После летнего отдыха мир дизайна снова взялся за работу. Повсюду открываются новые выставки и проходят недели дизайна. Вот и у наших соседей в Хельсинки (Финляндия) с 4 по 13 сентября прошла HELSINKI DESIGN WEEK 2009.
Мероприятие, как это обычно для недель дизайна, включает в себя множество разных семинаров, открытий, премьер, площадей продажи дизайнерских объектов по всему городу. Многие фирмы, галереи открывали двери для всех желающих посмотреть, как происходит рабочий процесс. Можно было побывать в тех «секретных» комнатах, куда обычно не пускают даже заказчиков.
В центре Хельсинки на окнах многих магазинов и галерей можно видеть наклейку с надписью Design District Helsinki. Это означает, что нельзя пройти мимо! Внутри представлены продукты первоклассного финского дизайна всех направлений, … к тому же можно и купить понравившийся объект.
Но я расскажу более подробно о «центре притяжения» Недели дизайна в Хельсинки - мебельной ярмарке HABITARE 09. Она проходила с 9 по 13 сентября в Helsinki Exhibition & Convention Centre. Воспользовавшись поездом или трамваем, можно легко туда доехать. Повезло с погодой - в течение нескольких дней не было дождя и светило солнце. Ну и вообще, город располагает к приятной прогулке по мощеным чистым улочкам.
На нескольких этажах выставки, разделенной на секции, расположились: мебель, материалы оформления, оборудование для жилых и нежилых интерьеров и ванных комнат. Все это привлекло не только дизайнеров и специалистов, но и простых людей, которые решили обновить интерьер. Особенно приятно видеть на подобном мероприятии семьи с детьми и инвалидов на колясках, все это лишний раз подчеркивает, что дизайн существует для простых людей.
На втором этаже расположилась самая интересная область ahead!, где представлены яркие образцы финского и международного дизайна.
Не всегда имеешь возможность оперативно посещать все выставки подобного класса, поэтому здесь была возможность посмотреть в реальности то, что обычно доступно только в Интернете. Например, объекты от Eero Aarnio.
Очень нравятся на международных выставках сами стенды. Все участники пытаются не просто выгодно выставить свой продукт, но и создать особую, располагающую и творческую атмосферу. Это, безусловно, не только украшает подачу, но и раскрывает философию компании.
Некоторые фирмы выставляют (и продают) известные стулья прошлых лет, начиная с 60-х годов.
Mademoiselle Lounge Chair 1954
Very Round Chair 2007
Такие простые и незаменимые объекты для дома.
Известные финские «бумажные дизайнеры» представляют свои светильники.
В центре зала Форум, где читают лекции о производстве мебели. Забавно, что все стулья разные – от лежаков до барных кресел, или вот, например, несколько унитазов, но на них так никто и не сидел :)
…Что такое скандинавский дизайн? А финский дизайн? Я всегда хотела не просто понять, в чем его особенности, но и почувствовать. И благодаря моим финским знакомым, мне это удалось, о чем и постараюсь изложить.
Часто можно услышать, что скандинавский дизайн «холодный», сдержанный, может даже скупой на любимые многими орнаменты или сложные формообразования. Мы скорее увидим финскую мебель в офисах и общественных помещениях, но редко в жилых домах. Как примеры, фирмы KIRSI или ISKU. И финны отлично это понимают.
И действительно, климат Финляндии очень холодный даже летом. Видимо, этим определяется бережное отношение людей к теплу – как внутри себя, так и внутри своих домов. Финны сдержанные, но душой теплые и гостеприимные. Они любят домашний уют, посиделки у костров и, конечно, природу, благо, что красивые леса, заповедники, озера - в больших количествах сосредоточены на маленькой территории страны. На дорогах, улицах городов, на дачных участках часто можно видеть диких животных: зайцев, лисиц, оленей! Такая близость с природой возможна только при бережном к ней отношении и любви.
В настоящее время финские дизайнеры вдохновились идеей изменить отношение к своей мебели, как к «холодной» и не особо уютной, «домашней». Появились несколько новых фирм, философия которых направлена на проявление как бы новых особенностей национального колорита. И это приносит интересные результаты.
