DesigNet.RU
Rambler's Top100
Учебные заведения
Защиты и просмотры
Взгляд изнутри
Курсы, тренинги…
Семинары, лекции…
Карьера
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

КАРЬЕРА

01 августа 2001

Portfolio, CV, интервью или учимся себя продавать. Рассказывает Владимир Пирожков

Комментариев: 0Добавить свой комментарий


Portfolio

Итак, Портфолио. Что это и с чем его едят?
В самом общем смысле это - папка с лучшими работами дизайнера. А вот про тонкости неплохо бы знать заранее. На эту тему мы беседовали однажды вечером с Владимиром Пирожковым. Внизу местами сохранена оригинальная лексика. Разговор шел именно про портфолио промышленного (в том числе и автомобильного) дизайнера - поскольку есть еще портфолио иллюстраторов, веб-дизайнеров, фотомоделей и прочих творческих работников.

Кому это нужно?

Нужно в основном для тех, кто едет на запад. В России такие требования к форме портфолио пока еще не в ходу. И даже если вы все сделаете как нужно, здесь это вряд ли кто-нибудь оценит по достоинству. А вот в Америку (и Англию) лучше просто взять с собой компакт-диск с записанными картинками - и пусть иммиграционный офицер спит спокойно. Ваша папка с работами может стать серьезным препятствием для въезда в страну. Просто завернут обратно на границе по прилету и все. Объясняй потом, зачем ты ее с собой взял!

Только не забудьте, что без вашего живого представления этот диск просто кусок пластмассы, и никто не будет тратить время на его просмотр и сопоставлять картинки на экране с комментариями на листочке. Если ты крут, то лучше сделать мультимедийную презентацию с автоматическим запуском. Но иногда без бумажной версии портфолио просто не обойтись.

Каким оно должно быть?

Портфолио промышленного дизайнера должно быть небольших размеров - лучше до формата А3. Большое портфолио навязчиво, признак тупости и раздутого самомнения. Только сразу после окончания института допустимы легкие вольности, типа нестандартного формата или ярко-красных листов. Через пару лет реальной работы это будет играть только в минус. Помните, оно должно быть органично вам. Нелогично будет простое строгое портфолио, если вы пришли на интервью с пирсингом и дрэдами.

У меня после АртЦентра было такое портфолио: черный итальянский чемодан MHWay (Это одна их немногих европейских компаний, делающих специальные чемоданы для портфолио. К сожалению, купить можно только в Милане, Париже или Мюнхене - прим. dn). Такой из мягкого пластика с молнией по всему периметру на торце. Внутри - где-то 15 листов А3 формата плотного черного 2-х мм. картона, окрашенного в массе (очень редкий, в России точно не найти, пробовали). А2-й и формат все же лучше подходит для дизайнеров-графиков или иллюстраторов, потому что у них работы требуют такого размера. У моделей, например, это - обычная папка А4 с файлами, в которых постоянно меняются фотографии.

Для дизайнера это не солидно. Тем более, что файлы со временем затираются и выглядят неряшливо. Все должно быть открыто.

Как сделать?

Запомните главный совет, напишите его 3 раза и повесьте перед собой: аккуратность - профессиональное качество дизайнера! Теперь приступайте к делу.
Берутся листы толстого черного или серого картона (1-2 мм) - матовая благородная основа. Как вариант, подойдет просто любая плотная основа, не сгибающаяся при держании в руках. Например, я как-то видел хитрый вариант с листами, вырезанными из плотного 2-мм гофрокартона, оклеенными с одной стороны черной матовой самоклеющейся пленкой. Листы были вырезаны из упаковочных коробок большого формата офсетных пластин AGFA. Можно найти в типографии. Легко и прочно. Особенно полезно, если вы собираетесь его куда-то посылать почтой.

Ничего не должно блестеть и отсвечивать. На лист - 1-2, максимум 3 картинки. Компоновка - желательно не в обрез. Помните о композиции и воздухе. На лицевой стороне снизу должны быть краткие комментарии, типа «Боец на привале, 1992 год, тушь, гуашь». Обычно на фирме тебя смотрят 2-3 человека, поэтому чтобы не объяснять каждому, поясняющая подпись должна быть четкая и написана красивым фонтом.

Лучше это делать на английском языке, или на языке места, куда вы едете его показывать, например, на тайском. Листов не должно быть много - сами знаете, что бывает при просмотре каталогов с картинками - через 25-30 листов уже зарубает. Лист должен быть максимально информативным. Лучше всего, если на нем представлен полностью один проект.

