Просмотрев некоторое количество русскоязычных материалов, авторы пришли к выводу, что информация, описывающая фестиваль, либо неполная и ограничивается в основном визуальным материалом, либо узкоспециализирована и освещает лишь одну выставку, либо просто некорректна. Цель данной статьи - собрать воедино и проанализировать собственные впечатления от поездки, а также помочь сориентироваться желающим посетить это мультиформатное событие в будущем.
Главная отличительная черта фестиваля является его рассредоточенность. Объекты могут находиться в абсолютно разных концах города. Поэтому перед посещением необходимо провести информационную разведку в интернете. В статье мы попытались дать основные ссылки, с которых вы можете начать свой поиск. Что для вас интереснее - посетить фабрику Тома Диксона или малоизвестную студию, проекты которых вы видели только на изображениях с экранным разрешением, - выбирать вам. Фестиваль дает вам возможность этого выбора.
Лондон по достоинтву считается меккой качественного графического дизайна и, по нашему мнению, обладает одной из лучших в мире системой визуальной идентификации. Кто в этом сомневается, может посетить сайт Transport of London и проанализировать материалы, собранные в разделе Design Stardarts.
Все выше сказанное не может не влиять на визуальный образ фестиваля, фирменный цвет которого красный, что вполне предсказуемо, учитывая в каком городе он проходит :) Перед входом на мериприятия стоят фирменные пирамидки-пилоны, тем самым олицетворяя "дорожно"-дизайнерскую разметку фестиваля. На фото выше тот, что расположен перед Design Museum
Помощниками в поиске являются гиды. Мы бы отметили два. Это The Guide от самих организаторов The London Design Festival и The Icon Design Trail от Icon Magazine . Первый напоминает географический атлас с картами райнов Лондона и сносками, описывающими события. Во втором организация постороена согласно событиям, заголовки которых кодирутся цветом: синий для выставок, малиновый для шоу-румов, черный для форумов. Категорий в нем три, мы же выделим четыре:
- выставки
- инсталляции
- форумы
- шоу-румы.
Начнем с конца.
Шоу-румы. Представляют собой ни что иное, как "Дни открытых дверей" студий, фабрик, учебных заведений и т.д. Различным месторасположением этих объектов и объясняется рассредоточенность фестиваля. По содержимому это могут быть как полноценные события внутри отдельно взятого мероприятия, так и представлять собой совместные акции.
Ретроспектива изданий D&AD в здании Royal College of Art .
Форумы. Мастер-классы, воркшопы, конференции, другими словами - интерактивная среда, способствующая общению, обмену опытом и пр. Интерактивность заявляется как основной формат, что можно увидеть на примере greengaged , но может находиться внутри более крупного события.
Конференц-холл в рамках 100% Material (подраздел 100% Design).
Инсталляции. Также могут быть как камерными (внутри стенда на выставке), так и вырастать в целые архитектурные сооружения на открытом воздухе.
Инсталляция первого архитектурного проекта легендарного архитектора Фрэнка Гери (Frank Gehry) в павильоне Serpantine Gallery на территории Гайд Парка .
Выставки. Эпицентром фестиваля заслуженно является выставка средового и промышленного дизайна 100% design. Но мир и, тем более, Лондон (!) не стоят на месте и молодой Tent London уже наступает на пятки. Обе выставки представлены в абсолютно разных форматах и о каждой из них хотелось бы рассказать подробней.
100% DESIGN
Расположившийся на территории Earls Court, что на западе Лондона, локомотив английской дизайн-индустрии снова встречал гостей. Первое, что бросается в глаза, это отсутствие понятия стенда как такового. С одной стороны, это указывает на то, что экспонаты, представленные в рамках выставки, не нуждаются в дополнительном оформлении. В более же широком смысле это заявка на совершенно иную концепцию жизни - не мы создаем дизайн, а дизайн создает нас.
М.Л. Лондонская выставка не поражает мощью и объемом. Здесь нет огромных павильонов, как на итальянской iSaloni, где каждый день заключаются (и отмечаются!) несколько миллионных сделок, шумят и носятся толпы продавцов и покупателей.
