На неделе Голландского дизайна, которая в 9-раз проходила в колыбели компании Phillips Эйндховене, городе, где дизайн, сливаясь в творческом экстазе с бизнесом, воплощает в жизнь самые инновационные идеи, в этом году отчетливо звучала русская речь. Не отдельные голоса одиночек туристов от дизайна, которые самостоятельно пытаются дойти до сути европейского дизайн-мышления в его голландской версии.
Русские дизайнеры принимали участие в креативных Форумах, круглых столах, неформальных сейшенах, интерактивных играх. «Русский дух» в столицу голландского дизайна привнесла, согласно традиции, «красная икра» - проект Caviar Rouge Арт-Aгентства «Караван культур». Философски опирающейся на гумилевскую теорию евразийской культурной общности, Арт-Aгентство «Караван культур» третий год приглашает дизайнеров из постсоветских стран – России, Казахстана, Украины и Беларуси принять участие в Неделе голландского дизайна в Эйндховене.
Городе, благодаря грамотной государственной политике ставшем мощной «фабрикой дизайна», с конвеера которой сходят дизайн-стратегии, дизайн-решения, дизайн-продукты и услуги. И прежде всего люди, которые все это производят – молодые, креативные, талантливые дизайнеры.
Порт «мозгов»
Согласно государственной стратегии, экономика Голландии базируется на трех портах. Крупнейший в Европе морской порт Роттерд ам. Аэропорт Амстердама – европейский лидер воздушных перевозок. И брэйн-порт Эйндховен, «мозговой порт», центр инноваций , промышленного дизайна и высоких технологий. 20 лет назад городообразующая компания «Филипс» отдала сотни квадратных метров своих старых помещений и ангаров исследователям и дизайнерам. Как следствие – мощный скачок креатива.
В Эйнховене наступила новая эра - «дизайн-мышления», когда дизайн из конечного декоративного элемента превратился в концептуальную основу, заложенную в создании любого « ивента », предприятия, продукта, услуги. В этом году компания Eindhoven Design в лице Валтера Ниювеланда выступила с инициативой зарегистрировать как логотип «Э» - сделано в Эйндховене. Как «знак качества» супер-современного дизайна .
Дизайн-мышление было заложено и в основу проекта Caviar Rouge. Дизайнеры жили в Арт-отеле, часть которого – бывшие помещения компании «Филипс-дизайн», откуда открывается лучший вид на супер-современную архитектуру города, сошедшего с футуристической картинки.
Торжественное открытие проекта состоялось в музее «Искусство света», в народе именуемом « музеем лампочки Phillips», на фоне инфракрасной инсталляции китайского концептуалиста, своим цветом перекликающейся с красным лого Caviar Rouge. С участием представителей дизайн-индустрии города и городской администрации. Открыла программу ее организатор , руководитель Арт агентства «Караван культур» Елена Харитонова. Здесь русские дизайнеры узнали любопытный факт – первым крупным заказчиком «лампочки Phillips» была царская России и Николай II лично. Что было жизненно важно для раскуртки молодого предприятия.
Голландцы не забыли этот важный факт. Потомки тех, кто наладил бизнес на русских заказах, сегодня проявляют активный интерес к России как бизнес-партнеру. Голландские бизнесмены, у которых в кармане билет в Москву, Астану, Киев или Минск, пытаются попасть на лекцию профессора Зифы Ауэзовой «Европа и Евразия – преодоление культурных различий» о разнице в бизнес-этике европейцев и потенциальных партнеров из постсоветских стран.
Презентация дочери известного казахского поэта и мыслителя, живущей и работающей 10 лет в Голландии, русской делегации была не менеее познавательна, чем голландцам, - для самоидентификации. Как выглядят постсоветские страны в глазах западных партнеров? Зифа Ауэзова внушила надежду. В Евросоюзе бытует мнение – Россия это устаревшая Европа – Германия 20-х, Франция 40-х, Италия 60-х. Значит, и она преодолеет детские болезни роста.
