С 21 по 28 сентября в Германии в Ганновере прошла международная выставка «61st IAA International Motor Show Commercial Vehicles».
Официальный сайт мероприятия http://www.iaa.de/
Организаторы - «German Association of the Automotive Industry (VDA)». В прошлом, как и в будущем, году выставка проходила во Франкфурте, но в этом году она прошла в огромном Ганноверском выставочном комплексе, состоящем из 27 павильонов, 11 из которых были отданы под экспозицию. По всей видимости, перемещение выставки в Ганновер вызвано сменой тематики с легковых автомобилей, на коммерческий и грузовой транспорт и необходимостью под экспозицию больших площадей.
В рамках этого мероприятия были проведены лекции, семинары, пресc-конференции. Также состоялось награждение призеров конкурса, проведенного этим летом VDA Design Award на тему «Future Road Transport 2020».
На выставке можно было увидеть абсолютно все крупные фирмы: MAN, DAF, Scania, IVECO, Mercedes Benz, Chrysler, Citroen, Renault, Mitsubishi, Fiat, Volvo и другие. Так же мало известные китайские, корейские, турецкие фирмы и VOLGOBUS из России. Интересно то, что наш ассоциативный ряд, возникающий при мысли об этих фирмах, состоит, как правило, из легковых автомобилей, минивэнов или автобусов, а здесь можно было наблюдать много спецтехники: для перевозки мусора, для МЧС, даже военную технику, - что показало весь спектр рынка, разносторонность технологий и дизайна, которым занимаются эти компании.
Попробую передать атмосферу выставки, которую видели немногие.
Сразу впечатляет сам выставочный комплекс. На огромной площади свободно расположены большие павильоны приятной для взгляда архитектурой стекло-металлических конструкций. Между ними пустыри с зеленью и скамейки. Тем самым очень здорово контрастировали прогресс человечества внутри павильонов и естественная первозданность природы снаружи. Вообще, можно заметить, что в Ганновере очень много зелени.
Отдельно от выставочной части комплекса стоит здание CONVENTION CENTRE.
Оно имеет 3 уровня и множество помещений для проведения презентаций, конференций и т.п. Перед зданием стоит интересное архитектурное ваяние - такой вот «куб», внутрь которого можно подняться по лестнице или по лифту в центре конструкции. Также в центре комплекса есть башня, на которую можно прокатиться на лифте и увидеть комплекс с высоты, но я испугалась.
Вход на выставку осуществлялся с нескольких сторон через турникеты. Вокруг комплекса много парковочных площадей. Везде висят планы комплекса с разметкой проходящих мероприятий - не заблудишься.
Общая атмосфера выставки была деловой, мало пришедших просто посмотреть, в основном, это участники автомобильного и транспортного бизнеса: производители, технологи, инженеры, дизайнеры и потенциальные покупатели. Поэтому было много представительных мужчин в костюмах и галстуках. Надо заметить, что девушки, окружавшие («украшавшие») выставочные объекты, были одеты прилично и в большинстве по-деловому. Несколько павильонов были полностью посвящены техническому и компьютерному оснащению транспортных средств, способам их производства. Но и здесь можно было наблюдать несколько очень оригинальных стендов, на которых надо учиться, как красиво подавать сложные и не очень красивые вещи. Например, это кафе у стенда явно и оригинально характеризует профиль компании.
Кстати о кафе. Кроме нескольких ресторанчиков на территории выставочного комплекса, почти на каждом стенде стояли столики и могли дать попить чай-кофе, съесть что-нибудь, а под вечер, после явно удачных знакомств, разливалось пиво и шампанское. Мне кажется, это помогло несколько размягчить серьезную и деловую атмосферу на выставке. На улице раздавали бесплатное мороженое. Это оказалось очень кстати, т.к. погода была замечательная, температура была в среднем +22С, светило яркое солнце.
