Фестивальная активность вокруг дизайна в нашей стране, которая расцвела (активность, а не страна) пышным цветом в последние годы, честно говоря, озадачивает. Она похожа на абсурдную сельскую ярмарку при многолетней засухе: кучка местных крестьян с небогатыми «излишками» или нераспроданными с прошлых лет запасами, да заезжие купцы с заморским товаром, который не особо кому и нужен (продать-то нечего, денег нет).
Да и сами события, какие удалось посетить в прошлом году, выглядели порой странно, порой жалко, а порой просто отвратительно. Moscow Design Week, не собравшая половину анонсированных звезд, распылившая оставшихся по множеству площадок и упорно не желающая представлять российских дизайнеров (можете преставить подобное где-нибудь еще?). Неделя дизайна на Сретенке, де-факто превратившаяся в промо-фест универмага «Цветной» и потерявшаяся на фоне обычной покупательской активности. Дизайн-акт, сооружающий теплые шатры для убогих спонсорских экспозиций и при этом заставляющий мерзнуть и мокнуть под осенним дождем участников (в картонных коробках!) и гостей, которые еще и билеты платят за вход на дизайн-маркет.
Ни одно из событий не декларирует внятной концепции и не приглашает для этого кураторов, отбор участников идет на вкус организаторов или как придется. Выхлоп после всего в международных дизайн-медиа — нулевой. Создается ощущение, что для самих дизайнеров все эти сборища утратили какой-либо смысл: зачем оно, если от этого ничего не меняется к лучшему? Никто, кого ни спроси, не может сказать, что выставление себя в России (равно как и участие в круглых столах и другом бла-бла-бла формате, публикации работ в местных журналах) приносит хоть одного свежего клиента, инициирует новые проекты, открывает новые горизонты.
А и откуда им взяться-то? Сначала надо поле вспахать, потом засеять, потом урожай собрать, обработать его и посчитать. И лишь потом, может быть, поехать на ярмарку торговать. Если будет чем. Но что-то тех, кто сеет да пашет, больше не становится, как и желающих им в этом помочь. Зато выпить-закусить на очередном «событии», бюджета которого хватило бы на годовую поддержку перспективных проектов нескольких отечественных студий — это всегда пожалуйста.
И все-таки, весть о каждом новом событии, о каждой новой инициативе почему-то до сих пор вызывает инстинктивно-позитивную реакцию. Теплится надежда на то, что хоть какая-то часть ресурсов, кидаемых в ненасытную топку корпоративного PR, неведомыми путями поспособствует развитию дизайна, даст возможность показать себя новым людям, хоть как-то повлияет на культуру клиентов и простого обывателя.
В конце концов, капля камень точит. Show must go on!
C 25 мая по 1 июня в Питере откроется Неделя дизайна или, официально, SPb Design Week 2012. Вторая по счету. Интрига этого года — партнерство с Florence Design Week, которая состоится в это же время... да, во Флоренции. Подробности программы вы можете узнать на сайте SPb Design Week, а мы, по приглашению организаторов, попробуем заглянуть туда после Арх-Москвы, полюбоваться на белые ночи и посмотреть, как там оно. А вдруг?