Теперь я дома – в Питере, отоспался, пришел в себя после очень напряженных двух недель летней школы. Теперь есть некоторое время для более спокойного, без суеты, заключительного обзора. Можно вернуться к событиям «летней школы» и опять, на сей раз умозрительно, погрузиться в атмосферу нашего двухнедельного сообщества.
Сейчас, сидя на своем привычном рабочем месте, мне даже не верится, что после ежедневных десятичасовых занятий, меня хватало еще и на то, чтобы письменно делиться своими впечатлениями. Драйв – словечко музыкальное, но, пожалуй, именно оно наиболее точно подходит для лаконичного описания этих двух недель. Наверное, именно этот мощнейший эмоциональный заряд, который мы все получали днем, и помогал мне оставаться на вахте и вести журнал.
Конечно, очень многое из того, что произошло за эти две недели не вошло в мои ежедневные выпуски, да, и едва ли было возможно вместить в формат краткого репортажа все, что происходило за день. На нас обрушилось слишком много эмоций и информации. В очень ограниченный временной отрезок получилось вложить столь многое, что сейчас, по прошествии двух недель с момента окончания курса, я не перестаю диву даваться – как и все это произошло всего за две недели?!? Чудеса. Чудеса, однозначно!
А с чего все начиналось? В начале мая на designet'e прочитал информацию о том, что летом в Крыму планируется двухнедельный интенсивный курс графического дизайна. В тот же час решил – еду! Фамилии преподавателей не оставляли сомнения в том, что мероприятие будет совершенно исключительным. И ситуация завертелась. Помню, с каким трепетом я писал первое письмо Сергею Серову и как радовался его ответу, когда Сергей Иванович написал, что слышал обо мне... Для меня это было в высшей степени лестно! Потом, я узнал, что крымский вариант не состоится. Жалко конечно, но что делать. Раз решил ехать – то уж неважно, где все будет проходить. Поеду и в Москву, решил я.
На московский вариант желающих набиралось достаточно, и был произведен даже предварительный отбор, в результате которого нескольким соискателям места в летней школе было отказано. Честно признаться, я практически не сомневался в том, что меня возьмут, но письма со списком зачисленных все равно ждал с некоторым волнением. А в предпоследний день наших занятий, когда уже подходил к концу праздник в кафе Миллениум, Сергей Иванович рассказал мне, что моя кандидатура обсуждалась, среди тех, кому отказывали в «аудиенции».
Вот те раз! Вот, не ожидал... А по какой-такой причине? Оказалось, что преподаватели смотрели на возрастной состав группы, и я туда не совсем вписывался по причине малых лет. Да уж, был бы номер, если бы меня не взяли... Оказывается, опасались, что я не впишусь в коллектив. Я, честно признаться, слегка обалдел от такой постановки вопроса. Ладно, главное, что в итоге все кончилось благополучно.
Так вот, когда вопрос решился, и я увидел свое имя в списке зачисленных, конечно стал с нетерпением ждать отъезда в столицу. О ходе наших занятий вы знаете из моих ежедневных репортажей. А сейчас несколько слов о том, что осталось за кадром. Традиционно благодарности ставятся либо в начале, либо в конце текстов, а у меня они как-то влезли в середину. Есть Могучий Человечище, без помощи которого эти обзоры либо вообще не вышли, либо могли выйти пост-фактум, что, согласитесь, лишило бы их актуальности напрочь... Это мой друг Михель Шуленин, который самоотверженно отдал в мое распоряжение свой комп, свою выделенку и поздними вечерами всячески поддерживал мой уставший организм добрым словом и холодным пивом.
Более того, все фотографии сделаны его цифровиком. Михель, спасибо тебе от лица меня и лиц всех заинтересованных прочитателей! Также, огромная благодарность выносится Володе Самойлову и Саше Матвееву, которые на своем сайте designet .ru поставили жирную ссылку на мои обзоры. Благодаря им трафик на моем сайте ощутимо возрос и прочитателей моих репортажей стало значительно больше.
В «предвкушении» я писал, что: «...мне кажется, атмосфера Юга нас бы сплотила больше и само общение учеников и учителей могло выйти на совсем иной уровень. Иногда, у Учителя за бутылкой вина можно узнать что-то совсем иное, чем в классе в часы занятий, притом, это может оказаться ничуть не менее полезным в профессии, нежели знание ПРЕПОДАВАЕМОЕ». Это я сожалел о том, что не состоялся крымский вариант... Конечно, мы не оказались в ситуации замкнутой дизайн-коммуны и общения, перетекающего из стен мастерской на пляж или в бар, но, тем не менее, отношения между учителями и учениками сложились очень добрые и хорошие. А мы – все, кто приехал учиться, уже на третий день чувствовали командой.
Я уже говорил, что ход времени в эти две недели для нас ускорился. В первый день еще ходили поодиночке, во второй уже дружнее, на третий день (есть в этом какая-то былинная нота), все уже общались, как старые знакомые. Но, по-другому, по-моему, и быть не могло – мы проводили по десять часов вместе, занимались одним делом, объединены одной профессией.
Вот, о профессии, особо. Дело в том, что все ученики летней школы, практически без исключений, люди добившиеся определенных результатов в дизайне, работающее достаточно успешно, активно участвующие в профессиональной жизни – выставки, каталоги, семинары... Но кроме этого, все мы еще были объединены еще одним. Это отношение к самим себе, лишенное пафоса. Всегда очень тяжело общаться с теми, кто относится к собственной персоне чересчур серьезно. А нормальная самоирония, здравое понимание того, что всегда можно снова залезть в шкуру студента и чему-то научиться - это хорошее, это правильное качество. Пафос приберегаем для общения с заказчиком.
Теперь об учителях. Возвращаясь к тому дню, когда я впервые увидел информацию о летней школе, могу сказать, что список имен преподавателей с самого начала внушал некий трепет. В нем стояли самые известные имена российского графического дизайна. Вообще, успехом своим это начинание обязано в первую очередь людям. Как иначе-то! Ценность летней школы именно в том, что каждый из них не столько «преподавал», сколько «общался» с нами, привнося свой личный, субъективный взгляд на профессию. Иногда точки зрения учителей на один и тот же вопрос не совпадали. Так в этом-то и был самый кайф! Не за каноническими же определениями и формулировками из учебников мы туда ехали.
До того, как мы встретились с нашими учителями, было крайне любопытно, как именно сложится наше общение со звездами отечественного дизайна. И радостно было потом, что оказались они все очень близкими и чрезвычайно приятственными в общении людьми. Сергей Иванович стал просто родным – так он о нас заботился! В советское время так описывали Ленина – Ленин и дети, Ленин и ходоки... И всем доброе слово скажет, и обо всех позаботится, и для всех родной и понятный. Вот такой он Сергей Иванович Серов!
Да, вообще, все общение в летней школе было какое-то очень человеческое, без пафоса и «высокого стиля», что, безусловно, радовало. В моих репортажах мне хотелось передать именно такую атмосферу хорошего профессионального общения. Судя по письмам, которые я получал в течение этого времени, я старался не зря. Спасибо всем, кто читал эти заметки. Надеюсь, вам было интересно.
Митя Харшак
http://www.addesign.ru/