Больной вопрос
Присутствуя на такой моно-выставке (где представлены только стулья), особенно хорошо замечаешь феномен копирования удачных изделий конкурентов. У нас это выражается емким словом «содрали». Какой там Китай! В Италию никто китайские стулья на пушечный выстрел не подпустит. Сами итальянцы большие мастера заимствовать дизайн друг у друга. Нам, как дизайнерам, было хорошо заметно, как именно широко известные образцы от лидеров отрасли копировались фабриками помельче. Ровно с такими изменениями в дизайне, чтобы невозможно было предъявить никаких юридических претензий.
То-то мы заметили, что к дизайнерам на итальянских выставках может быть двоякое отношение (могут и взашей прогнать). Так что лучше журналистами представляться. Но даже им, имеющим официальную пресс-аккредитацию, вряд ли дадут подробно поснимать детали конструкции новенького прототипа.
Как с этой напастью борются те, у кого сдирают? Об этом мы побеседовали с разными дизайнерами. Прозвучало несколько рецептов. Первой страховкой для производителя является раскрученное имя дизайнера. Потребитель, покупающий стул «от Рона Арада» или «Филиппа Старка» в большинстве своем не поведется на клоны. Второе сильнодействующее средство – технологические ноу-хау, затрудняющие копирование (по крайней мере, в течение первых 3-5 лет, когда с нового изделия снимается максимум прибыли). Как следствие – необходимость частого обновления модельного ряда, чтобы оторваться от подражателей. В случае массового выпуска поможет снижение цены на изделие, чтобы сделать копирование малорентабельным. Вот, собственно, и все!
Судиться? Упаси бог – себе дороже выйдет, ведь формально никто ничего не нарушает. Вот тебе и цивилизованный рынок! Так что российские мебельщики, тупо копирующие итальянские аналоги «один к одному», вряд ли чем-то реально рискуют, кроме собственного имиджа (которым они, похоже, не сильно озабочены).
Впрочем, не будем отвлекаться на отечественные реалии. Сейчас речь идет о реалиях итальянских. К ним и вернемся.
Результаты конкурса
В одном из последних по нашему ходу павильонов выставлялись победители Caiazza Memorial Challenge – конкурса для студентов и дизайнеров. Честно говоря, результаты нас слегка разочаровали. Смотрите сами.
Model name: LTO Chair (красный стул) - 1-й приз
Designer: Chris Jackson and Peter Mac Cann / London, Great Britain
Жюри единогласно отдало первый приз этому креслу, оценив простую идею, что с небольшими изменениями обычный стул может качаться и принимать положение естественное для человеческого тела, находящегося перед столом. Жюри специально отметило, что дизайн способствует правильной осанке без каких либо дополнительных механизмов.
Model name: FOO – SHA - Второй приз
Designer: Sakura Adachi / London, Great Britain
Проект выбран за современную интерпретацию восточных традиций. Дизайн демонстрирует уравновешенное элегантное использование ламината и промышленного процесса изготовления, как лучший из возможных путей для использования материала.
Model name: DENT (деревянные, индивидуально подпружиненные бруски) - 3-й приз
Designer: Claudia Pfleger / Vienna, Austria
Простота стула усиливается низкой стоимостью производства и вниманию к принципам recycling.
Model name: SEPPE - поощрительный приз
Designer: Inge Van Gheel / Gothenburg, Sweden
Проект выбран за свою инновационность, естественную экспрессивность и гибкие возможности эксплуатации. А так же интересную комбинацию дерева и текстиля.
Model name: BUURTSUPER (темная скамейка) - поощрительный приз
Designer: Carmela Bogman & Myung Visser / Eindhoven, The Netherlands
Выбрана жюри за свою природу между стулом и "коленной" скамейкой. Дизайн также успешен как демонстрация личных религиозных убеждений.
Model name: WMF (красный стул) - поощрительный приз
Designer: Teemu Marku Jarvi / Helsinki, Finland
Проект выбран за использование цвета, элегантность формы и многосторонность, подходящую как для общественного так и для частного использования.