Очень приятно было то, что практически все экспонаты были доступны. Везде можно было сидеть, все трогать, пробовать разные функции, т.е. ощутить все достоинства и недостатки любого продукта.
Размахом впечатлили стенды Man и Mercedes Benz, которые заняли почти по целому павильону. MAN представил ряд грузовиков, от небольших городского вида до огромных фур.
Оригинально подан грузовик для разъездов вроде ралли "Париж-Дакар", на мониторе показывается ролик со съемкой его в действии.
По другую сторону стоит ряд туристических и городских автобусов. Среди них был новый автобус «Cityliner», внутри которого размещены кресла братьев Артура и Эдуарда Гейн (они, кстати, прочитали один из лучших семинаров на Дизайнерских днях - 2006, - прим. Designet).
Много экспонатов стоит прямо на улице, например такой.
На улице так же выставляли те объекты, которые не могли поместиться внутри павильонов.
«Mercedes Benz» отделил себя отдельным входом и выходом, почти полностью изолировав себя от других участников.
Отличились также тем, что посередине был размещен небольшой бар, где посетители пили пиво, а их очень зажигательно развлекала девушка, распевая известные рокерские и джазовые песни. Еще в рамках их стенда велась такая вот забавная демонстрация и продажа значков, брелочков и т.п. всех известных фирм. Это внесло свою изюминку прикола в столь серьезное мероприятие.
Хочется обратить внимание, что большая часть полов многих стендов покрыта белыми, светло-серыми мягкими коврами, и они всегда были чистыми.
Красочные стенды FIAT и IVECO
FIAT выставляли свой концепт "DUCATO", который можно было так же наблюдать в Париже.
В центре экспозиции SCANIA стоит сцена, на которой мальчики развлекали публику своим мастерским владением футбольным мечом - переодевались и одновременно подбивали его ногами, не давая упасть на пол. Это похоже новое веяние в методах развлечения народа.
Можно сказать, что стенды не всех компаний отличались оригинальностью. Стенды Opel, Citroen, Renault и других носили более сдержанный характер. У Volkswagen, например. Это табуреты напротив больших экранов с фирменными видеороликами.
Кстати, я бы сказала, что у Volkswagen самые классные и качественные видеоролики. Идеально подчеркнуты все нюансы и особенности рекламируемого транспорта.
В одном из павильонов была развернута выставка Product design award 2006.
А теперь о главном -
Почему я поехала на выставку
В июне этого года VDA Design Award объявили конкурс на тему «Future Road Transport 2020». Анонс тогда был вывешен на сайте Designet.ru. Я отправила туда свою работу. В августе они мне прислали письмо, в котором они сообщали, что я не получила призового места, но моя работа (в составе еще 15-ти) была выбрана для участия в выставке «61st IAA International Motor Show Commercial Vehicles» и для публикации в каталоге VDA с выбранными конкурсными работами. Они официально пригласили меня приехать на вручение, чем я и воспользовалась. Очень помогли с размещением и перемещением по выставке и по Германии братья Hein, с которыми я познакомилась на DD|DN.
22-ого сентября состоялось торжественное награждение призеров. Оно проходило в одном из помещений третьего уровня Convention Centre. Большой светлый зал со сценой и рядами стульев. Было приглашено много дизайнеров. Само награждение началось с выступления президента VDA профессора Gottschalk. Затем была интересная лекция, повествующая об истории развития, специфике и проблемах грузоперевозок, она была на немецком языке, но качественный визуальный ряд пояснял наглядно. Затем само награждение.
Каждого из 8-ми ребят вызывали на сцену, где им вручали грамоту и первым трем еще конверт с денежной суммой. На выходе всем раздавали буклеты (это скорее журналы), где были отпечатаны работы призеров и дополнительно выбранные 15 работ с пояснениями. После этого всех пригласили в автобус и повезли к павильону с выставкой конкурсных работ. Это маленький, отдельный павильон, который располагался на главной улице комплекса. Там был организован фуршет, все смотрели наши работы, ели и пили, была так же пресса, которая брала у некоторых призеров интервью и снимала выставку. Он располагался под очень интересной и неожиданной деревянной крышей-навесом.