Никаких ч/б ксерокопий! Это сильно дешевит. Даже ч/б эскизы для портфолио должны ксериться на цветном копире. Только белоснежная бумага. Если сомневаешься в работе - лучше выбросить. Обязательно хороший чемодан. То, что первым выносится из дому при пожаре. (Мое портфолио мне обошлось в 3.500 долларов - (хе-хе, дело-то было в зажравшейся Швейцарии, так что ничего удивительного! - прим. dn) Никаких отпечатков пальцев на фотографиях! Листы рассматриваются только взятые за торцы. Фотографии - матовые, хорошего качества. Идеальная приклейка - все очень аккуратно надолго и крепко. Помните - по качеству изготовления портфолио можно судить о вашем отношении к работе.

Пару слов о технологических хитростях

Как точно приклеить несколько картинок на лист?
Берете, например в Corel-e, выставляете размер листа портфолио. После чего, компонуете каждый лист, помещая туда сканированный картинки. Потом распечатываете листы на ч/б 1:1 и, положив распечатку на подготовленные матовые черные листы, делаете в уголке каждой картинки укол булавкой. Немного работы - и у вас намечены реальные координаты для наклейки.

Как приклеить фотографии и эскизы на планшет?
Идете в нормальный магазин для дизайнеров и там покупаете специальный клей-спрэй производства 3M (что-то вроде смеси резинового клея и «Момента»). Тип 77 или Display Mount 400-500 ml стоят так нормально где-то рублей 600. Но вам хватит этого на 2 портфолио и еще останется. Требуйте инструкцию на русском (она есть, но каждому не дают). Внимательно прочитав, обязательно потренируйтесь. Сто пудов, с первого раза не получиться.

В двух словах технология такая: кладете фото лицом вниз на большой лист бумаги-черновика. С опытно подобранного расстояния распыляете оптимальным слоем этот клей-спрэй. Через минуту вы получаете фотографию-наклейку. Аккуратно отделив ее от бумаги (внимание на края!), позиционируете ее на намеченные координаты (см. выше) и, приложив, сверху через чистую тряпочку приглаживаете к картону. Все. Отходим и любуемся. Много нюансов, все требует опыта, так что один лист и несколько картинок вы точно завалите, поэтому обязательно имейте запасные.

Очень желательно, чтобы портфолио не было скрепленным, а состояло (или разбиралось) из отдельных листов. Чтобы его могли смотреть одновременно несколько человек. Могут присутствовать «живые» рисунки, но не обязательно - сейчас их вполне может заменить качественная цветная копия. Но если будут копии - всегда могут попросить оригинал, и на этот случай у вас в запасе должен быть он или красивая легенда о его отсутствии.

Кейс/папка с портфолио не должна быть слишком тяжелой - иначе вы запаритесь её таскать, особенно в костюме. Обычно интервью (см. ниже) посвящен целый день. Так что магний, титан и алюминий приветствуются.

Им надо гордиться! Запомните - при приеме на работу у вас есть 15 минут, чтобы создать впечатление. Из них 12 приходится на ваше портфолио.

А зачем? (глупый вопрос)

Портфолио дает общее впечатление о качестве ваших работ. Хотя, даже честно сделанное, оно все равно устаревает обычно за 1,5-2 года. То есть по мере появления новых работ. Так что желательно не помещать туда старые. Через несколько лет уже никого не интересует то, что вы делали в институте. Только очень хорошая работа может быть не новой. Работы обязательно должны быть разносторонние - ведь смысл всех этих танцев - продать себя подороже! Можно поместить туда сделанные вами интересные фотографии вообще не по теме, если вы уверены, что это будет в плюс.

И еще

Обязательно должен быть какой-то изюм, чтобы тебя запомнили, свой взгляд на вещи - я вот рисую теток рядом с машинами. Вот представьте, вы - директор Форда. Все есть. 150 тыщ крутых дизайнеров. Вы видите их рисунки каждый день и уже ничему не удивляетесь. Вот и подумайте, на что вас можно купить? То и всовывайте в портфолио!

Дополнительно

Перед походом на интервью лучше заранее собрать информацию и быть готовым к разным неожиданностям. Лучше никогда не обманывать! Запад не готов к обману. Если это выяснится, то к вам резко измениться отношение. Они сильно обижаются на обман. Дизайн-бизнес маленький, слухи разносятся быстро. Это к вопросу о включении чужих работ в свое портфолио.

Случай из жизни

Было это в 1995 году в Швейцари, в Арт-Центре, куда я приехал по Пирожковскому приглашению. Как-то он повел меня знакомиться с Клэр Халмос - управляющим директором колледжа. По причине плохого знания английского и непреодоленного на тот момент языкового барьера, Володя переводил наш разговор. Портфолио выглядело как большая папка с черно-белыми распечатками. (Вспомните в 1995 году, много ли было цветных принтеров и сколько они тогда стоили?)

