В ближайшие полтора месяца в Москве пройдут три мероприятия, посвященные дизайну. Во вторник, 31 августа, откроется шестидневный фестиваль Design Act, с 4 сентября эстафету перехватит Sretenka Design Week, а с 5 по 9 октября посетителей ждет Moscow Design Week. Организаторы уверены: по масштабу их проекты можно сравнивать с главными мировыми дизайн-смотрами в Хельсинки и Стокгольме, Милане и Лондоне.
Где эти люди
Размах действительно огромный: независимо друг от друга эти мероприятия обещают превратить едва ли не весь центр Москвы в огромную выставочную площадку. Кроме привычных мест вроде «Винзавода», будут задействованы музеи, галереи и шоу-румы, даже кафе и рестораны.
Но хватит ли в Москве заинтересованной публики — в этом нет уверенности даже у организаторов. Потребитель дизайна в России — это относительно узкая прослойка людей, которых можно причислить к среднему классу, обеспеченные, образованные, не чуждые культуре, искусству и литературе, считает Александр Федотов, председатель совета директоров Art Trading Group и президент оргкомитета Moscow Design Week 2010. «Они много бывали за границей, жили в дизайнерских отелях, у них дома есть хотя бы одна дизайнерская безделушка от Alessi — штопор или чайник, а может быть, и что-то посерьезнее вроде знаменитого шезлонга Ле Корбюзье», — продолжает он. Но таких не очень много, у нас в стране все еще «мало знания и мало вкуса», соглашается Игорь Шулинский, главный редактор журнала TimeOut и один из организаторов фестиваля Design Act. Хотя он считает, что потенциальный спрос на дизайн огромный, просто не все понимают, что хотят именно дизайнерскую вещь: кто-то думает про одежду, кто-то про интерьеры, кто-то о каких-то необычных украшениях или смешных сувенирах — и все эти мнения имеют право на существование.
Именно распространять знания и развивать вкус призваны столичные фестивали, говорят организаторы. Шулинский называет главной задачей своего фестиваля — объяснить зрителю, что «дизайн бывает разным». Фестиваль Sretenka Design Week адресован обычным людям и должен сделать дизайн как можно более понятным и близким для них, подчеркивает его директор Андрей Самонаев. «Мы хотим показать всему городу, как можно большему количеству народа, что такое современный дизайн, — резюмирует Федотов. — Что это не что-то суперэксклюзивное и очень дорогое, а нечто интересное, яркое, свежее, блещущее идеями и доступное каждому. Необязательно иметь, достаточно знать, понимать, ценить, любоваться». Фестивали помогут людям если не понять дизайн, то хотя бы привыкнуть к тому, что он рядом, надеется дизайнер Александр Матвеев из Studio.Designet.
Этим московские мероприятия отличаются от западных, в большей степени ориентированных на профессионалов, а не на широкую публику. Анна Самойлова, независимый баер из Москвы, ежегодно ездит в Париж на фестиваль Maison & Objet: посмотреть на ассортимент, новинки и обязательно посетить мастер-классы «Там ходят суровые дядьки в костюмах, а не студенты-неформалы, как на Design Act в прошлом году», — вспоминает она.
Нет возможностей
Иначе и быть не может: ведь в России в отличие от Запада работающей индустрии дизайна нет — нет технических и финансовых возможностей поставить дизайн на коммерческие рельсы, объясняет президент Национальной академии дизайна, профессор Вячеслав Глазычев. Возить из-за границы что-либо, кроме мебели, нерентабельно, слишком большие пошлины. А самим производить в промышленных масштабах некому, на это нужны очень большие деньги. Но такие фестивали — чуть ли не главный способ возродить российский дизайн: есть перспективные молодые художники, уверен он, им только надо предоставить пространство для развития и площадку для демонстрации себя.
Это действительно помогает, подтверждает московский дизайнер Дмитрий Логинов: в этом году он попал на один из крупнейших международных фестивалей — I Saloni в Милане, где показывал свой светильник Curl my Light. Им заинтересовалась венецианская компания Studio Italia Design и заключила контракт на производство лампы. Видит пользу в таких мероприятиях и дизайнер и архитектор Арсений Леонович из бюро «Панаком»: «У нас есть крупные предприятия, которым удалось выжить в 1990-е и 2000-е годы, есть отдельные дизайнеры, которым удалось организовать совсем небольшое производство для своих собственных вещей. Но пока нет связи между ними, надо сводить одно с другим — для этого такие фестивали и нужны, и даже чаще, чем раз в год».
Кажется, заинтересованы в российских дизайнерах и власти: Федеральное агентство по делам молодежи провело в июне круглый стол «Проблемы развития промышленного дизайна в России». А на Design Act будет представлен проект «Строим флот сильной страны»: первый открытый конкурс в сфере дизайна кораблей и их элементов — его проводит Объединенная судостроительная корпорация, владеющая всеми государственными судостроительными активами России.
Пройдут парадом
Три московских мероприятия, похожих по сути и призванных пропагандировать одни и те же ценности, различаются масштабом: Design Act проходит в залах «Винзавода», Sretenka DesignWeek организует множество событий на открытом воздухе для случайных посетителей — здесь даже проведут красочный Парад дизайна — в районе Сретенки и на выставочных площадках неподалеку. Moscow Design Week планирует занять своими проектами точки от «Манежа» до «Лужников» вдоль Комсомольского проспекта.
Design Act пройдет уже в четвертый раз. За эти годы его посетило 70 000 зрителей. В этот раз организаторы обещают сделать экспозицию еще шире и ожидают еще большего наплыва посетителей, кроме выставок (дизайн из Польши, Израиля, Японии, Голландии, Германии) в программе мастер-классы иностранных дизайнеров. Не обойдется и без ежегодной ярмарки: за прошлые годы здесь удалось продать не меньше 10 000 разных предметов, от футболок с оригинальными принтами до чудоковатых статуй в человеческий рост.
Design Act еще не успеет закончиться, а Sretenka Design Week уже откроется. Выставки будут проходить не только в галереях, но и кафе в окрестностях Сретенки, и прямо на бульварах и улицах. Рассчитывая таким образом привлечь к себе самых разных людей, организаторы готовят масштабную просветительскую программу: выставка «Феномен российского дизайна» покажет, что у дизайна есть свои традиции и в нашей стране, экспозиция российских школ дизайна в театре «Школа драматического искусства» продемонстрирует, каким может быть его будущее.
Завершает этот марафон Moscow Design Week, которая откроется 5 октября на полусотне площадок от кинотеатров и старых заводов до магазинов и институтов. Федотов рассказывает, что главными для посещения станут Провиантские склады: «Сейчас там находится Музей истории Москвы, и это будет интересно не только иностранцам, но и москвичам». Там же расположится самая репрезентативная площадка мероприятия, ее оформит итальянка Паола Навоне, здесь будут проходить все пресс-конференции, бизнес-переговоры и лекции. «Свою персональную экспозицию представит и Фабио Новембре — эпатажный дизайнер, архитектор и поэт, знаменитый своими съемками в стиле ню и креслами в виде обнаженных тел, — продолжает Федотов. — Мы пригласили Джулио Каппеллини, Хайме Айона, Тома Диксона, основателя промышленного футуризма 82-летнего Луиджи Колани».
Вера Рыклина
Для Ведомости Пятница
№ 33 (216) 27 августа 2010
http://friday.vedomosti.ru