ЭКСПОЗИЦИЯ МОСКОВСКОГО МУЗЕЯ ДИЗАЙНА НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ВЫСТАВКЕ ИННОПРОМ-2015
Даты проведения: 8 июля – 11 июля 2015
Место проведения: ИННОПРОМ, Екатеринбург, Россия
Организатор: Московский Музей Дизайна
При поддержке: Госкорпорация "РОСТЕХ"
Московский музей дизайна примет участие в ежегодной международной промышленной выставке ИННОПРОМ, которая пройдет с 8 по 11 июля в Екатеринбурге. Музей представит на стенде Госкорпорации "Ростех" выставку, посвященную важнейшим достижениям Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) в области промышленного дизайна. Сотрудники Московского музея дизайна также станут участниками Форума ИННОПРОМА, объединяющего профессионалов в области промышленного дизайна и представителей российской промышленности. Цель Форума – обсудить современное состояние промышленного дизайна и мировые тенденции, возможности повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия путем усовершенствования промышленного дизайна, познакомить участников выставки с успешными российскими и зарубежными дизайнерами.
Выставка Московского музея дизайна расскажет посетителям ИННОПРОМа о достижениях отечественной научной школы дизайна и представит образцы созданных советскими художниками-конструкторами с 1960 по 1980-е годы транспортных средств. В экспозиции будут показаны уникальные экспериментальные проекты - прототипы, разработанные во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) и других художественно-конструкторских организациях СССР, а также модели, запущенные в серийное производство - Пожарный автомобиль ЗИЛ-Sides VMA-30 (1975), РАФ-977 "Латвия" (1959), Пассажирский теплоход-катамаран "Чайка" (1966), Экспериментальная модель снегохода с закрытой кабиной «1980-Е» (1980).
В 1962 году был создан ВНИИТЭ во главе с Ю.Б. Соловьевым. Институт занимался разработкой и внедрением методов художественного конструирования, определением требований дизайна к изделиям, научными исследованиями, международными связями.
Транспортный дизайн - одно из приоритетных направлений развития советского проектирования. К сожалению, из-за трудностей плановой экономики и общей бюрократизации государственной системы, значительное количество уникальных разработок ВНИИТЭ, а также проектов сделанных на ЗиЛе, ЗЛК, АвтоВАЗе, ГАЗе, КАМАЗе, УАЗе, так и не было внедрено в массовое производство и сохранилось лишь в виде чертежей и эскизов.
Московский музей дизайна знакомит с важнейшими советскими разработками в области дизайна транспортных средств, многие из которых и сегодня не теряют своей актуальности.
РАФ-977 "Латвия" (1959, художник-конструктор С. Мирзоян)
В 1959 году перед Рижским заводом автобусных кузовов (РАФ) была поставлена задача начать производство серийного микроавтобуса «на уровне лучших мировых образцов». Светлана Мирзоян сделала автобус в кратчайшие сроки. В 1960 году за микроавтобус РАФ-977 «Латвия» завод получил премию на автомобильной выставке в Лондоне. Микроавтобус «Латвия» поставлялся во многие страны мира. Было сделано множество его модификаций, большое количество специализированной техники на его базе. В 1961 году РАФ-977 получил премию на автосалоне в Брюсселе, а в 1962 году - в Париже.
Пассажирский теплоход-катамаран "Чайка" (1966, группа художников-конструкторов ВНИИТЭ под руководством К. Попова)
В апреле 1966 года Министерство речного флота РСФСР объявило конкурс на проект пассажирского теплохода для пригородных, внутригородских и местных линий. Особое внимание уделялось комфортабельности и эстетическим качествам. За основу была взята двухкорпусная схема судна-катамарана, которая позволяла значительно уменьшить качку на волне, повышала устойчивость, давала выигрыш в скорости по сравнению с однокорпусными судами, обеспечивала минимальную осадку и высокие маневренные качества. В последующей комплектации платформа была приподнята на опорах над водоизмещающими корпусами, что позволило улучшить эстетические качества и повысить комфортабельность. Конструктивные элементы были перенесены под настил платформы, обеспечив необходимую жесткость и прочность судна. Свободная платформа позволяла использовать его как судно многоцелевого назначения: пассажирский и речной трамвай, туристическое судно повышенной комфортабельности, скоростное грузовое, паромное судно. Советские суда успешно экспортировались во многие страны мира, в том числе в США, Англию, ФРГ, Францию, Италию.
