk)», «Да!», Greatis. Сегодня — «Союз дизайнеров». Продолжаем изучать новейшую историю дизайнерской периодики в России. Читайте рассказ главного героя и отца российского графического дизайна Сергея Ивановича Серова об истории журнала. «Талантами, как и парадоксами, страна наша богата. Так что если и делать журнал, то не столько про дизайн, сколько про дизайнеров. Про тех, кто добивается творческих успехов не благодаря, а вопреки всему. И так оно во всех сферах дизайна: графического, промышленного, дизайна среды, дизайна одежды и… И журнал мог бы стать соединительным союзом между разными жанрами, видами и формами проектного творчества. Я предложил название: «Союз дизайнеров», относя его смысл прежде всего к внутрипрофессиональной коммуникации, а не к Союзу дизайнеров как организации. Как ни странно, мне дали карт-бланш».
Владимир Кричевский не только открывает этот номер своей публикацией о Яне ван Торне, но и, как бы, закрывает его. В рубрике «Проектор рекомендует» Владимир Ефимов и Анна Шмелева подробно и скрупулезно рассматривают новое издание знаменитого диптиха Владимира Кричевского «Типографика в терминах и образах». «Безусловно, ни одна рецензия немыслима без критики. А теперь, отдав дань этой традиции, просто скажем, что перед нами очень хорошая книга. Замечательно, что она появилась, и еще лучше, что продолжает совершенствоваться и жить. Одним словом, мы ее вам рекомендуем».
Приятного прочтения!
С приветом,
шеф-повар журнала «Проектор»,
Митя Харшак
Полный архив журнала «Проектор» смотрите на сайте: www.projector-magazine.ru