"Привлечение молодых специалистов и новых взглядов, развитие междисциплинарных идей и альтернативных прогрессивных методов проектирования, открытый обмен информацией были бы, на мой взгляд, полезной практикой в развитии российского образования" – Мария Купцова, архитектор междисциплинароной команды Cloud9 под руководством Энрика Руиз Гели в Барселоне.
Об архитектурной учебе и работе за рубежом с Марией беседовали Александра Болдырева и Антон Клюкин (Simplex Noise).
– Маша, расскажи, какие причины побудили тебя отправиться на учебу за рубеж?
– Интерес в развитии альтернативных архитектурных решений и поиск новых урбанистических направлений привели меня к идее получения международного образовательного и профессионального опыта, что было основной причиной и целью обучения в Барселоне.
– Почему ты выбрала именно IAAC?
– Заинтересованность в таких идеях, как sustainability, emergency, smart city, retrofitting, современных технологиях и digital fabrication, определила мой выбор в сторону магистратуры IAAC и профессиональной деятельности в офисе Cloud9, развивающем идеи Sustainable Architecture.
– Как поступить в эту школу и сколько будет стоить обучение? Может быть, есть какие-то гранты?
– Основные условия для поступления в институт – портфолио и опыт работы с различными креативными проектами. Стоимость обучения около 15 тысяч евро. IAAC ежегодно проводит Advanced Architectural Contest, победители которого получают возможность обучаться бесплатно или снизить стоимость обучения. Многие студенты IAAC обучаются с поддержкой государственных стипендий.
– Каким образом строится обучение в этом институте?
– IAAC – это междисциплинарный исследовательский институт, который направлен на развитие архитектуры, градостроительства и дизайна. Работая вместе с FabLab Barcelona, приглашая специалистов из разных областей и стран мира и сотрудничая с ними, IAAC создает международную сеть по обмену информацией, знаний и опыта. Институт предоставляет студентам выбор интересующего их направления студии и семинаров каждого семестра. По результатам финальных презентаций семинаров студенты получают аккредитацию и диплом магистра в направлении Advanced Architecture.
– Как преподается теория в твоем институте?
– IAAC имеет твердую сформировавшуюся идеологию, которая получает свое развитие в лекциях теоретического курса Мануэля Гауза – проектирующего архитектора, одного из основателей IAAC, главного автора двух изданий «Green Dictionary».
– А у вас было больше индивидуальных или групповых проектов?
– Тип работы определялся структурой того или иного семинара или студии. Как групповая, так и индивидуальная работа, на мой взгляд, имеют положительные стороны. В индивидуальной работе у студентов больший уровень ответственности, тогда как в групповой – обмен мнениями и возможность сотрудничества с однокурсниками являются ценным опытом для студентов.
– Какое оборудование доступно студентам для прототипирования и экспериментов?
– IAAC работает совместно с FabLab Barcelona, расположенном непосредственно в здании IAAC, что предоставляет студентам возможность постоянной работы с роботами, 3D-принтерами, Kuka, CNC и другими необходимыми для производства машинами. Постоянный доступ к FabLab открывает студентам все возможности digital и robotic fabrication, digital tectonics, fabrication ecologies, подталкивает студентов к комплекснымисследованиям и альтернативным решениям в сфере архитектуры, урбанистики и дизайна.
– Какие летние программы предлагает твой институт?
– В июле каждого года IAAC организует Global Summer School. Летняя школа проводится одновременно в разных городах мира, образуя международную сеть по обмену информацией и исследованиями. В этом году Global Summer School будет проводиться в Нью-Йорке, Барселоне, Санкт-Петербурге, Каире и Мумбаи. Направление курса – The Next City. Стоимость программы в Петербурге 500 евро, в остальных городах 1800 евро. В течение учебного года IAAC проводит многочисленные воркшопы совместно с FabLab Barcelona по направлениям Digital Fabrication, Advanced Interaction, Robotic Fabrication, Computational Design.
– Что ты получила после окончания магистратуры?
– Магистратура и работа в IAAC открыли для меня возможности сотрудничества с европейскими архитектурными компаниями, дали мне большое количество контактов по всему миру. IAAC организует многочисленные лекции и предоставляет студентам возможность живого общения с мировыми специалистами в сфере архитектуры, урбанистики, дизайна и других дисциплин. Такой поток доступной информации открывает студентам новые идеи и создает богатую информационную и креативную базу, что для меня было самым важным в процессе обучения и остается сейчас в процессе работы.