Пожарный автомобиль ЗИЛ-Sides VMA-30 (1975, художники-конструкторы В. Арямов, Л. Кузьмичёв, А. Ольшанецкий, Т. Шепелева)
В начале 1970-х годов перед конструкторами ВНИИТЭ была поставлена задача создания пожарного автомобиля с использованием новых конструктивных решений, а также серийных отечественных компонентов. Первым опытным образцом пожарной автоцистерны с использованием популярной в те годы вагонной компоновки стала модель, изготовленная в 1973 году в ОКБ пожарных машин. В 1975 году были начаты совместные работы ВО «Внештехника» и фирмы "Sides" (Франция) по разработке новой модели. В ходе работ "Sides" придерживалась советского дизайн-проекта, разработанного ВНИИТЭ. Сборка двух автоцистерн, получивших по французской классификации обозначение VMA-30, производилась в Сен-Назере (Франция). В 1977 году на опытных образцах ЗИЛ-Sides VMA-30 начались испытания. Один из опытных автомобилей передали Советскому Союзу. В дальнейшем автоцистерна VMA-30 была участницей многочисленных выставок. Но автомобиль оказался слишком дорогим и не вписывался в существующие типажи. Опытные образцы пожарных автоцистерн вагонной компоновки использовались на стадионах во время Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Французский дублер автоцистерны на шасси ЗИЛ-131, оставшийся во Франции, с 1998 года поступил в экспозицию Музея гражданской войны в Бресте (Франция).
Экспериментальная модель снегохода с закрытой кабиной «1980-Е» (1980, художники-конструкторы Н. Коптелин, А. Попов)
Наряду с традиционными средствами передвижения, ВНИИТЭ занимался разработками транспорта для зимнего бездорожья – снегоходов. В ходе проектирования изучались отчеты испытателей отечественных и зарубежных снегоходов, а также результаты опроса водителей этого вида транспорта.
Первый советский снегоход “Буран” был разработан и запушен в серийное производство на базе «Рыбинского производственного объединения моторостроения» в 1971 году. В 1980-е годы дизайнеры ВНИИТЭ одни из первых в мире предложили использовать снегоходы с закрытой кабиной. Это была первая закрытая, теплая модель снегохода. Она позволяла перемещаться с большей скоростью, обеспечивала безопасность и удобство людей, звукоизоляцию. Для производства снегохода впервые было предложено использовать стеклопластик вместо стали, что позволило бы не допустить коррозии, возникающей в результате повреждения поверхности снегохода о снег и ветви деревьев.
Подобно "Ниве", признанной мировыми экспертами первым удобным внедорожником, снегоход «1980-Е» должен был стать первым комфортным зимним видом транспорта.
К сожалению, несмотря на перспективность проекта, он так и не был внедрен в массовое производство в СССР. Проект остался на стадии художественно-конструкторского предложения, хотя аналогичные модели были выпущены в Финляндии и других странах мира. В настоящий момент идеи советских дизайнеров получили свое развитие – на российском заводе-производителе НПО «Транспорт» начато серийное производство первого армейского снегохода ТТМ-1901 с уникальной теплой кабиной, разработанной специально для Арктических подразделений.
В рамках выставки будет также показан уникальный документальный фильм "Дизайн в СССР", который был сделан специально для продвижения советского дизайна за рубежом.
Дополнительная информация на сайте