Portfolio
Итак, Портфолио. Что это и с чем его едят?
В самом общем смысле это - папка с лучшими работами дизайнера. А вот про тонкости неплохо бы знать заранее. На эту тему мы беседовали однажды вечером с Владимиром Пирожковым. Внизу местами сохранена оригинальная лексика. Разговор шел именно про портфолио промышленного (в том числе и автомобильного) дизайнера - поскольку есть еще портфолио иллюстраторов, веб-дизайнеров, фотомоделей и прочих творческих работников.
Кому это нужно?
Нужно в основном для тех, кто едет на запад. В России такие требования к форме портфолио пока еще не в ходу. И даже если вы все сделаете как нужно, здесь это вряд ли кто-нибудь оценит по достоинству. А вот в Америку (и Англию) лучше просто взять с собой компакт-диск с записанными картинками - и пусть иммиграционный офицер спит спокойно. Ваша папка с работами может стать серьезным препятствием для въезда в страну. Просто завернут обратно на границе по прилету и все. Объясняй потом, зачем ты ее с собой взял!
Только не забудьте, что без вашего живого представления этот диск просто кусок пластмассы, и никто не будет тратить время на его просмотр и сопоставлять картинки на экране с комментариями на листочке. Если ты крут, то лучше сделать мультимедийную презентацию с автоматическим запуском. Но иногда без бумажной версии портфолио просто не обойтись.
Каким оно должно быть?
Портфолио промышленного дизайнера должно быть небольших размеров - лучше до формата А3. Большое портфолио навязчиво, признак тупости и раздутого самомнения. Только сразу после окончания института допустимы легкие вольности, типа нестандартного формата или ярко-красных листов. Через пару лет реальной работы это будет играть только в минус. Помните, оно должно быть органично вам. Нелогично будет простое строгое портфолио, если вы пришли на интервью с пирсингом и дрэдами.
У меня после АртЦентра было такое портфолио: черный итальянский чемодан MHWay (Это одна их немногих европейских компаний, делающих специальные чемоданы для портфолио. К сожалению, купить можно только в Милане, Париже или Мюнхене - прим. dn). Такой из мягкого пластика с молнией по всему периметру на торце. Внутри - где-то 15 листов А3 формата плотного черного 2-х мм. картона, окрашенного в массе (очень редкий, в России точно не найти, пробовали). А2-й и формат все же лучше подходит для дизайнеров-графиков или иллюстраторов, потому что у них работы требуют такого размера. У моделей, например, это - обычная папка А4 с файлами, в которых постоянно меняются фотографии.
Для дизайнера это не солидно. Тем более, что файлы со временем затираются и выглядят неряшливо. Все должно быть открыто.
Как сделать?
Запомните главный совет, напишите его 3 раза и повесьте перед собой: аккуратность - профессиональное качество дизайнера! Теперь приступайте к делу.
Берутся листы толстого черного или серого картона (1-2 мм) - матовая благородная основа. Как вариант, подойдет просто любая плотная основа, не сгибающаяся при держании в руках. Например, я как-то видел хитрый вариант с листами, вырезанными из плотного 2-мм гофрокартона, оклеенными с одной стороны черной матовой самоклеющейся пленкой. Листы были вырезаны из упаковочных коробок большого формата офсетных пластин AGFA. Можно найти в типографии. Легко и прочно. Особенно полезно, если вы собираетесь его куда-то посылать почтой.
Ничего не должно блестеть и отсвечивать. На лист - 1-2, максимум 3 картинки. Компоновка - желательно не в обрез. Помните о композиции и воздухе. На лицевой стороне снизу должны быть краткие комментарии, типа «Боец на привале, 1992 год, тушь, гуашь». Обычно на фирме тебя смотрят 2-3 человека, поэтому чтобы не объяснять каждому, поясняющая подпись должна быть четкая и написана красивым фонтом.
Лучше это делать на английском языке, или на языке места, куда вы едете его показывать, например, на тайском. Листов не должно быть много - сами знаете, что бывает при просмотре каталогов с картинками - через 25-30 листов уже зарубает. Лист должен быть максимально информативным. Лучше всего, если на нем представлен полностью один проект.
Никаких ч/б ксерокопий! Это сильно дешевит. Даже ч/б эскизы для портфолио должны ксериться на цветном копире. Только белоснежная бумага. Если сомневаешься в работе - лучше выбросить. Обязательно хороший чемодан. То, что первым выносится из дому при пожаре. (Мое портфолио мне обошлось в 3.500 долларов - (хе-хе, дело-то было в зажравшейся Швейцарии, так что ничего удивительного! - прим. dn) Никаких отпечатков пальцев на фотографиях! Листы рассматриваются только взятые за торцы. Фотографии - матовые, хорошего качества. Идеальная приклейка - все очень аккуратно надолго и крепко. Помните - по качеству изготовления портфолио можно судить о вашем отношении к работе.
Пару слов о технологических хитростях
Как точно приклеить несколько картинок на лист?