У 100% Design особая аура: камерная, пропитанная атмосферой какого-то всеобщего неподдельного интереса, тепла и единения. В залах профессионалы перемешаны с обычной публикой: лондонцами с грудными детьми, студентами, дизайнерами, сидящими прямо на полу и жующими бутерброды. А еще чувствуется крепкая убежденность людей в том, что дизайн формирует не только и не столько материальную, сколько жизненную среду и, в конечном счете, создает нового человека.
Фигурой-символом и дизайнером главной площадки стал легендарный дизайнер мебели Том Диксон, посетивший в 2005 году Москву в рамках 100% Design Moscow.
Золото рулит :)
(На последнем фото золотая сумка с логотипом Тома Диксона).
TENT LONDON
Tent London - новый совместный проект создателя 100% Design Яна Раджа (Ian Rudge) и его коллеги - основателя 100% East - Джимми МакДональда (Jimmy MacDonald). Название "tent" (с англ. палатка, временное жилище) отсылает к самым истокам 100% Design, который вырос из палатки (без кавычек) на Кингс Роуд.
Выставочное пространство Tent London делится на несколько тематических зон. Более подробно о них можно прочесть на сайте . "Сердцем" выставки, по словам самих организаторов, является зона Content.
А.Л. Tent London (а если точнее, плошадка Content) служит для общения молодых, современных, но еще невышедших на те обороты, что могут позволить себе экспоненты, выставляющиеся на 100% Design. Понимание того, что сейчас им предоставился шанс не просто показать свои работы публике, а найти реального производителя (или покупателя, если речь идет об оптовых продажах) для своих проектов, заставляет их выкладываться в полную силу. Их легко «вычислить» еще до знакомства, в глазах драйв, волнение и гордость, у них другая энергетика и самая острая реакция на наш интерес к их работе. Любой из них, выставляясь даже с одной вещью, абсолютно убежден, что это - лучшее!!! И это не пустая амбиция, а крепкая убежденность в том , что их работы нужны и полезны людям.
Xperia - спонсорская зона Sony Ericsson. Организаторы не первый год на рынке и умеют находить источники финансирования :)
Circa - винтажная зона, с нее начинается Tent London. С первого взгляда даже непонятно зачем она нужна. Все встает на свои места, когда пройдя по кольцу через все зоны (именно так организовано движение на выставке) мы возращаемся туда с чего начали. В этом момент понимаешь устройство всего дизайнерского мира, с его циклами, иконами и просто вечными ценностями. Сразу хочется перечитать (на крайний случай, перелистать) историю дизайна :)
CITY OF LONDON
Рассказывая о фестивале, невозможно умолчать о самом Лондоне.
VI Лондонский фестиваль дизайна преобразил мегаполис на Темзе в город-выставку. Город "открылся" и в буквальном смысле - 650 лондонских домов, государственных и частных, пустили публику в рамках вышеупомянутой акции "Дни открытых дверей". Ненадолго доступны стали тщательно охраняемые в обычные дни здания Банка Англии, City Hall/Potters Field, Somerset House, Horse Guards и многие другие.
Основное, что хочется отметить, это что у территориального разброса фестиваля есть один, но очень жирный плюс - все передвижения совмещаются с прогулками по Лондону. Смесь архитектурных стилей, неожиданные смены пейзажей: Собор святого Павла легко уживается со знаменитым "корнишоном" Нормана Фостера, а мрачная с виду Tate Gallery довольно интересно смотрится через параболу моста "Миллениум". Старые доки Лондона, поражают цветом кирпича, а стеклянное здание мэрии в форме яйца - своей открытостью - это вам не российские административные дворцы в стиле "классицизм" :) В здании Design Museum, что совсем рядом с Тауэрским мостом, кроме посещения тематических выставок можно заглянуть в магазин, где продаются дизайнерские товары. А в Гайд Парке поваляться на траве и покормить наглых белок :)
А что же касается пройденных расстояний, то, согласитесь, побывать в минимальной близости от авторов и заглянуть в их творческое пространство не идет ни в какое сравнение с усталостью, о которой вы забудете еще до возвращения домой, удобно устоившись в кресле самолета :)
Текст и фото: Мария Ляпунова, директор студии "ЕГОДИЗАЙН", дизайн-консультант
Александр Ляпунов, арт-директор Soldis Communications, промышленный дизайнер