Как и было заявлено в условиях конкурса, преимущество отдали проектам, которые наиболее близки к уровню развития технологий в настоящее время и, возможно, в недалеком будущем, и тем, что наиболее универсальны, т.е. без узких специализаций перевозимых грузов. В основе формообразования всех призовых работ лежит классический контейнер для перевозки грузов.
Большинство из участников этой выставки - представители двух школ:
Moholy-Nagy University of Art and Design Budapest
SCIONIC® I.D.E.A.L. - Industrial Design Education Linz
По всей видимости, ребята выполняли в своих учебных заведениях курсовые проекты на эту тему, поэтому работы выполнены в хорошем качестве, с детальной проработкой конструкции. Некоторые из них прислали свои макеты, которые тоже были выставлены. У некоторых были сделаны видеоролики.
Работы призовых мест можно посмотреть на сайте конкурса: www.vda-design-award.de
Но на сайте нет конструктивных схем и пояснений, так же нет тех работ, которые выбраны дополнительно для выставки и публикации. Поэтому если кому-то будут интересны эти подробности и другие выставленные работы, то у меня есть фото всех проектов и, конечно, булет с публикациями и коментариями к ним.
Можно добавить, что выявились неожиданные положительные отклонения от первоначальных условий конкурса. Например, призеров должно было быть всего 5 человек, а не 8. Ни про какую отдельную выставку работ и публикацию в специальном каталоге VDA DESIGN AWARD не говорилось заранее, в прошлом году, как я поняла, такого вообще не было.
Мой проект
Я оказалась единственная из России, с работой «Концепт грузового транспорта для перевозки жидких грузов (бензин, масло, нефть и т.д.)». Подавала в виде двух планшетов формата А2. Основной вид послала рисованный от руки. Кстати, рисованных от руки работ среди всех выбранных была еще только одна. Пояснения и технические характеристики проекта написаны на английском языке на листе формата А4.
Технические особенности:
Полноприводный грузовой транспорт. Возможность управления каждой цистерной самостоятельно улучшает управление всем транспортом, делая пригодным его в труднопроходимых местностях.
Каждая цистерна оснащена индивидуальными колесами - двигателями, аккумуляторами, солнечными батареями.
Каждая цистерна оснащается двумя линейными бесколлекторными двигателями. Солнечная батарея с эффективным энергосьёмом до 200 Вт/м2. Наличие солнечных батарей (в дополнение к аккумуляторам) на каждой единице увеличивает время действия всего транспорта без подзарядки.
Управление транспортом:
Управление полностью электронное и производится водителем из кабины.
Двухместная кабина по принципу движения и оснащению идентична с цистернами.
Ведущие колёса используют как рекуперационное торможение, так и механическое тормозными колодками. Колодки имеют как штатный электрический привод, так и аварийный механический. Управление поворотом выполняется согласованным поворотом рулевого колеса и перераспределением крутящих и тормозных моментов на ведущих колёсах. На каждой единице транспорта есть систем ABS, VSC
Напоследок - фото каталога и проходного билета на выставку, присланного мне с официальным приглашением.
Вобщем, мне все очень понравилось. Приятная атмосфера, музыка, есть возможность познакомиться с серьезными и интересными людьми. Кстати, на выставке было много русских: VOLGOBUS, которые представили свой городской автобус, и другие производители.
Могу только посоветовать всем по мере возможностей посещать подобные мероприятия, даже не участвуя в них. Уровень развития техники, научных достижений, дизайна, возможность это испытать в прямом смысле на себе - все это позволит дизайнеру быть в контексте всех современных трендов.
Рассказ с места событий и фотографии Кристины Магницкой
krimag@list.ru
Специально для Designet