Даты проведения: 3 октября – 30 ноября 2014 года
Адрес: Волхонка 12, главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
Организаторы: Московский музей дизайна, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и ГМВЦ "РОСИЗО"
Московский музей дизайна и ГМИИ им. Пушкина представляют выставку «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к Цифровой революции» в рамках Перекрестного Года культуры Великобритании и России.
Камерная по составу, но фундаментальная по содержанию выставка – диалог искусства дизайна XIX и XXI веков. В экспозиции будут представлены 12 экспонатов знаменитых художников и дизайнеров XIX века из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон) и 20 работ современных дизайнеров.
Переосмысляя актуальные задачи времени, каждая эпоха создает свою эстетику, на которую влияет как мировоззрение человека, развитие его творческого мышления, так и технологический прогресс.
Дизайн зародился в Великобритании, стране, где началась Промышленная революция. В этот период производство становится серийным, ремесленника заменяет машина. Реакцией на это стало возникновение «Движения искусств и ремесел», во многом определившего развитие дизайна начала ХХ века.
Лидер и идеолог движения – Уильям Моррис, вдохновленный трудами писателя и теоретика искусства Джона Рескина, выступал за сохранение богатых национальных традиций декоративно-прикладного искусства. Идеалом для Морриса служил средневековый мастер-ремесленник, вручную изготавливающий каждую вещь. Однако эстетика Морриса не была прямым копированием культурного наследия прошлого. В основе созданной им художественной системы – творческий синтез и переосмысление английской готики и природы.
Современник Уильяма Морриса – Кристофер Дрессер, стал первым независимым и коммерчески успешным промышленным дизайнером. Дрессер искал новые визуальные формы – эстетически привлекательные, но не требующие для реализации сложных промышленных технологий. Он создавал минималистичную посуду и предметы быта на основе простейшей геометрии. На формирование такого подхода, опередившего свое время, повлияло его увлечение ботаникой и традициями искусства Японии. Дрессер не использовал напрямую японские мотивы, не пытался их копировать – он переосмыслил их, создав свою эстетику.
На протяжении ХХ века в британском дизайне существовали два направления: основанный на идее синтеза искусств стиль Уильяма Морриса и рациональный – Кристофера Дрессера.
В конце ХХ веке цифровые технологии пришли на смену аналоговым и механическим. Компьютерное моделирование, 3D печать, лазерная резка к началу 2000-х годов применялись уже для производства не только отдельных деталей, но и законченных промышленных изделий. Этот процесс получил название «Цифровая революция» или «Новая индустриальная революция».
Экспозиция выставки построена по принципу диалога предметов, созданных в XIX и ХХI веках.
Рядом с образцами тканей Уильяма Морриса размещена видеопроекция «Взгляни на свои стены», выполненная Кристофером Пирсоном (2006). Он взял за основу знаменитый рисунок Морриса «Ветви ивы» (1887) и с помощью современных технологий создал «обои», рисунок которых не статичен, а изменяется на поверхности стены: распускаются бутоны цветов, растут ветви, опадают листья.
Две пары ваз «Раскол» (2008) знаменитого архитектора Захи Хадид из единого металлического блока предельно абстрактны. Выполненные Кристофером Дрессером с использованием металла предметы сервировки (1878) также не связаны с органической формой.
Кресло, созданное шотландским архитектором Чарльзом Рени Макинтошем в 1917 году, имеет подчеркнуто лаконичный геометрический силуэт. Стул «Воплощение» (2002), изгибы которого повторяют контуры человеческого тела, спроектирован Джулианом Майором в минималистической эстетике.
Поиски способа визуализации музыки занимали художников и композиторов начала ХХ века. Британский мультимедиа-художник Дэвид Куайола воплотил их идеи в аудиовизуальной инсталляции «Пейзажи Равеля» (2014), в которой звуки музыкальных произведений Мориса Равеля преобразуются на экране в изображения, напоминающие движущиеся природные ландшафты.
Выставка «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к Цифровой революции» позволит совершить краткий экскурс в прошлое и будущее британского дизайна: от классиков XIX века к главным тенденциям современности.
Руководитель проекта: Александра Санькова
Куратор: Алена Сокольникова | Со-куратор: Наталья Хубиева
Партнеры выставки: Voerman, АРХ-СКИН, Принт дизайн, Интерьер+дизайн, AJNC BV.
Партер образовательной программы: Школа дизайна НИУ ВШЭ
Информационные партнеры: TOPFLIGHT, The art news paper, Time Out, Designet.ru, Арт1, Проектор, Как, Interni, RDH.
Уильям Моррис. 1834–1896
«Уэй». Образец ткани для мебели. 1883
Производитель “Morris & Co”
Хлопок с набивным рисунком, синяя вытравка
Музей Виктории и Альберта. Лондон
Фотография предоставлена музеем Виктории и Альберта. Лондон
Арина Пэйдж (род. 1983)
Жакет с объемными рукавами. 2012
Коллекция «Простое в сложном, сложное в простом»
Шелк, кринолин
Предоставлено автором
Фотограф Панос Дамаскинидис
Кристофер Дрессер. 1834–1904
Яйцеварка с горелкой. 1884–1885
Мастер Х. Стратфорд
Серебро, черное дерево
Музей Виктории и Альберта. Лондон
Фотография предоставлена музеем Виктории и Альберта. Лондон
|
Майкл Иден (род. 1955)
«Цветение в сером». Ваза. 2011
Производитель “Adrian Sassoon”
Высококачественный нейлон с мягким минеральным покрытием, 3D-печать посредством послойного сплавления
Предоставлено “Adrian Sassoon”
Фотография “Adrian Sassoon”
Чарлз Ренни Макинтош. 1868–1928
Кресло. 1917
Красное дерево, с мягким сиденьем
Музей Виктории и Альберта. Лондон
Фотография предоставлена музеем Виктории и Альберта. Лондон
Джулиан Майор (род. 1976)
«Впечатление». Стул. 2002
Ламинированная фанера, клей, ручная сборка
Собрание Московского музея дизайна.
Передано в музей дизайнером
Фотография ‘’Julian Mayor’’
Кристофер Дрессер. 1834–1904
Подставка для тостов. 1878
Производитель “Hukin & Heath”
Никель с серебряным покрытием
Музей Виктории и Альберта. Лондон
Фотография предоставлена музеем Виктории и Альберта. Лондон
Заха Хадид (род. 1950), Патрик Шумахер (род. 1961)
«НОВА». Женские туфли. 2013
Производитель United nude
Итальянская кожа, резина с хромированным покрытием, стекловолокно, ротационное формование, вакуумное литье
Предоставлено “United nude”
Фотография “United nude”
Филипп Спикмен Уэбб. 1831–1915
Алтарь. 1897
Дуб, резьба
Музей Виктории и Альберта. Лондон
Фотография предоставлена музеем Виктории и Альберта. Лондон
Лиам Хопкинс (род. 1985) и Ричард Свини (род. 1984) Кофейный стол из коллекции «Менза». 2009
Производитель “Lazerian Studio”
Стекло, березовая фанера, нержавеющая сталь, лазерная резка
Собрание Московского музея дизайна.
Передано в музей дизайнером
Фотография “Lazerian Studio”