Берете, например в Corel-e, выставляете размер листа портфолио. После чего, компонуете каждый лист, помещая туда сканированный картинки. Потом распечатываете листы на ч/б 1:1 и, положив распечатку на подготовленные матовые черные листы, делаете в уголке каждой картинки укол булавкой. Немного работы - и у вас намечены реальные координаты для наклейки.
Как приклеить фотографии и эскизы на планшет?
Идете в нормальный магазин для дизайнеров и там покупаете специальный клей-спрэй производства 3M (что-то вроде смеси резинового клея и «Момента»). Тип 77 или Display Mount 400-500 ml стоят так нормально где-то рублей 600. Но вам хватит этого на 2 портфолио и еще останется. Требуйте инструкцию на русском (она есть, но каждому не дают). Внимательно прочитав, обязательно потренируйтесь. Сто пудов, с первого раза не получиться.
В двух словах технология такая: кладете фото лицом вниз на большой лист бумаги-черновика. С опытно подобранного расстояния распыляете оптимальным слоем этот клей-спрэй. Через минуту вы получаете фотографию-наклейку. Аккуратно отделив ее от бумаги (внимание на края!), позиционируете ее на намеченные координаты (см. выше) и, приложив, сверху через чистую тряпочку приглаживаете к картону. Все. Отходим и любуемся. Много нюансов, все требует опыта, так что один лист и несколько картинок вы точно завалите, поэтому обязательно имейте запасные.
Очень желательно, чтобы портфолио не было скрепленным, а состояло (или разбиралось) из отдельных листов. Чтобы его могли смотреть одновременно несколько человек. Могут присутствовать «живые» рисунки, но не обязательно - сейчас их вполне может заменить качественная цветная копия. Но если будут копии - всегда могут попросить оригинал, и на этот случай у вас в запасе должен быть он или красивая легенда о его отсутствии.
Кейс/папка с портфолио не должна быть слишком тяжелой - иначе вы запаритесь её таскать, особенно в костюме. Обычно интервью (см. ниже) посвящен целый день. Так что магний, титан и алюминий приветствуются.
Им надо гордиться! Запомните - при приеме на работу у вас есть 15 минут, чтобы создать впечатление. Из них 12 приходится на ваше портфолио.
А зачем? (глупый вопрос)
Портфолио дает общее впечатление о качестве ваших работ. Хотя, даже честно сделанное, оно все равно устаревает обычно за 1,5-2 года. То есть по мере появления новых работ. Так что желательно не помещать туда старые. Через несколько лет уже никого не интересует то, что вы делали в институте. Только очень хорошая работа может быть не новой. Работы обязательно должны быть разносторонние - ведь смысл всех этих танцев - продать себя подороже! Можно поместить туда сделанные вами интересные фотографии вообще не по теме, если вы уверены, что это будет в плюс.
И еще
Обязательно должен быть какой-то изюм, чтобы тебя запомнили, свой взгляд на вещи - я вот рисую теток рядом с машинами. Вот представьте, вы - директор Форда. Все есть. 150 тыщ крутых дизайнеров. Вы видите их рисунки каждый день и уже ничему не удивляетесь. Вот и подумайте, на что вас можно купить? То и всовывайте в портфолио!
Дополнительно
Перед походом на интервью лучше заранее собрать информацию и быть готовым к разным неожиданностям. Лучше никогда не обманывать! Запад не готов к обману. Если это выяснится, то к вам резко измениться отношение. Они сильно обижаются на обман. Дизайн-бизнес маленький, слухи разносятся быстро. Это к вопросу о включении чужих работ в свое портфолио.
Случай из жизни
Было это в 1995 году в Швейцари, в Арт-Центре, куда я приехал по Пирожковскому приглашению. Как-то он повел меня знакомиться с Клэр Халмос - управляющим директором колледжа. По причине плохого знания английского и непреодоленного на тот момент языкового барьера, Володя переводил наш разговор. Портфолио выглядело как большая папка с черно-белыми распечатками. (Вспомните в 1995 году, много ли было цветных принтеров и сколько они тогда стоили?)
Все внимательно посмотрев и выслушав, мне потом было передано краткое резюме встречи - И чего он тут вообще делает? Язык не знает, портфолио никакое... Ему надо не сидеть в библиотеке целыми днями, а гоняться за дизайнерами и требовать показать, как выглядит настоящее портфолио! И попытаться сделать такое же! И никакие аргументы типа Россия, совок, цветных принтеров нет, это дорого, информации нет, как должно выглядеть не знаю, их вообще не волнуют. Не знаешь - нечего соваться! Сиди тогда дома! Короче, вывод на всю жизнь - если ты куда-то едешь, ты должен соответствовать их требованиям.
Вот такой краткий курс молодого бойца-дизайнера, составителя своего первого портфолио.
CV
Читается как си-ви. Общепризнанное сокращение Curriculum Vitae (латынь) переводится как «Жизнеописание». Ближайший русский аналог - попахивающее канцеляритом слово «резюме». CV отличается от него внешним видом и немного другой структурой.
Итак, первой страницей вашего супер-портфолио должна быть именно CV. Плюс пачка CV-копий (give away) рядом, потому как обычно приходится оставлять 2-3 штуки.