Model name: 220865-220865 (скамейка внизу) - поощрительный приз
Designer: Mads Leth Jensen / Copenhagen, Denmark
Стул для медитации, концентрации и молитвы. Выбран жюри за простоту и поэтическую натуру, легкую транспортируемость со скрытым приглашением остановится и помедитировать. Хитрость - в подкошеных ножках...
By invitation
Впервые в этом году в рамках выставки и конкурса Caiazza Memorial Challenge была создана специальная ежегодная секция - “by invitation” ("приглашенные"), которая демонстрирует новый взгляд молодых дизайнеров. Отобранные жюри идеи реализуются в прототипах на производственной базе "треугольника стульев Фриули".
Слева направо:
Renaud Thiry (Франция), model name: Sven Chair
Самый обычный стул. Сам автор говорит, что хотел спроектировать стул связанный с историей скандинавских стульев для столовой.
Lorenzo Damiani (Италия), model name: Udine Chair
Стул с железным каркасом, сидение - пластиковая оболочка, набитая опилками.
Автора попросили сделать стул главным образом из дерева. От автора: "Я подумал, что опилки, образующиеся при производстве мебели - подходящий материал для мягкого сидения стула - это ведь все еще дерево" :-)...
Stefan Diez (Германия), model name: Fraiday Chair
Стул из гнутой фанеры. Протитип был изготовлен очень неаккуратно, видимо из-за большой спешки при подготовке к выставке. На наш взгляд, интересный прием формообразования, но до конца не доведенный. От автора: "Линия почти нигде не соединяется, стул использует минимум дерева, гибкий но стабильный."
На выход
Тем временем последний день выставки (и второй день нашего пребывания в Удине) подходил к концу. Двигаем в пресс-офис, где нас всегда ждало радушие организаторов. Там можно было бесплатно выпить кофе, взять из холодильника бутылку воды или колы, поработать в сети, и, конечно же, сдать вещи в камеру хранения, чтобы не носить их с собой по выставке.
Там же, у официального фотографа выставки, можно было заказать съемку объектов на выставке. Удобно - не у каждого есть талант фотографа и хороший фотоаппарат. Уже под занавес выяснилось, что самостоятельная фотосъемка запрещена на ВСЕЙ выставке, а не только на стендах, где ей препятствовали. А мы нагло снимали все подряд :-). Впрочем, это и к лучшему. Никто посторонний не запечатлеет объект так, как это нужно тебе самому.
У стены на полках было разложено множество пресс-релизов и буклетов от производителей, а уже на выходе нам выдали компакт-диск со всеми нужными изображениями – стулья-победители конкурсов плюс репортажные фото с выставки. Оставалось только привести впечатления в некоторую систему, сесть и написать репортаж. Что мы наконец-то и сделали…
Итого
Русскую речь на выставке мы слышали всего пару раз. Это были люди из редакций глянцевых журналов, успешно промывающие хорошо продающийся на нашем рынке итальянский дизайн.
А вот представители нашей промышленности замечены не были. Хотя им-то и стоило быть здесь первыми, чтобы посмотреть, с какой мощной проектно-технологической и маркетинговой машиной они, вроде бы, хотят конкурировать. Promosedia – эталонный образец. Здесь можно наглядно увидеть критически важную, определяющую роль дизайна в создании и продвижении современной продукции на международный рынок.
Как выяснилось недавно, на выставке присутствовали журналисты "Монитора", но мы так и не пересеклись. Их мнение про стулья Промоседии можно прочитать в последнем 22 номере.
Напоминаем, что официальный сайт организации Promosedia и конкурса Caiazza Memorial Challenge - www.promosedia.it
Ранее: Часть 1. Часть 2.
С условиями ежегодного конкурса дизайна стульев Caiazza Memorial Challenge на русском языке можно ознакомиться здесь. Они настолько выверены, что год от года в них меняется только состав жюри :-)
Вместо PS
Спасибо Маргарите Бабенко и агентству Calt PR за содействие в организации поездки. А также организаторам выставки и персонально Розите Вентурини за приглашение и всестороннюю помощь.
Александр Матвеев
Владимир Самойлов
сентябрь 2003
Удина, Италия