Что, на ваш взгляд, объединяет такие понятия как «еда» и «дизайн»? Конечно же, это место их «рождения» - Италия, где эти понятия стали культовыми. Именно Италия в послевоенное время стала ведущей в области дизайна. Именно здесь дизайн стал прикладным и стал широко применяться в производстве (от автомобилей и пишущих машинок до предметов мебели и одежды). Одновременно с этим во многих сферах дизайн стал образом жизни.
Вместе с развитием дизайна появляются и новые профессии, учебные направления, диктуемые и востребованные современным рынком. Так, сегодня ведущие итальянские дизайнерские школы предлагают множество специализаций, иногда достаточно узкой направленности (Промышленный дизайн, дизайн для экстремального спорта, транспортный дизайн, дизайн яхт, дизайн ювелирных изделий, изделий из стекла и др.). Невероятно, но некоторые профессии даже не существовали еще каких-то 10-15 лет назад, а сегодня они уже считаются необходимыми и перспективными (например, fashion стилисты и personal shoppers, управленцы для design и fashion компаний и т.п.).
При таком стремительном развитии рынка очень важно сохранять лицо компании, продукта. С одной стороны, изобретая инновационный и привлекательный дизайн, с другой, сохраняя традиции и общий стиль.
Сейчас в любом крупном городе мира существуют десятки и сотни ресторанов, и их количество только растет. Наиболее востребованы те, которые могут удивить не только вкусной едой, но и ее подачей, интерьером и атмосферой, дизайном самой еды, что в целом и формирует концепцию ресторана.
Вот несколько замечательных примеров c сайта http://www.omami.ru/, где в разделе Гастроном собраны многочисленные примеры того, как дизайн еды становится полноценным направлением, в чем я давно уже убедилась.
Из отличного студенческого проекта про упаковку уличной еды, вариация упаковки картошки, моментально ассоциативно отсылающая к традиционно английскому fish'n chips. Гениально.
Другой пример концептуальной пищи, сеть под названием FoodBall, детище Марти Гуикса (Marti Guixe) для Camper. Гуикс является одним из прародителей всего этого движения, величает себя бывшим дизайнером, гастрософом, тапаистом и вообще молодец. В ФудБоле, как нетрудно догадаться, подают еду в шариках. Шарики таят в себе разное, исключительно органичны, полезны, вкусны и удобны для кусания на ходу.
Крэг Канарик (Craig Kanarick) довольно обсессивно, но, как это часто бывает с обсессивными личностями, с большой любовью и знанием дела, фотографирует сладости. Из серии химии всякой и пищевых красителей, конфеты, которые хорошая мать ребенку подержать не даст. Но у Крэга они получаются такими заманчивыми и прекрасными, как драгоценности.
Возможно дело в схожей технике фотографии, а может просто потому что сразу видно - это любовь.
Чай Форте был назван "Ламборгини чайных пакетиков", но, на самом деле, даже как-то неловко называть эти штуки таким плебейским словом. Пакетики.
Помимо красоты, форма и материал [шелк] благоприятствуют правильной заварке, и чай внутри - исключительно отборный. Посему, хотя совсем правильный чай делается вроде как исключительно в заварочном чайнике, я думаю, мало ценителей чая отказались бы от такого подарочного набора. Тем более, что для такого пакетика - даже чашка специальная есть.
Профессиональный Food design сочетает и дизайн упаковки для продуктов, и дизайн интерьера для ресторанов, кафе, и сервировку стола, и маркетинг, и дизайн текстиля, посуды, и дизайн самих блюд (который является прерогативой не дизайнеров, а шеф-поваров и кондитеров). Во многих случаях Food design также включает элементы фотографии и журналистики (для гастрономических изданий, журналов, кулинарных книг, для ресторанных справочников и т.п.).
На сегодняшний момент специалистов по данному направлению очень мало, хотя потребность в них возрастает с каждым днем. Обычно в Food дизайн попадают дизайнеры смежных специальностей (промышленный или графический дизайн, дизайн упаковки или фотографы).
Итальянские дизайнерские школы уже признали Food design как отдельное направление. Представитель Istituto Europeo di Design сообщил мне, что ВУЗ собирается вводить академический курс по Food Design уже в 2008 году.
Интересно, что именно учебное заведение, непосредственно связанное с едой, Кулинарный Институт Флоренции Apicius (ACIF) уже предлагает подобные программы последние пару лет. Из-за того, что это профессиональная школа, а не ВУЗ, предлагающий 3-хлетние программы бакалавра, итальянское посольство выдает визы российским гражданам только на обучение по краткосрочным программам (до 3-х месяцев).
Всем интересующимся академическим образованием по данной специальности стоит подождать годик для зачисления в IED.
Остальным, жаждущим изучить итальянский дизайн в применении к пищевой промышленности, стоит обратить внимание на летние краткосрочные программы:
- 8 недель (июнь-июль, программа равна семестровой, 150 учебных часов и 120 часов лабораторных занятий), стоимость обучения 5240 евро,
- 4 недели (любой предмет (45 учебных часов) стоимость обучения 1265 евро, за два предмета (90 часов) стоимость обучения 2105 евро).
Обучение проводится на английском языке.
Есть возможность также изучать итальянский язык или сочетать изучения дизайна и итальянской кухни, к примеру.
В ACIF можно выбрать следующие направления, связанные с Food Design:
1. Дизайн или маркетинг для пищевой промышленности (Design and Marketing for Food Industry)
2. Искусство сервировки, производства товаров для украшения стола и этикет (La Bella Tabola: Art Production for the Food Industry)
3. Коммуникации в гастрономии (Food communications) тоже, как ни странно, включают предметы дизайна (компьютерная графика, фотография, food styling и др.)
Институт ACIF, директор которого сама является дизайнером, имеет очень интересный стиль. Это два разных помещения. Одно - очень уютные кухни-столовые для кулинарных уроков (в основном, любителей-иностранцев), выдержанное в уютном средиземноморском, немного деревенском стиле. Мне посчастливилось даже побывать на таком уроке и лично готовить «змею» из песочного теста.
Второе здание для профессиональных шеф-поваров, кондитеров и сомелье, дизайнеров. В этом светлом помещении (бывшим гаражом) с освещением от компании Artemide и стильной белоснежной мебелью есть полностью оборудованные классы для занятий кулинарным и кондитерским искусством, класс для сомелье, где парты сделаны как небольшие ванночки с кранами, куда выливают вино после дегустации. Есть также компьютерные комнаты и даже небольшая библиотека.
Мне рассказали, что еду, предназначенную для фотографирования, необязательно делать съедобной. Главное, чтобы она выглядела красиво и съедобно. Так студенты, практикуясь в фотографировании, к примеру, варят спагетти или делают десерт, красиво раскладывают еду на тарелке, поливают несъедобными «соусами» или вареньем, чтобы был «сочный» вид, так вот и создаются «шедевры» food design. Эта техника очень уместна при часовых съемках рекламных роликов, например, когда настоящая еда начинает заветриваться через несколько минут после подачи.
Подробнее о программах можете узнать на моем сайте http://www.profitoprofit.ru/
по вопросам оформления, пожалуйста, пишите на profitoprofit@gmail.com
Сайт института: http://www.apicius.it/
Мария Твардовская