Все внимательно посмотрев и выслушав, мне потом было передано краткое резюме встречи - И чего он тут вообще делает? Язык не знает, портфолио никакое... Ему надо не сидеть в библиотеке целыми днями, а гоняться за дизайнерами и требовать показать, как выглядит настоящее портфолио! И попытаться сделать такое же! И никакие аргументы типа Россия, совок, цветных принтеров нет, это дорого, информации нет, как должно выглядеть не знаю, их вообще не волнуют. Не знаешь - нечего соваться! Сиди тогда дома! Короче, вывод на всю жизнь - если ты куда-то едешь, ты должен соответствовать их требованиям.


Вот такой краткий курс молодого бойца-дизайнера, составителя своего первого портфолио.

CV

Читается как си-ви. Общепризнанное сокращение Curriculum Vitae (латынь) переводится как «Жизнеописание». Ближайший русский аналог - попахивающее канцеляритом слово «резюме». CV отличается от него внешним видом и немного другой структурой.

Итак, первой страницей вашего супер-портфолио должна быть именно CV. Плюс пачка CV-копий (give away) рядом, потому как обычно приходится оставлять 2-3 штуки.

Структура

Личные данные / Образование / Профессиональный опыт / Самостоятельная работа / Другая информация

Хронология может быть любая: Американская - обратная, Европейская - прямая. Человеко-часы, в которых обычно на западе меряют трудоемкость работ, можно не указывать - вы идете к профессионалам, которые сами видят, что стоит за каждой работой.

Вполне возможно для разных мест переписать CV, чтобы выделить качества, необходимые в каждом конкретном случае. Я даже видел в магазине «Английская книга» на Кузнецком мосту книгу «50 резюме». Там приводилось резюме одного человека для трудоустройства в 50 разных мест. Изобретательности авторов по корректировке этого резюме можно только позавидовать!

Внешний вид

Формат - железно один лист А4 (с одной стороны!). Или уплотняйте текст (но не меньше 8 кегля) или выкидывайте информацию, чтобы влезло все! Качественная бумага по умолчанию (даже для копий лучше не использовать стандартную офисную бумагу). Удивительно, но даже в CV Володи Пирожкова, у которого есть что написать, оно до сих пор умещается на лист А4.

Если у вас есть классная фотография или ваш рисунок-портрет - можете поместить его в CV. Это сразу придает определенный шарм простому листку с текстом.

В CV должна быть четко прослежена линия профессиональной активности. Любая дырка, например отсутствие внятной информации с 1994 по 96 год настораживает. Возникают мысли о неактивности. Лучше что-нибудь осторожно, но убедительно придумать. Неплохо написать про публикации ваших работ в журналах (если таковые имели место).

Обратите внимание на несимметричный перевод с русского на английский. Много тонкостей. Если есть знакомый европеец - настоятельно рекомендую показать ему, наверняка он найдет много ляпсусов.


Интервью

Попасть в хорошее (или нужное тебе) место на интервью непросто. Желающих - тыщи, и все послали портфолио. Если тебя пригласили - значит у тебя уже есть шанс, тебя выделили. Но помни, что кроме тебя еще будут 6 человек. Чтобы не про... - надо хорошо подготовиться. Когда ты приходишь - очень важно первое впечатление. Ты должен быть прилично и аккуратно одет. (То есть, то в чем чувствуешь себя комфортно, а вовсе не костюм с галстуком). На интервью обычно уходит один день. Не забудь пожевать Dirol, чтобы изо рта хорошо пахло. Не удивляйся, если тебя посадят напротив светлого окна, и лицо разговаривающего с вами человека будет почти не видно в контрсвете - это старая практика.

Чтобы знать, как разговаривать, нужно собрать максимум информации о том, куда ты идешь! Пользуйтесь интернетом, ребята! (личными связями, и советами Пирожкова! - прим. designet) При разговорах не произносите слова «проблемы» (особенно, что касается российских) - вас не поймут, или поймут неправильно.

Важно не говорить глупостей. Лучше промолчать. Все вопросы спросят сами. Можно специально создавать вид легкой задумчивости перед каждым ответом, но не переборщите, а то сочтут «тормозом». В ходе интервью можно с умным видом почеркивать в маленькой записной книжке какие-то заметки. Неплохо уже иметь хорошие часы (эх, кинем грустный взгляд на свой демократичный Swatch!), кожаные туфли. А не кроссовки. Директора обычно готовы к странностям дизайнеров - не беспокойтесь за свою серьгу в ухе - может ему такой панк и нужен. На интервью обычно одновременно присутствуют 2-3 человека - директор дизайна и директор подразделения + шеф по персоналу. Главное - произвести впечатление на директора дизайна. Полезно быть оригинальным.

