Как сказал в приватной беседе один из старых сотрудников Русского Музея: «Еще совсем недавно сюда свозили бы грузовиками Шишкина с Айвазовским, а сейчас Старк...» Близость, в прямом смысле, власти к дизайну была налицо.

А Александр Боровский – начальник Отдела новейших течений Русского Музея рассказал еще одну байку. Когда он водил этих самых начальников президентских служб безопасности по Мраморному, чемоданчики с объектами Старка вызвали их нешуточное беспокойство – мало ли что в этих чемоданчиках можно утаить! Один из них поинтересовался, указывая на один из объектов, лежавший в чемоданчике:
– Это что еще такое?
– Как что? Вибратор! – сделал честное лицо Боровский.
По экспозиции вопросов больше не возникало...
Надо признаться, что вызвавший беспокойство предмет был совсем не вибратором, а мирным пультом дистанционного управления. Просто Боровский хорошо знал комментарии Старка к своим объектам :-)
Открытие началось во дворе Мраморного, т.к. экспозиция еще восстанавливалась после неизбежных изменений, вызванных президентскими визитами. Пока публика во дворе внимала словам, как всегда красноречивого и артистичного Боровского, на выставке в спешном порядке докручивали последние винтики. И вот она экспозиция!

Начать описывать ее можно словами, которыми начинаются многие детские страшилки – в темном-темном доме, в темной-темной комнате... Залы Мраморного, где разместилась выставка были затемнены и лишь на высоких табуретках – богатых родственницах вечно заляпанных красками табуреток аудиторий живописи, на которых обычно размещаются банка с водой, краски и палитра, стояли прикрытые стеклом (правильно – руками не трогать!) самсонайтовские чемоданчики с объектами Филиппа Старка, подсвеченные стильными настольными лампами.
День открытия, я не раз говорил, неблагодарное время для просмотра экспозиции. Слишком много народа для того, чтобы иметь возможность внимательно побродить по выставке, почитать авторские комментарии к объектам. Комментарии, надо сказать, едва ли не равнозначная самим объектам часть выставки. Очень живые и совсем «не-музейные» тексты сопровождают каждый предмет, рассказывая как о функции, так и об эмоции, притом, наверное, эмоции все-таки доминируют. Все-таки каждая вещь Старка - это образ. Образ очень яркий и эмоциональный.
Опять же на открытии выставки хочется поговорить со всеми знакомыми, которых и встречаешь-то большей частью на подобных мероприятиях. Так что не до выставки в такой день, однозначно... Публика фланирует, девушки пьют двенадцатилетний «Chivas Regal», Боровский дает интервью, Белкин показывает свежий номер «Собаки»...

Но пройдет еще один день и выставка из коммуникационного повода станет просто экспозицией. И вот тогда настанет черед внимательно заглядывать в чемоданчики и читать слова Старка о своих работах. Притом, сама экспозиция подразумевает некий интимно-библиотечный, индивидуальный характер просмотра. Для двоих нет места у чемоданчика. Только в одиночку заглянуть, повертеть головой, отгоняя блики со стекла, увидеть Предмет, наклонившись, прочитать один-два абзаца живого незаумного текста, перейти к следующему чемоданчику...

Сама идея складирования, архивирования искусства последнее время достаточно популярна. И эта выставка еще одно тому подтверждение – в чемоданчик помещается и гантеля, и радио, и мотоцикл, и дом... Уменьшенные модели крупномасштабных предметов Старка не выглядят обитателями полок игрушечного магазина, что могло бы случиться в формате подобного экспонирования. Они не утеряли связи со своей первой инкарнацией в виде макетов, моделей, рождающихся в мастерской дизайнера. Однако, тут следует заметить, что объекты эти были воплощены в производственной серии и лишь затем вновь уменьшены до камерного музейного формата.
Выставка разделена на три направления: «Идеи для потребления» – эти предметы, соразмерные человеческой руке, выставлены в своем натуральном обличье, т.е. в том виде, в котором их можно купить в магазине, «Идеи для окружения» – мебель, предметы интерьера, транспорт представлены уменьшенными моделями и «Идеи для жизни» – архитектурное творчество Старка выставлено фрагментами, дающими представление скорее только об образно-эмоциональной сущности проекта, нежели о его конструкции и объемном виде.
И мое личное убеждение, что каталог выставки приобрести необходимо. В нем представлены вещи, не нашедшие своего места на выставке – эскизы, почеркушки, показывающие эволюцию ИДЕИ до ее финального воплощения. Любому, кто имеет к дизайну хоть маломальское отношение, иметь дома такой каталог будет полезно и приятно
Митя Харшак из С-Петербурга,
www.addesign.ru