– Расскажи о самых интересных твоих проектах.
– Основой исследовательского проекта на тему «Self-Sufficient Buildings» является книга экономиста Джереми Рифкина «Third Industrial Revolution», ориентирующая действительность в сторону Третьей индустриальной революции и поиска альтернативных энергетических ресурсов. Проект направлен на развитие идей устойчивости, сохранение энергии, модернизацию, обмен знаниями, R&D. Реализация проекта представляет собой «позитивный вирус», который модернизирует промышленный район Барселоны, провоцируя образование новых бизнесов, креативных кластеров и альтернативных пространственных решений. Основываясь на глубоком исследовании в сфере современных материалов и технологий, проект предлагает решение в виде капиллярной системы (hydrodel, mylar material), которая осуществляет структурную стабильность конструкции, сбор воды, а также способна осуществлять кондиционирование внутренних пространств сооружения за счет пневматических систем в оболочке конструкции.
Другой проект, который хотелось бы отметить, разработан совместно с Дэвидом Пиграмом и Иэном Максвеллом из Supermanoeuvre. Он интересен для меня как со стороны инновационной разработки проекта, так и со стороны производства. Пространственные решения и структурная стабильность конструкции были разработаны с использованием кода Processing и Python script. Реализация проекта проходила на территории IAAC с использованием машин FabLab Barcelona с помощью команды IAAC.
– Каковы принципиальные отличия обучения в России и в Европе?
– В первую очередь очевидно стремление IAAC и многих других европейских вузов к исследованиям, поиску новых идей, технологий, материалов, большой интерес к перспективам урбанистики и альтернативным источникам энергии. Важной особенностью IAAC, на мой взгляд, также является междисциплинарный подход к архитектурному проектированию. Архитектурное сооружение – это не только результат поиска форм и пространственных решений или функции, IAAC развивает комплексные решения со стороны архитектуры, урбаниcтики, экологии, биологии, экономики, социологии, физики и многих других дисциплин. Российская школа, на мой взгляд, более консервативна, сфокусирована на развитии модернистских идей, имеет хорошие техническую, теоретическую и художественную базы.
– Что из зарубежных учебных практик можно перенести на российскую почву?
– Российская школа, как мне кажется, потенциальна в развитии современных технологий и идей. Привлечение молодых специалистов и новых взглядов, развитие междисциплинарных идей и альтернативных методов проектирования, открытый обмен информацией, имплементация параметрического дизайна были бы, на мой взгляд, полезной практикой в развитии российского образования.
– Насколько возможно применение и изучение вычислительного дизайна в регионах России?
– Я не только считаю возможным применение методов вычислительного дизайна в российских практиках, я убеждена, что эта сфера не должна быть проигнорирована. Параметрический и вычислительный дизайн – это метод, который, подчеркивая идеи пластичности и ассоциативности, связывает и соотносит параметры различных сфер и систем. Вычислительный дизайн позволяет не только достичь альтернативных пространственных, конструктивных решений, добиться оптимизации рабочего времени, вычислительные методы проектирования и информационные технологии меняют привычное понимание архитектуры, способствуют образованию «Разумных Городов» (Smart Cities) и развитию таких понятий, как Self-Sufficiency и Sustainability. Основываясь на климатическом, экономическом, ситуационном анализе, такие методы меняют традиционный подход к проектированию и позволяют добиться наибольшей эффективности архитектурных решений.
Параметрический дизайн – это мультифункциональный метод, который может быть использован в различных креативных сферах и на разных фазах процесса развития проекта. Однако, несмотря на многофункциональность и пластичность использования параметрического дизайна, применение вычислительных программ не может заменить креативную роль архитектора. В определение параметрики не включены понятия идеи и идеологии, вычислительный – не значит прогрессивный, логический, интересный или креативный.
Способами внедрения вычислительного дизайна в российскую учебную практику, на мой взгляд, могут быть воркшопы, выставки, презентации и лекции, которые в достаточно короткий срок объясняют основные принципы и возможности параметрических программ и решений.