24 марта 2011 года в 15:00 состоялась встреча Дмитрия Медведева с деятелями культуры в Мультимедиа-арт-музея (Московский Дом фотографии) Ольги Свибловой. Известный дизайнер Игорь Гурович из дизайн-бюро "Остенгрупп" оказался среди них (круто - дизайн таким образом признан частью нашей культуры) и донес свои мысли прямо государю, простите - президенту.
Фрагмент стенограммы – разговор Д. Медведева с Игорем Гуровичем (дизайн-бюро Остенгрупп, http://www.ostengruppe.com/ ).
И.ГУРОВИЧ: С профессией дизайнера не всё так ясно, как с кинематографом или театром, поэтому хотел бы сказать, что происходилопоследние 25 лет. Романы между государством и профессией были редкие, яркие...
Д.МЕДВЕДЕВ: Бурные.
И.ГУРОВИЧ: Бурные, да. Касалось это в основном выборов, когда государство говорило: <<Караул!>> Когда выборов не стало, это сталипартийные съезды, потому что зловещие блики зелёные на лице, и, собственно, с помощью дизайна их можно убрать. Как только эта проблема
была решена, других, в общем, контактов особых и не было, что привело к тому, что за 25 лет демократической России страна осталась впарадигме серпа и молота, автомата Калашникова, матрёшки и шапки со звездой.
Д.МЕДВЕДЕВ: Икра, водка.
И.ГУРОВИЧ: Да, как материальность.
Обидно, но, собственно, факт. Конечно, не стоит забывать про трёх плюшевых недочебурашек, но я не думаю, что они надолго будут...
Д.МЕДВЕДЕВ: Это Вы имеете в виду новые олимпийские символы?
И.ГУРОВИЧ: Да.
Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно. Вы их любите, как и многие другие граждане нашей страны.
И.ГУРОВИЧ: Да. Я понимаю, что мы живём в великом, большом государстве, которое волнуют большие проблемы. Я понимаю, что проблема, условно говоря, стула, она является гораздо менее важной, чем, например, проблема патриотического кино. Но дальше, если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то получается вот что.
Человек сидит в удобных итальянских ботинках с американским попкорном и в американских джинсах в китайском или итальянском же кресле и смотрит патриотическое кино. Эффект утерян всё-таки частично. В общем, государство деньги выкинуло на ветер.
Д.МЕДВЕДЕВ: Согласен.
И.ГУРОВИЧ: Нет, если государство скажет смотреть патриотическое кино стоя, тогда будет нормально.
Д.МЕДВЕДЕВ: Завёрнутым в красную материю, скажем...
И.ГУРОВИЧ: Что я хочу сказать? Собственно, я подошёл к важной вещи - Олимпиада в Сочи. В общем, как-то хочется её расценивать как большую выставку достижений народного хозяйства страны. Ну, хочется. И дальше будет то же самое, что с патриотическим кино, то есть будут построены китайцами небоскрёбы, итальянские стулья, даже пепельницы будут китайские. И это, конечно, унизительно.
И в чём, собственно, суть: дизайну не нужны гранты и помощь - дизайну нужно сопартнёрство. И дальше, собственно, то, о чём говорят все: непонятно, кто внутри государства нам партнёр, в какую дверь-то идти, с кем разговаривать. Нет ни одного человека, который, может сказать: я хочу. Наши сейчас интересы с государством абсолютно совпадают. Государство хочет красивой Олимпиады, и я хочу красивой Олимпиады, и я - партнёр. С кем мне про это говорить? Собственно, это суть многих вопросов...
Д.МЕДВЕДЕВ: Сейчас Вы со мной говорите.
И.ГУРОВИЧ: Но я же понимаю, что я не могу к Вам с пепельницей прийти... Вы же реки поворачиваете вспять, а я с пепельницей, это же...
Д.МЕДВЕДЕВ: Нет, Вы знаете, на самом деле мне, во-первых, трудно возражать против того, что окружающий мир на нас очень серьёзно влияет, и это не только то, что является объектом такого высокого духовного творчества, - это и то, чем мы пользуемся.
Все мы так или иначе смотрим, что говорят и пишут, и в глобальной Сети очень часто можно прочитать о том, что у нас ничего своего нет вокруг. Смысл какой? То есть мы пользуемся практически всем, что нам представляют наши соседи, наши деловые партнёры. Потребительский мир вокруг нас, он не наш. И это на самом деле действительно грустно, потому что как бы мы ни относились к серпу и молоту, к красной материи, к каким-то другим вещам, но это точно были объекты нашего дизайна, объекты нашего творчества.
Да, они, чего скрывать, лет 25 назад дико раздражали многих, во всяком случае потому, что они доминировали везде, и нам хотелось турецких кресел, китайских тогда не было, американские джинсы, об итальянских не мечтали, и всего остального, что представляла собой благополучная жизнь. Но сейчас мы всего этого достигли, а своего у нас почти нет.
На мой взгляд, ответ на то, о чём Вы говорите, заключается, как ни странно, вот в чём. Это, простите, вопрос вкуса тех, кто что-либо заказывает - начиная от символов Олимпиады и заканчивая окружающими предметами. Все мы, так или иначе, бываем в гостиницах, и очень часто, особенно в наших гостиницах, мы приезжаем, вокруг краны из золота,
плитка...
И.ГУРОВИЧ: Это мы в разных гостиницах, Дмитрий Анатольевич.
Д.МЕДВЕДЕВ: Как раз в приличных гостиницах этого нет, а я говорю о некоторых ведомственных гостиницах, не буду никого обижать, у которых бюджет хороший, а со вкусом очень всё тяжело. В конечном счёте это зависит от заказчика, и если мы правильно будем себя позиционировать...
Вот Вы говорите про Олимпиаду... Какие проблемы в том, чтобы какие-то аксессуары Олимпиады в широком смысле этого слова заказать у наших дизайнеров, а не привлекать иностранцев? Да никаких.
И.ГУРОВИЧ: Дмитрий Анатольевич, на самом деле есть мировой опыт, это всегда государственная воля, поднятие индустрии внутри страны - это не частный бизнес, это всегда государственная воля.
Д.МЕДВЕДЕВ: Я согласен, но государство в целом свою позицию формулирует, вот даже сейчас, сидя в этом зале, я говорю о своей позиции, но это и есть государственная позиция. Понимаете, у нас же всё-таки не централизованное государство сейчас, а вполне децентрализованное, что бы там ни говорили.
И когда, допустим, те или иные объекты заказываются на Олимпиаду, ведь там сейчас строятся, мы говорим о гостиницах, я думаю, что в общей сложности в Сочи и на Красной Поляне будут построены сотни отелей - начиная от 2-3-звёздочных и заканчивая самыми высокими. По каждому отелю там индивидуальный заказчик, государство это же не координирует. Государство выдало заказ, вот мы думали, как привлечь строителей на эту Красную Поляну, потому что там есть свои сложности технологические, потом определились, каждый из них выбирает и собственный дизайн, и всё остальное.
Я сейчас туда езжу, на лыжах когда катаюсь, смотрю, что-то мне нравится, что-то мне категорически не нравится, но повлиять на это не очень легко. Хотя, конечно, такой мейнстрим обозначить - это правильно; если хотите, я его уже сейчас обозначил. Скажу об этом людям, которые за Олимпиаду отвечают.
И.ГУРОВИЧ: Скажите, пожалуйста.
Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо, договорились.
Полный текст стенограммы со всеми участниками встречи:
http://www.kremlin.ru/news/10731