Профессор дала совет – ценить то, что есть у постсоветских и к чему Запад только декларативно стремится – мультикультурности, коллективизму, чувству локтя, задушевности. Не выплеснуть здорового младенца вместе с водой прошлых ошибок.
Не так страшен лик российского дизайна, как его малюет Артемий Лебедев
Первый день завершился креативным форумом « Дизайн-мышление », в котором приняли участие известные голландские дизайнеры, такие как экс-президент «Phillips Design » Гаас Родригес. Российскую сторону представил культовый российский дизайнер Артемий Лебедев. Удивил политкорректных голландцев. С ницшесианским пафосом заявив, что в России дизайна как такового нет, а то, что именует себя дизайном – лицом ужасно. Деятельность дизайн-студии самого Артемия свидетельствует об обратном. Уникальные разработки в графическом дизайне, его знаменитая клавиатура, интернет-продукты. Гуру российского интернет-сообщества даже в Эйндховене, «в магазине всяких дизайнерских штук» обнаружил свой продукт – электронные часы «Вербариус». Артемий Лебедев и олицетворяет собой современный российский дизайн. Типичный «герой в типовых российских условиях».
Есть сотни и тысячи талантливых российских дизанеров. Другой вопрос – и это особенно осознаешь в Эйндховене, где молодым дизайнерам отдано все – квадратные метры офисов, мастерских, юридическая и консультативная поддержка, кредиты на создание малого бизнеса. В России дизайн и инновации существуют вопреки, а не благодаря государству. В этом контексте эпатажное заявление Артемия Лебедева звучало как крик души. Привлечь внимание государственной машины. Может и и в России лед тронется. Кто знает, быть может Сколково станет российским Эйндховеном когда-нибудь!?
Программа Design-minded
На неделю голландского дизайна весь город, его площади и здания, кафе и рестораны, даже городская мэрия, отданы дизайнерам для демонстрации проектов и инсталляций. Все многочисленные встречи, мероприятия, экспозиции, в которых участововали русскоязычные дизайнеры, воссоздадим в современной клиповой эстетике:
- Визит в мэрию г. Эйндховен. Главный урбан-дизайнер Муниципалитета Кеес Донкерс о муниципальной политике в области дизайна и креативности.
- Визит в штаб-квартиру Недели голландского дизайна Design Connection Brainport. Тот самый центр « порта мозгов ». Отсюда идет управление бизнес-инкубаторами, позволяющими молодым дизайнерам открыть свой бизнес.
- Кофе пауза в Eat-drink-design – кафе в привезенном из Велибритании концепте поп-ап. Одну неделю в большой шоу-рум демонстрируются объекты дизайна. Хозяйка-Анна Мун. Здесь же один из трех организаторов каждый день готовит 20 маленьких свежих закусочек для ежевечернего сейшена дизайнеров. Идея – дизайнеры должны обсуждать новые тренды в креативном интерьере, генерирующем идеи.
- Выставка призеров Dutch Design Awards. Приз зрительских симпатий от делегации Caviar Rouge – свето-инсталляция из живых одуванчиков.
- Игра со светом. Liberation of Light. Выставка ноу-хау в области света, освещения, новейших свето-технологий в Доме Дизайна.
- Посещение мастерской известного дизайнера Мартина Баптиста в комплексе бывшего мужского монастыря. Стильные чайные ложки Мартина можно увидеть в любом уголке Европы в ресторане с минималистическим уклоном.
- Круглый стол в инкубаторе молодых дизайнеров Little Mountain.Что делать после окончания Академии дизайна? Как найти свой путь? Концепт – молодые дизайнеры в одном большом помещении творят в атмосфере обмена идеями.