Структура
Личные данные / Образование / Профессиональный опыт / Самостоятельная работа / Другая информация
Хронология может быть любая: Американская - обратная, Европейская - прямая. Человеко-часы, в которых обычно на западе меряют трудоемкость работ, можно не указывать - вы идете к профессионалам, которые сами видят, что стоит за каждой работой.
Вполне возможно для разных мест переписать CV, чтобы выделить качества, необходимые в каждом конкретном случае. Я даже видел в магазине «Английская книга» на Кузнецком мосту книгу «50 резюме». Там приводилось резюме одного человека для трудоустройства в 50 разных мест. Изобретательности авторов по корректировке этого резюме можно только позавидовать!
Внешний вид
Формат - железно один лист А4 (с одной стороны!). Или уплотняйте текст (но не меньше 8 кегля) или выкидывайте информацию, чтобы влезло все! Качественная бумага по умолчанию (даже для копий лучше не использовать стандартную офисную бумагу). Удивительно, но даже в CV Володи Пирожкова, у которого есть что написать, оно до сих пор умещается на лист А4.
Если у вас есть классная фотография или ваш рисунок-портрет - можете поместить его в CV. Это сразу придает определенный шарм простому листку с текстом.
В CV должна быть четко прослежена линия профессиональной активности. Любая дырка, например отсутствие внятной информации с 1994 по 96 год настораживает. Возникают мысли о неактивности. Лучше что-нибудь осторожно, но убедительно придумать. Неплохо написать про публикации ваших работ в журналах (если таковые имели место).
Обратите внимание на несимметричный перевод с русского на английский. Много тонкостей. Если есть знакомый европеец - настоятельно рекомендую показать ему, наверняка он найдет много ляпсусов.
Интервью
Попасть в хорошее (или нужное тебе) место на интервью непросто. Желающих - тыщи, и все послали портфолио. Если тебя пригласили - значит у тебя уже есть шанс, тебя выделили. Но помни, что кроме тебя еще будут 6 человек. Чтобы не про... - надо хорошо подготовиться. Когда ты приходишь - очень важно первое впечатление. Ты должен быть прилично и аккуратно одет. (То есть, то в чем чувствуешь себя комфортно, а вовсе не костюм с галстуком). На интервью обычно уходит один день. Не забудь пожевать Dirol, чтобы изо рта хорошо пахло. Не удивляйся, если тебя посадят напротив светлого окна, и лицо разговаривающего с вами человека будет почти не видно в контрсвете - это старая практика.
Чтобы знать, как разговаривать, нужно собрать максимум информации о том, куда ты идешь! Пользуйтесь интернетом, ребята! (личными связями, и советами Пирожкова! - прим. designet) При разговорах не произносите слова «проблемы» (особенно, что касается российских) - вас не поймут, или поймут неправильно.
Важно не говорить глупостей. Лучше промолчать. Все вопросы спросят сами. Можно специально создавать вид легкой задумчивости перед каждым ответом, но не переборщите, а то сочтут «тормозом». В ходе интервью можно с умным видом почеркивать в маленькой записной книжке какие-то заметки. Неплохо уже иметь хорошие часы (эх, кинем грустный взгляд на свой демократичный Swatch!), кожаные туфли. А не кроссовки. Директора обычно готовы к странностям дизайнеров - не беспокойтесь за свою серьгу в ухе - может ему такой панк и нужен. На интервью обычно одновременно присутствуют 2-3 человека - директор дизайна и директор подразделения + шеф по персоналу. Главное - произвести впечатление на директора дизайна. Полезно быть оригинальным.
Ты не должен затягивать интервью - обычно они сами дадут понять что оно завершено. Обычное окончание - предложение созвониться. Если вы им подошли - звонят, если нет - тоже, Извините, в настоящее время вакансий нет. Если появятся - известим (дудки!) Или пришлют письмо с отказом.
Важно, чтобы ты сошелся с коллективом (обычно небольшим). Команда - это номер 1. Хорошо если знаешь языки. Лучше если ты знаешь 3 языка, которые есть в команде.
Если ты идешь на интервью, они понимают, что не только к ним. Можно слегка поиграть - плизз, дайте быстрее ответ. Могут спросить, а ходили ли вы к другим? Да. А к кому? (Надо отвечать!)
Надо задумывать сразу несколько интервью. Возможен даже небольшой блеф, что у тебя уже есть реальное предложение с зарплатой в ХХ долларов. Как бы ни сложилось, необходимо всегда поддерживать хорошие отношения с теми, у кого был на интервью. Неизвестно, как сложится твоя работа.
Как резюме (вот тут это слово к месту!) пара советов:
1. Не надо выеживаться с работами - всегда надо думать, что есть кто-то круче тебя и они с ним уже говорили.
2. Не надо комплексовать - на самом деле у тебя тоже крутые работы.
Вопросы задавал Владимир Самойлов,
редактор Designet.ru
Designet благодарит Владимира Пирожкова за содержательную беседу.
Ницца, 2001, апрель