Международные эксперты единодушно оценивают Московскую международную биеннале графического дизайна «Золотая пчела» как одно из самых важных событий в мировом дизайнерском календаре. Количество конкурсных работ, поступивших на «Золотую пчелу 11» – около 15.000 – побило все рекорды не только прежних «Золотых пчел», но и других биеннале, мировых аналогов. «Золотая пчела» отличается от других профессиональных турниров прежде всего размахом. Не случайно в англоязычной версии она стала именоваться «Global Biennale». Отборочный комитет провел титаническую селекционную работу, в результате которой на финальной выставке оказалось около 1200 работ.
Подавляющее большинство конкурсных работ – плакаты. Вы по-прежнему считаете, что плакат умер? Да это просто золотой век плаката! Электронные СМИ освободили плакат от черной информационной работы, и ему остался сладчайший мёд визуальных открытий, запечатления глубинных смыслов, не передаваемых никакими словами, чистая радость переживания пластики, формы, цвета, которая ушла из современного искусства. Став свободным, плакат ищет и заполняет собой зазоры, марианские впадины в сознании и жизни, границы, на которых, как известно, и творится культура. Плакат стал новым способом компрессии эмоций, чувств и впечатлений, чуткой рефлексии на происходящее в личном и общественном пространстве.
Кроме «Плаката» – главного раздела выставки и, соответственно, главной конкурсной номинации – в программу биеннале включаются дополнительные номинации, которые охватывают разные плакатные темы и жанры графического дизайна. На «Золотой пчеле 11» их три: «Акцидентные шрифты» – фундаментальный пласт нашей профессии, «Экология» – актуальность этой темы самоочевидна, и «Вера. Надежда. Любовь», продолжающая линию, начатую на прошлых биеннале номинациями «Графический дизайн и религия» и «Десять заповедей».
«Золотая пчела» – это прежде всего «гамбургский счет» для профессионалов, она делается дизайнерами для дизайнеров. Но визуальность сегодня – доминирующий модус современности, зрительные образы оказывают всепроникающее воздействие на повседневную жизнь. И графический дизайн становится важен не только для специалистов, но и для широкой публики. Поэтому нынешняя биеннале делает несколько шагов навстречу ей, специально артикулируя некоторые срезы дизайнерского творчества, показывая отдельные аспекты плакатного языка, ведущие мировые школы плаката и актуальные темы.
Основная экспозиция биеннале будет состоять из разделов: «Шрифт всему голова», «Черное-белое», «Красное и черное», «Цвет и свет в плакате», «Цифровые эффекты», «Типографика в плакате», «Плакат с большой буквы», «Иллюстрация в плакате», «Фотография в плакате», «Весь мир в плакате», «Польская школа плаката», «Швейцарская школа плаката», «Немецкая школа плаката», «Французская школа плаката», «Американская школа плаката», «Иранская школа плаката», «Китайская школа плаката», «Японская школа плаката», «Русская школа плаката», «Украинская школа плаката», «Первая мировая война», «Зданевич 120», «Маяковский 120», «Плакатный дневник», «Бах! Бах!», «Заязык», «Гран-при 2012», «Экология», «Вера. Надежда. Любовь».
В основной экспозиции будет представлен также проект «Underground Images. Школа визуальных искусств. Плакаты в нью-йоркском метро. 1947-2014» – ретроспективная выставка преподавателей легендарной дизайнерской школы, звезд мирового дизайна, которые на протяжении десятилетий создавали плакаты, ставшие ежедневным напоминанием о волшебной силе искусства, призывом мыслить масштабно, не бояться рисковать и никогда не прекращать учиться, превратившие метро в настоящую школу креатива и визуальной культуры для всего города. Специальный гость биеннале, директор по коммуникациям Школы визуальных искусств Майкл Грант выступит на биеннале с презентацией выставки.
Специальный проект биеннале «Все золото мира 2012-2014» – выставка плакатов, удостоенных наград на главных профессиональных турнирах – продолжение серии предыдущих проектов. Каждый раз на такой выставке Координационный комитет международных биеннале ИБКК присуждал свои дипломы, а оргкомитет биеннале – символическую награду «GoldenBeeLoved». На этой выставке появится еще одна награда – «GoldenFix», которую будет присуждать международное жюри биеннале «Золотая пчела 11».
В жюри «Золотой пчелы 11» – звезды мирового дизайна Реза Абедини (Иран), Джонатан Барнбрук (Великобритания), Эрик Белоусов (Россия), Мирко Илич (США), Лех Маевски (Польша), Гута Моура Гедес (Португалия). Они покажут свои работы в Центре творческих индустрий «Фабрика», куратор выставки Софья Пахарева. Кроме того, члены жюри выступят со своими лекциями и мастер-классами в Центральном Доме художника.
«Золотая пчела» с верой, надеждой и любовью благодарит всех своих доброжелателей, помощников, попечителей и партнеров. Постоянная поддержка профессионального дизайнерского сообщества – главный ресурс биеннале. Московская международная биеннале графического дизайна «Золотая пчела» проводится под эгидой Международного совета ассоциаций по графическому дизайну ICOGRADA и Координационного комитета международных биеннале IBCC.
Основная экспозиция «Золотой пчелы 11» откроется 7 октября 2014 в 18:00 как всегда в Центральном Доме художника (Крымский вал 10) и продлится до 12 октября.
Выставка работ членов международного жюри откроется 8 октября 2014 в 18:00 Центре творческих индустрий «Фабрика» (Переведеновский переулок 18) и продлится до 13 октября.
Лекции и мастер-классы членов международного жюри пройдут 9 октября 2014 в кино-концертном зале Центрального Дома художника (Крымский вал 10) с 10:00 до 18:00. Здесь же в 18:00 состоится церемония награждения лауреатов биеннале.
Кроме того, в основной экспозиции биеннале в Центральном Доме художника будет организована Зона семинаров «Русская школа дизайна», где ежедневно будут проходить общедоступные лекции, презентации и кинопоказы.
Генеральный партнер биеннале – Фонд Михаила Прохорова.
Подробности про мастер-классы и дополнительные выставки смотрите на официальном Пчелином сайте.
http://2014.goldenbee.org/