- Посещение основной экспозиции Недели голландского дизайна в комплексе Strijp-S. Лекция о дизайн-маркетинге. Новые маркетинговые тренды – феминистический, рассчитанный на женщин, возрастной – на людей третьего возраста.
- Temporary Concept Store, дизайн-бутик с инновационным подходом. Модели молодых дизайнеров в продаже. Здесь же мини-ресторан. Дегустация. Дизайн еды – один из современных трендов в Голландии.
- Green fashion show в Международном центре устойчивого экологического развития. Интерактивная сессия « Дизайн, устойчивое развитие и экология ». Экологические материалы. Изоляция кабеля из очистков картофеля. Русские валенки в новом свете.
- Академия дизайна Эйндховена. Посещение выставки дипломных работ студентов. Умение самостоятельно продвигать свой проект.
- Мастреская Лео Экстера «От креативной идеи до креативного проекта. Советы маркетолога»
- Экскурсия в музей современного искусства Van Abbemuseum. Встреча с внуком ван Аббе, основателя музея. Выставка работ Э.Лисицкого – легенды русского авангарда, архитектора, дизайнера.
Это совсем не полный список мероприятий Caviar Rouge. Передвигаться между объектами дизайна гостям Эйндховена помогали дизайн-такси, то с Человеком-пауком на крыше,то с дворцом из самых настоящих хлебных батонов. Они курсировали между Академией дизайна и Smalle Haven, Klokgebouw и комплексом Strijp-R.
Уроки Недели Голландского дизайна
Голландцы показали пример – как достойно приоигрывать. Эйндховен уступил Хельсинки право называться мировой столицей дизайна в 2012 году. Фины стали почетными гостями на Неделе голландского дизайна. Ретроспективную выставку культового финского дизайнера Ойва Тойка, автора экзотических птиц из стекла, разместили в одной из самых выгодных экспозиционных точек. Никаких обид. Только сотрудничество. Фины оценили благородство голландцев. На открытии Недели on-line из Финляндии выступил Кари Коркман – директор Недели дизайна в Хельсинки с приветственным словом .
Грамотная региональная политика Северного Брабанта из оставленного в руинах 2-й мировой войной города построила уникальную «оранжерею для производства дизайнеров», создав благоприятный климат (инвестиционный и человеческий) для раскрытия молодых талантов. Дизайнер именно из Эйндховена Джон Кормелинг в этом году создал концепцию голландского стенда Happy street на Всемирной выставке в Шанхае, отмеченную за оригинальность многими призами. В контрасте с закрытыми павильонами других стран, он построил открытую «Улицу счастья» как символ открытости голландцев всему новому, партнерству и природе.
Участники Caviar Rouge также приняли участие в дизайне «Улицы счастья». Агентство Summ()n, Екатерины Хоменчук и Вячеслава Козлова, в завершение проекта разработало интерактивную игру «Happy Street, Better City, Better Life». 4 командам было предложено сделать 4 макета будущего города счастья – соответственно для Голландии, России, Китая и США. Что такое счастье для русского и голландца? Игра показала стереотипы в восприятии стран и национальных характеров. А главное, что они преодолимы.
Как и 200 лет назад Петр Великий, русские дизайнеры приехали в Голландию поучиться новым технологиям, дизайну, креативности. В отличие от петровских времен – в основном женщины, красивые, стильные, современные, жадные до нового. Показали, что у российского, казахского, украинского, белорусского дизайна - женское лицо. Были приняты голландцами с гостеприимством, которому их учила еще в 19 веке Анна Павловна, сестра русского царя Александра II, выданная замуж за голландского принца Вильгельма II -го Оранского и впоследствии короля Нидерландов. Две страны стали еще чуть-чуть, но ближе и понятнее друг другу. Соединила их программа Caviar Rouge и ее инициатор и организатор Елена Харитонова.
Яна Иванченко, ноябрь 2010
Проект Caviar Rouge Арт-Aгентства «Караван культур»
http://www.caravancultura.org