Ты не должен затягивать интервью - обычно они сами дадут понять что оно завершено. Обычное окончание - предложение созвониться. Если вы им подошли - звонят, если нет - тоже, Извините, в настоящее время вакансий нет. Если появятся - известим (дудки!) Или пришлют письмо с отказом.

Важно, чтобы ты сошелся с коллективом (обычно небольшим). Команда - это номер 1. Хорошо если знаешь языки. Лучше если ты знаешь 3 языка, которые есть в команде.

Если ты идешь на интервью, они понимают, что не только к ним. Можно слегка поиграть - плизз, дайте быстрее ответ. Могут спросить, а ходили ли вы к другим? Да. А к кому? (Надо отвечать!)

Надо задумывать сразу несколько интервью. Возможен даже небольшой блеф, что у тебя уже есть реальное предложение с зарплатой в ХХ долларов. Как бы ни сложилось, необходимо всегда поддерживать хорошие отношения с теми, у кого был на интервью. Неизвестно, как сложится твоя работа.

Как резюме (вот тут это слово к месту!) пара советов:
1. Не надо выеживаться с работами - всегда надо думать, что есть кто-то круче тебя и они с ним уже говорили.
2. Не надо комплексовать - на самом деле у тебя тоже крутые работы.



Вопросы задавал Владимир Самойлов,
редактор Designet.ru

Designet благодарит Владимира Пирожкова за содержательную беседу.
Ницца, 2001, апрель

ПОДЕЛИТЬСЯ

КОММЕНТАРИИ DN

Заполняя информационную «черную дыру» мы постарались дать здесь основную информацию по составлению Портфолио. Думаем, этот материал окажется полезным для вас. Читайте, присылайте вопросы.
Здесь, как и в других материалах, мы употребляем профессиональный слэнг. Надеемся, мы разговариваем на одном языке :-)

ОБСУЖДЕНИЕ

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

20 октября 2014

10-й воркшоп HoReCa Design - Hotel Restaurant Cafè в Милане

Курс HoReCa Design на русском предназначен для архитекторов, дизайнеров интерьера и специалистов сектора из стран постсоветского региона, и проходит в Милане с 2011 года. Кроме 40 часов лекций курс включает в себя вечерние обзорные туры по дизайнерским объектам Милана сектора HoReCa, вызывающие не меньший интерес слушателей, чем основная лекционная программа с докладами ведущих преподавателей Миланского политехнического университета и практикующих итальянских архитекторов. Интенсив пройдет с 1 по 5 декабря 2014.  далее

События » Семинары, лекции

16 мая 2014

Летние интенсивы - 2014 в Британке

Краткосрочные курсы стартуют 3 июля и пройдут в четыре потока. Стоит обратить внимание на новые программы для дизайнеров интерьеров: «Бизнес в архитектуре и дизайне интерьера» пройдет под руководством Екатерины Клецкой и Романа Крихели, направлением «Светодизайн» руководит Наталья Маркевич, а программы «Дизайн интерьера. Креативный практикум» и «Декорирование в интерьере» курирует Дарья Казанцева. Сроки: с 3 по 11 и с 14 по 22 июля.  далее

Образование » Курсы, тренинги…

10 октября 2012

Дизайн-лекторий Ольги Косыревой открывает второй сезон

Дизайн-лекторий Ольги Косыревой открывает второй сезон и приглашает слушателей на два курса: основной курс «История предметного дизайна ХХ-ХХI вв.» и новый курс «Современный европейский дизайн».  далее

Образование » Курсы, тренинги…

16 июля 2012

Конкурс стипендий от DOMUS ACADEMY на курсы Мастер

Образовательный проект PROFI TO PROFIT рад объявить о начале приема заявок на конкурс стипендий (30-50-70% скидки) от DOMUS ACADEMY на курсы Мастер, которые стартуют в январе 2013 года. Последний день подачи - 31 августа.   далее

Образование » Карьера

14 ноября 2011

Консультации по учебе в Istituto Marangoni (Italy)

Вниманию всех студентов, мечтающих поехать на учебу в Институт Марангони: 18 ноября состоятся индивидуальные консультации в Москве с сотрудником IM Fabrizio Tovaglieri.   далее

Образование » Карьера

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |