Необходимое предисловие от Designet
Эта статья была предоставлена нам известным промышленным дизайнером Алексеем Синельниковым буквально по горячим следам выставки "Дизайн-2000". Желая совместить этот дискуссионный по сути материал с запуском конференции на сайте, мы все держали его "про запас". Как оказалось, напрасно, т.к. прошло уже много времени, а раздел "Discuss" еще incoming :-(
Однако теме, затронутой автором, вряд ли грозит скорое моральное старение.
Выставка "Дизайн-2000", хотя и традиционная, в этот раз воспринималась по-особому: как-никак, не просто конец года, но и конец века, и даже тысячелетия. Веха... Один слоган в анонсе чего стоил: "Лучшее в России и мире"! И дальше: "... масштабы нынешней выставки, наконец, будут соответствовать растущей роли дизайна во всех областях нашей жизни...", "...в выставке и конкурсе ожидается участие "звезд" мирового и российского дизайна...". И длинный список представляемых направлений...
Не знаю, насколько оправдались ожидания организаторов. Небо над Москвой в те дни было очень пасмурным - видимо, поэтому звезд видно не было. Что же касается соответствия масштабов выставки и роли дизайна, то здесь, на мой взгляд, все абсолютно сошлось - соответствие было полным. Какова роль, таковы были и масштабы...
По причинам, ведомым только устроителям и о которых мы можем лишь догадываться, из множества заявленных направлений были представлены только некоторые, да и то фрагментарно. И, в противоположность предыдущим ежегодным смотрам, довольно значительное место занимал промышленный дизайн. Больше, правда, по весу и размеру экспонатов, чем по количеству экспонентов.
Именно в отношении промышленного дизайна и хотелось бы сказать несколько слов.
Сознательно не буду оценивать уровень представленных работ. Все делают свое дело так, как могут делать его в нынешних непростых условиях. Что выросло, то выросло. Те, кто был на выставке, все сами видели. Те, кто не был, все сами знают - поэтому, наверное, и не были. Сейчас - о другом.
Если попытаться выразить одним словом общее впечатление от выставки, так это ее НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. Что это было? Тусовка профессионалов? Творческие отчеты участников? Завлекалка для клиентов? Пропаганда возможностей дизайна для промышленников? Реклама дизайна для потребителей?
В очередной раз собрались, показались, разошлись. Кто-то получил приз, кто-то, может, зацепил клиента, кто-то просто попил водочки на фуршете и тихо поплакался коллеге в жилетку. А потом, наверное, промелькнет несколько не очень заметных незаметных статей...
И все? Неужели только ради этого все усилия организаторов и мытарства участников, все деньги, потраченные теми и другими, все огни прожекторов и вспышки фотографов, все слова, произнесенные и написанные до, во время и после? > А где дизайн? Не тот, что в названии. Не тот, что в стойках, светильниках и длинноногих девочках на стендах. И даже не тот, что в самих экспонатах.
Где Дизайн Выставки? Выставки, как собственно предмета дизайна? В чем ее суть и идея? Где тот MESSAGE, как любят говорить наши англоязычные коллеги, без которого нет истинного дизайн-продукта?
Сказала ли САМА ВЫСТАВКА что-нибудь СУЩЕСТВЕННОЕ И ПРАВДИВОЕ о сегодняшнем российском дизайне, о положении дизайнера? Об огромной и совершенно противоестественной пропасти, разделяющей два лагеря - дизайн и промышленность. Два лагеря, которые сегодня, как никогда, нужны друг другу, но которые, если не начнут сотрудничать, умрут поодиночке, причем весьма скоро.
Промышленные дизайнеры сидят сегодня без настоящей работы. А промышленники не умеют ни найти грамотного специалиста, ни нормально работать с ним, потому, что так до сих пор толком и не знают, что это за профессия такая, и что настоящий дизайн может им дать... Что обо всем этом узнал посетитель? Увы! Выставка, при всей ее яркости и шумности, была немой.
Нет, ошибаюсь. Один message все же был. Это полторы страницы текста - "Обращение участников выставки..." Там есть все, или почти все, чем так тяжело больны сегодня российский дизайн и отечественная промышленность. Все сказано коротко, прямо и честно. Но это камерное произведение адресовано каким-то "высшим силам" и судьба его непредсказуема. Совершенно непонятно, почему эти правильные слова существовали где-то возле, а прозвучат - если прозвучат - после выставки.
Почему бы смысл этого Обращения не сделать темой самой выставки? Не умаляя всего, что на ней было, показать рядом Истинную Проблему. Другими средствами, другим языком. Сделать хотя бы часть выставки и мероприятий не парадной и праздничной, а объективной и честной.
Возможно, и такая позиция, и такая экспозиция были бы в чем-то парадоксальными. Но очевидно, что ТОЛЬКО ОБОСТРИВ СИТУАЦИЮ, можно привлечь внимание к проблеме.
А можно и не обострять. Можно продолжать поодиночке жить от заказа до заказа. Поругивая нерадивых клиентов, лудить очередной примус и, накопив штуку-другую "лишних" баксов, выставить его на очередной выставке. В этом случае, и через год, и через три мы будем все так же бродить по выставке "Дизайн-2......" среди уникальных (это о количестве) творений отечественного промышленного дизайна и жаловаться друг другу на промышленников, по-прежнему производящих "непродажных" монстров или собирающих лицензионные Philips'ы и Samsung'и.
А лет эдак через пять-семь будем бить себя в грудь, доказывая, что мы можем "делать дизайн" не хуже зарубежных коллег, к которым потихонечку выстроится очередь из все тех же отечественных производителей. Правда, бить себя в грудь будем скорее уже не мы, а те молодые дизайнеры, которые к тому времени еще не уедут на работу к тем самым коллегам...
А теперь попробуем взглянуть шире. Выставка - всего лишь отражение того, что происходит в профессии и вокруг нее. Главный вопрос вызывает ПОЗИЦИЯ УЧАСТНИКОВ, а точнее то, в чем она заключалась и как была (или не была) представлена. Адекватна ли она реальному положению вещей? Не напоминала ли выставка в этом смысле светлый образ ВДНХ? Не есть ли это хорошая мина при плохой игре? За редкими, может быть, исключениями.
Все вышеизложенное обращено к дизайнерам, участникам и неучастникам выставки. Точнее, к промышленным дизайнерам, (прошу прощения у коллег из соседних цехов, но такому "отделению" есть свои веские причины; желающие, однако, могут присоединяться :-).
Как мы себя чувствуем? У нас все в порядке? Можно начищать ботинки к следующему шоу? Или пора заглянуть чуть дальше вперед? Выявить основные проблемы и попробовать их решить?
Не дожидаясь очередной выставки или съезда какого-нибудь союза каких-нибудь дизайнеров.
...ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ... Не пришло ли оно?
Текст: Алексей Синельников
дизайнер
Фото: Александр Матвеев & Владимир Самойлов, 2000