Защита Ваших знаний и творчества – основа Вашего успеха! Такой девиз встретил участников круглого стола «Защита интеллектуальной собственности для дизайнеров», организованного агентством «Караван Культур» в рамках проекта «Caviar Rouge» для специалистов креативной индустрии из России и стран СНГ во время пребывания их на Неделе Голландского Дизайна в г. Эйндховен.
Встреча состоялась в юридическом агентстве AOMB (г.Эйндховен, Нидерланды), специализирующемся на защите прав интеллектуальной собственности в странах Евросоюза и Бенилюкса, в частности. О тонкостях вышеозначенной проблемы рассказала Marijke Van Kan, адвокат по вопросам защиты прав, касающихся торговых знаков и продуктов промышленного дизайна.
Marijke начала с обозначения тех сфер интеллектуальной собственности, для которых эти права официально установлены. Для таких областей, как музыка, литература и художественное творчество – это право обозначают Копирайт (Copyright). Открытия и изобретения защищают Патентом (Patent). Для слов, слоганов, символов существует Товарный знак (Trademark), а для продуктов дизайна – Industrial Design Right, Право Промышленного Дизайна. В Голландии также существует еще один вид прав интеллектуальной собственности, который защищается законом, а именно, для новых видов и сортов растений. Для выполнения этих функций в юридическом агентстве AOMB есть специальный адвокат, консультирующий только по этим вопросам.
Далее Marijke подробно остановилась на каждом из четырех перечисленных прав интеллектуальной собственности.
Товарный знак (Trademark) должен соответствовать определенным требованиям:
- быть отличным от других;не должен обманывать потребителей;
- в его обозначении нельзя использовать нецензурные выражения.
Зарегистрировать это право можно несколькими путями, в зависимости от охвата территории, на которой Вы бы хотели, чтобы это право распространялось. Для Нидерландов существуют четыре варианта:
- Cтраны Бенилюкс, все три страны имеют единое право;
- Community Trade Mark (СТМ), это право охраняется на территории всех 27 стран Евросоюза;
- Международная регистрация, согласно Мадридскому Соглашению, которое подписали 84 страны, в том числе Россия, Украина, Казахстан;
- Национальная регистрация.
Патент (Patent) – документ, содержащий подробное описание технического изобретения или усовершенствования; чертежи; постановку проблемы и ее решение, достаточно сложен для восприятия. Его трудно составить и в нем сложно разобраться. Регистрация этого права самая дорогостоящая из всех перечисленных. Патент выдается на 20 лет. Типы регистрации этого права также имеют свои уровни:
- Национальная регистрация – Dutch patentРегиональная регистрация – European procedure, данных вид охватывает 38 стран
- Международная регистрация (РСТ procedure) включает уже 138 стран мира
Право Промышленного Дизайна.
Здесь различают 2 типа дизайна:
- в двух измерениях, например, паттерны, орнаменты или дизайн обоев или текстиля;
- в трех измерениях, например, дизайн мобильных телефонов, бытовых приборов, мебели, упаковочных и строительных материалов, сантехники, игрушек.
Необходимыми требованиями для защиты Права Промышленного Дизайна являются:
Новизна.
Дизайн будет рассматриваться как новый, оригинальный, если ранее еще не было предъявлено общественности идентичного дизайна. Дизайн будет признан идентичным, когда его характеристики будут различаться лишь в пределах несущественных деталей.
Индивидуальный характер.
Данная характеристика подразумевает что, общее впечатление, которое дизайн производит на осведомленного в данной области потребителя, должно отличаться от любого другого дизайна, который был предъявлен обществу на момент оформления права. При оценке индивидуального характера принимается во внимание также и уровень творческой свободы в претворении дизайна.
Технический эффект.
Дизайн не может быть защищен, если он вытекает из функции, то есть из того для чего он используется. Например, контейнер для яиц.
Типы регистрации данного Права идентичны с регистрацией Товарного Знака, лишь в случае Международной регистрации, Право Промышленного Дизайна защищается в странах-участницах Гаагской системы международного депонирования промышленных образцов.
Копирайт (Copyright).
Это эксклюзивное право, предоставляющееся автору или создателю оригинальной работы, включает право копирования, распространения и адаптирования работы. Копирайт не дает защиту идей, он защищает только их выражение или фиксацию. Копирайт возникает во время фиксации идеи и не требует регистрации.
Копирайт защищает широкий круг работ, включающих планы, литературные, и живописные произведения, звуко- и видеозаписи, компьютерные программы, архитектурные чертежи. Для защиты продуктов своего творчества данного рода на них ставят символ Копирайта, дату, когда был создан этот продукт и имя его создателя.
Права Копирайта были стандартизированы в некоторой степени посредством международных и региональных соглашений, таких как Бернская конвенция, и Европейские копирайт-директивы.
В заключении Marijke Van Kan, адвокат по вопросам защиты прав, касающихся торговых знаков и продуктов промышленного дизайна, юридического агентства АОМВ, порекомендовала всем перед началом работы с заказчиками подписывать Договор о неразглашении и Лицензионное соглашение. Далее Marijke дала исчерпывающие ответы на большое количество вопросов, возникших у присутствующих, по данной, пока недостаточно используемой в отечественной дизайнерской практике, области юридических знаний.
III Annual Caviar Rouge Project 2010
24.10.2010 – 29.10.2010
Елена Юрченко, дизайнер, историк искусства.
26.10.2010.
Источник: http://www.design-union.ru