C 16 по 22 декабря в центральном выставочном зале «Манеж» на Исаакиевской площади прошла Седьмая Санкт-Петербургская биеннале дизайна «Модулор 2009». Событие осталось в прошлом, но итоги выставки устремлены в будущее! Созидание и творчество, представленные в проектах, оставили хорошие впечатления.
Поделюсь с вами атмосферой мероприятия, впечатлениями дизайнеров, участников и членов жюри, а также высказанными ими мыслях о российском дизайне.
«Модулор» - уникальное мероприятие. Выставка дает возможность участвовать работам из всех отраслей дизайна и арт-искусства: архитектурные проекты, концептуальный транспорт, декоративные объекты интерьеров, ...а стоимость участия весьма небольшая, особенно для студентов.
Биеннале проходит раз в два года. Число участников неуклонно растет. В этот раз выставка собрала больше 280 проектов, представив работы авторов не только из России, но и зарубежных.
«Манеж» - красивое старинное здание в самом центре города. Большое двухэтажное выставочное пространство позволило свободно разместиться всем участникам с объектами, абсолютно разными по габаритам, «свободный воздух» присутствовал, оставляя удобное пространство для обзора.
В правильную, нужную дизайнерскую атмосферу посетителей биеннале вводит установленная при входе интересная и красивая конструкция от петербургской Студии Дега (STUDIO DEGA).
Большой и яркий объект был центром всех проводимых мероприятий: служил подиумом для показа мод, представления жюри, вручения призов...
Интерьер ЦВЗ «Манеж», к сожалению, не носит вид современного выставочного пространства: потолки, стены, освещение... - заметно устарели. Однако это не мешало восприятию, потому что экспозиция в целом, сами объекты - современные, «живые», яркие, необычные - как бы отрывались от реалий помещения, завладевая вниманием посетителей, направляя взгляд в будущее.
Кроме того, специально для выставки было установлено новое оборудование - белые стенды для крепежа плакатов, хотя по периметру зала еще имелись деревянные конструкции поношенного вида, обтянутые тканью вроде холста.
В целом выставка удивила своим размахом. Большое пространство зала собрало множество интересных инсталляций, идей, конструкций... Выросло качество и сложность разработок. Многие участники привезли объекты и плакаты из других городов или из-за границы. Выставка носила ощущение серьезного городского мероприятия.
К сожалению, обращала на себя внимание несколько хаотичная подача тематических разделов выставки. Например, футуристические архитектурные проекты средового дизайна, космические марсоходы соседствовали с гобеленами и керамической посудой...
Разброс проектов одной номинации по двум этажам усложнял восприятие каждой номинации в целом и проекта в отдельности.
Очень порадовало, что в этом году, благодаря деловым знакомствам, а также большому интересу иностранных дизайнеров к России, жюри конкурса было международным, состояло из практикующих дизайнеров, преподавателей и искусствоведов.
Перед членами жюри поставили не простую задачу - за два дня рассмотреть почти 300 проектов, разобраться, оценить и определить призеров по каждой из 10-ти номинаций в двух категориях (профессионалы и студенты). Жюри очень ответственно подошло к работе. Всей группой под четким руководством председателя Ло Чи Винг (дизайнер из Афин) с одиннадцати утра до семи-восьми вечера, с небольшим перерывом на обед, члены жюри ходили с этажа на этаж, активно обсуждая каждый проект.
Наблюдения о подаче проектов
Во-первых, на мой взгляд, оформление зачастую не раскрывало всех реализованных в проекте задач. Конечно, с русского языка транслировали русскоговорящие члены жюри или переводчик. Но Ло Чи Винг посоветовал присутствующим участникам рассказывать о своих проектах, ведь несколько авторских слов облегчают восприятие проекта, раскрывая суть.
Приведу пример ребят - авторов проекта «дизайн-организация салона скорой медицинской помощи». Они представили макет и анимационный ролик, поясняющий новизну в конструкции. А благодаря их рассказу, жюри стало понятно, что ребята занимаются реализацией этого проекта в Санкт-Петербургской компании «ТМТ-Авто», что дизайн и конструктивные инновации носят не концептуальный характер, а отвечают четко сформулированным требованиям врачей и производителей. Проект сложный, научный, очень специфический для верного, адекватного восприятия, особенно для иностранных членов жюри, ведь они слабо представляют сугубо российские проблемы реальной медицины. Диалог с авторами позволил членам жюри правильно понять проект. Ребята получили первый приз в номинации «Промышленный дизайн» в категории Б (студенты).
Позже я общалась с рядом других участников. Например, мебельный проект одного из студентов не выглядел ярко и впечатляюще, но он был действующий и выполнен в натуральную величину. Автор рассказал, что выполнил его для одного российского мебельного завода, в условиях весьма ограниченных возможностей заводского оборудования, жесткие рамки ГОСТов и еще ряд проблем, оставшихся еще с советских времен. То есть автор сделал смелую попытку вписать современный дизайн в реально существующие ограничения российской промышленности.
Еще один симпатичный столик, как рассказал мне автор, был создан как опытный образец, демонстрирующий применение уникальной технологии склеивания стекла, для одного предприятия в Санкт-Петербурге.
Авторы этих двух проектов не присутствовали при обходе жюри, а графический ряд не раскрывал всех интересных особенностей этих проектов. Думаю, это стало одной из причин, почему в номинации «дизайн мебели и оборудования» среди студентов не было ни одного отмеченного проекта.
Во-вторых, на что обратил внимание председатель жюри Ло Чи Винг во время мастер-класса, это почти полное отсутствие ручной графики, а ведь это передает «живую руку» автора, движение и поиск идей.
В-третьих, член жюри Кабрини Сандро (графический дизайнер из Италии) отметил отсутствие в подачах цвета, ярких элементов, привлекающих внимание и запоминающихся. Это же выставка!
Думаю, мы должны стараться выделять свой проект. Важен не только конечный результат, но и тот путь, которым мы идем, то есть эскизы, ассоциации и цвет, как выражение внутреннего мира автора проекта.
К сожалению, можно сказать, что «Модулор 2009» подтвердил существующие в стране сложности промышленного производства. Реализованных проектов, тем более образцов серийной продукции было мало. Зачастую они уступали в оригинальности и эстетике студенческим проектам. Это касалось всех номинаций. Но все же очень радует, что мы движемся в созидательную сторону. Дизайнеры не опускают руки, а активно создают красивые и современные вещи, исходя из реальности зачастую тяжелых материальных, организационных, производственных условий.
И немного о «русском духе» дизайна
Думаю, многие озадачены поиском и определением именно русских стилевых особенностей дизайна.
Камолетто Массимилиано (итальянский архитектор и дизайнер интерьера) проводил мастер-класс, рассказывая о философии своих проектов, в том числе о нереализованном проекте комплекса коттеджей для Подмосковья. Он много бывал в России. И мне стало интересно, что он думает о именно Российском дизайне. Ведь мы имели свой стиль в дореволюционный период, затем период социализма, определивший яркий стиль всей эпохи, выраженный в архитектуре, графике, промышленных изделиях, мебели...
Массимилиано высказал сожаление о том, что за последние 20 лет мы во многом отказались от своей «дизайнерской истории», от своих национальных традиций, от ранее сформировавшихся стилей. На примере интерьерных проектов, представленных на биеннале, он сказал, что не видел ни одного проекта, несущего «русский дух», свой особенный русский стиль в дизайне: «...ходите в Эрмитаж, это ваша история, изучайте, но не копируйте впрямую эти интерьеры, попробуйте переносить это в современную жизнь, по-новому использовать старинные объекты и элементы».