Вот пример, на котором я закончу осмотр зоны «ahead!». Стенд новой финской марки, которая представила деревянную мебель, составляемую из двух частей гнутого дерева. Лаконичный, приятный на взгляд и ощупь дизайн.
Перейдем на первый этаж в зону Ecodesign.
Организовал выставку профессор Yrjö Kukkapuro, проектировщик мебели, имеющий многолетний опыт работы, даже в качестве советника ЮНЕСКО по вопросам экологического использования материалов для создания мебели. Он пригласил более 80-ти дизайнеров из разных стран мира. Всем была дана полная свобода в проектировании «экологического стула» или другого предмета мебели для сидения.
Некоторые объекты похожи на те, что можно сделать своими руками на дачном участке, но есть и объекты фабричного производства. Главное, что они по тем или иным параметрам специальной таблицы (планирование, материал, процесс производства, упаковка, использование и продолжительность срока службы, уровень переработки) относятся к экологически чистым сидениям. Таблица вместе с фотографиями и сопровождающими текстами напечатана в специальном журнале Ecodesign 2009.
Design by Eero Aarnio
Design by Tapio Anttila
Теперь о выставочном стенде Punkalive.
Мебельная фирма Punkalive расположилась отдельно, в своем личном павильоне напротив Музея дизайна. Производство находится в городе Пункахарио (Punkaharju). Город известен своим заповедником, а также заводом по производству клееного древесного шпона KERTO, который и использует Punkalive в производстве мебели.
Фирма создана совсем недавно. На фотографии: организатор фирмы Jukka Rissanen - известный специалист в области дизайн-менеджмента (кроме того, как оказалось, прекрасный скульптор и оперный певец). Создав свою мебельную фирму, Jukka предлагает новую подачу и восприятие финского дизайна, надеясь тем самым привлечь широкий круг потребителей.
В основе изготовления мебели лежит использование натурального материала из древесины финских лесов. Затем был найден простой и бережный способ производства: из плит древесного шпона вырезаются ПРОФИЛИ, необходимые по дизайну, а затем они склеиваются между собой. Технология позволяет выполнить интересные объекты. К работе были приглашены: архитектор Jukka Lommi, мебельный дизайнер и преподаватель Raimo Räsänen, а также Jukka Tapio.
К вопросу о «русском дизайне»
Финский дизайн, как и дизайн многих других стран, все более использует и опирается на свои национальные особенности, на свои традиции, - все то, чем лучше всего можно выделиться на рынке и обратить на себя внимание в обилии товара. Директор фирмы Punkalive, естественно для развития бизнеса, интересуется российским рынком. Он хорошо знает Россию, много раз был в нашей стране, однако стал меня расспрашивать: что такое русский дизайн? как я его вижу? в чем душа именно русского дизайна?
Мы часто говорим, что в России нет дизайна, потому что нет заказа от промышленности, или у нас не самое хорошее образование в области дизайна. Нам словно не представляется дать определение «русскому дизайну», будто его вовсе нет. Однако, очень много дизайнеров из России работают за границей! И получают международные премии! Явно не потому, что повторяют уже существующее, а именно потому, что создают НОВОЕ, свое… Нам осталось начать создавать Новое СВОЕ в своей родной стране! Тогда и родится закономерное и логичное определение – «русский дизайн».
Какую мебель мы, русские люди, предпочитаем? Какие материалы? Какое оформление? ЧТО чаще я вижу в домах у простых людей? Ясно, что нам, дизайнерам, не достает осознания национальной особенности: мы традиционно любим декор, богатство цвета и золото (как наследие православия), деревянные изделия, простор и праздничный размах, домашний уют с рукоделием… В последние годы часто используется в дизайнерских изделиях хохломская роспись. И прекрасно!
Размышляя подобным образом, я смогла ответить на вопрос о «русском дизайне», о том, какие именно детали современного интерьера, мебели и промышленного дизайна в целом могут быть привлекательны именно в России, учитывая национальные особенности. Но это тема для другой статьи. Желаю нам, деятелям искусства хранить и привнести «русский дух» в дизайн.
Кристина Магницкая
Санкт-Петербург
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы комментировать