Я ответила, что мы пытаемся :-)
Конечно, сложно говорить о формировании особого русского стиля в дизайне промышленном или мебельном в сегодняшних условиях в России. Но глядя на воодушевление, инициативу и смелость дизайнеров, художников и архитекторов, которые спроектировали, создали и доставили свои проекты на «Модулор-2009», хочу уверенно сказать, что мы движемся в направлении развития, становления и светлое будущее российского дизайна. Многое зависит и от нашего личного отношения к своим проектам, и к делам соотечественников. Мы должны поддерживать друг друга, использовать возможность смело заявить о своих идеях, не боясь критики и конкуренции, а по сути радоваться, что есть такая выставка, как «Модулор».
С наступающим Новым годом! С Рождеством!
Дизайнер Кристина Магницкая.
Фото: Кристина Магницкая, Павел Брайво
Ой ой ой.........какие кашмаририки
-----------------------------------------------------------------------------------------
даже хочется спеть песню " ТАК не ЛЬЗЯЯЯЯ ".
какое падение нравов!
Буду писать небольшими отрывками создающими общий вектор.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Эскизные проекты всегда отличаются от реальных вещей.
Реальные вещи всегда менее возвышенны. Хотелось бы узнать,-
ЧТО членам жури не было понятно в РОССИЙСКОЙ СКОРОЙ ПОМОЩИ ?
Мне просто интересно прямая кишка председателя жюри разве
выходит в другом месте ?
ЧТО за фраза о том , что " иностранные члены жюри слабо представляют
сугубо российские проблемы реальной медицины. ?????
ПОСЛУШАЙТЕ ЕВРЕЙСКИЙ коменнтатор , - я отлично знаю что гортань у этой
национальности устроенна иначе и буква РРРРРР плохо даётся.
Но не надо так уж дико врать.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Массимилиано высказал сожаление о том, что за последние 20 лет мы во многом
отказались от своей "дизайнерской истории", от своих национальных традиций"
Я тоже думаю, что пол планеты занято поиском РУССКОГО стиля в дизайне
осталось только тыркнуть в нос экспертам телефон САМСУНГ и НОКИА и
пусть они не краснея обьяснят как они тужились на эту тему.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ДЛЯ НЕГРАМОТНОГО АВТОРА :
УНИКАЛЬНОЙ технологией склеивания стекла не смешите пупок публике,
я заикаюсь от этой уникальности лет пятнацать , а некоторые наблюдают
её во рту каждый день , когда им зубы нарастили с ультрофиолетовым
отвержением. К тому же все аквариумы делают так лет 15.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Хрен с ними с китайцами и итальянцами.
Но как ........ КАК БРАГИН
преподаватель лучшей школы в России потерял нюх ?
РУССО ПРЕПОДО ОБЛИКО АМОРАЛЕ ?
Как ? можно отменить вручение первых премий ?
ЧЕЛОВЕК РЕЗИНКА ( ПАУК) ,- это хорошее кино ?
Ему всучили приз потому , что других конкурентов небыло.
ЕСЛИ ты лучший тут ( даже единственный ) ,- будь добр выполнить договор.
Если ты бежал медленно , но обогнал всех ,- будь добр выполнить договор.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Я могу понять когда затирают тексты , где много ошибок.
Но когда подхалимаж , то мне за вас стыдно.........
Господин САМОЙЛОВ И МАТВЕЕВ, - надо уметь защищать своё мнение
и отстаивать его , а не подтирать за собой.
Не хотите прочитать все сообщения обсуждения ПИРОГА или ХРАМКОВОЙ?
ИХ нет потому что вам стыдно и нечем ответить кроме стирашки ?
Ну чтож ........вот вам развлечение на 120 ближайших топиков :)
И все уроды нах, а я тут король... МОгу каждому ответить!
Не верите? Пишите мне ЛИЧНО! polevaja@pochta.ru
polevaja@pochta.ru
polevaja@pochta.ru
polevaja@pochta.ru
polevaja@pochta.ru
Я неуловимый Джек, мне насрать на вас всех! свернуть
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы комментировать