- На что должны быть направлены усилия специалиста, профессионально занятого в сфере средового дизайна?
- Наиболее четко задачи средового дизайна как особого вида проектной деятельности сформулированы в официально принятой концепции нашей кафедры. Это, так сказать, наша «хартия», текст которой я хотел бы привести дословно.
Итак, «Среда как объект проектирования представляет дизайнеру уникальную возможность прочувствовать и освоить целый спектр взаимосвязанных категорий. Рассмотрение каждой из них невозможно без осмысления целого, а это особенно ценно для вузовской подготовки дизайнера. Проектный анализ и системный подход, комплексное проектирование и совместная работа с другими специалистами, разработка концепций и составление программ, сценарное моделирование ситуации и художественный синтез - эти и другие формы работы в современном дизайне необходимы для проектирования среды. К тому же единственной мерой ее оптимальности всегда остается человек, что также соответствует назначению дизайнерской деятельности.
Дизайн среды в полном смысле возникает лишь при осмыслении человека в пространстве в реальном действии, для чего среда должна обладать эмоциональной информативностью, «отзывчивостью» по отношению к человеку. Именно в этой ситуации деятельность дизайнера как специалиста, участвующего в формировании среды жизнедеятельности человека, очень велика. Недостаточно «насытить» существующую или проектируемую пространственную ситуацию оборудованием, назначение которого -удовлетворение функциональных и эстетических потребностей человека, должна быть создана предметно-пространственная среда полифонического звучания, обладающая возможностью развития во времени и пространстве, гармоническая по отношению к человеку во всех проявлениях его жизнедеятельности».
Естественно, что такой комплексный подход к процессу оптимизации среды обитания человека требует от дизайнера владения целым рядом фундаментальных знаний и навыков. В учебной программе Строгановки всегда присутствовали и присутствуют живопись, рисунок и композиция, на которых строится образование студентов любых кафедр. Все студенты одинаково изучают проектирование, азы композиции, рисунок и живопись, историю искусств как дисциплины академического характера на протяжении всех лет обучения. Мало того, на каждой кафедре по предмету «Проектирование» специализация начинается сразу же, с 1-го курса.
- Существует ли в Строгановке специфика понимания самого средового дизайна?
- Да, конечно. Прежде всего - это представление об образе, как о главном связующем звене в отношениях «человек - среда» и «человек - жилище». В Строгановке образное начало главенствует. Мы поднимаемся изнутри, от образа, изначально сформировав его, и только потом создаем среду, в которой живет человек. Ведь именно благодаря этой среде человек попадает в тот или иной предметный мир, предметное пространство. Специфика строгановского средового дизайна, на мой взгляд, состоит в том, что у нас «во главу стола» поставлены не оболочки, не внешние категории, а внутренние - ассоциативно-образные и человеческие, поскольку мы сначала художники, а уже потом конструкторы и архитекторы. Другие вузы сначала отталкиваются от чертежей, коммуникационных схем и т.д., под которые уже потом создают какую-то картинку. Как видите, в Строгановке ситуация диаметрально противоположная, хотя и у нас присутствуют точные науки, например, начертательная геометрия, - все это нужно, но на основном предмете, на специализации, студенты занимаются в первую очередь поиском образного начала, в основе которого такое понятие, как «сценарий».
- Что значит «сценарий» применительно к обсуждаемой теме?
- Как было сказано выше, в концепции нашей кафедры, в данном случае речь идет о сценарном моделировании ситуации. Любая тематика предполагает наличие какого-то игрового начала в том, как человек живет в той или иной среде. То есть образ человека, присутствующего в конкретной среде, зависит от сценария, который студент-художник должен спроектировать под определенное задание. Сценарий - это и режиссура, что предполагает четкое представление о том, куда человек пришел, куда вышел, что он там будет делать, в какой одежде, для чего, и пр. От этого зависит средовое окружение и весь предметный мир. В качестве примера рассмотрим проект горного модуля. Там тоже был разработан свой сценарий. Сначала студенты придумали сценарий и режиссуру о... человеке. О том, сколько у него багажа, один он или это группа людей, какая это группа людей, как они доставляются в горы - на вертолете или своим ходом, что это за горы и из каких пород они могут состоять, да и вообще, горы это или песочные барханы.
- Получается, что на этапе проектирования, связанном с отработкой сценария, студент на время погружается в писательскую работу?
- Конечно, элемент писательского творчества присутствует. И в этом тоже есть своя интрига. Но главное заключается в том, что всю эту работу студенты делают в эскизах. То есть они создают визуализированный сценарий. И мы, преподаватели, общаемся с ними на этом визуальном языке. Вообще, мы стремимся к тому, чтобы наш процесс общения со студентами был максимально визуализирован. Когда они «входят в тему», они могут что-то наговорить словами, вербально. Но потом все их предложения рассматриваются в эскизах, кроках, клаузурах. Именно в эскизной форме они нам рассказывают, например, о том, что человек или группа людей, имеющих такое-то снаряжение, состоящее из таких-то рюкзаков, палаток такого-то типа и т.д., планируют совершить путешествие или восхождение в горы. Затем следует представить, каким образом они попадают в определенное место, на какой срок, сколько времени они будут проводить за тем или иным занятием, а сколько - отдыхать, как потом будет консервироваться сооружение, в котором они находились. Это и есть режиссура в том виде, в котором мы ее понимаем. И такой подход к тематике средового дизайна звучит в любом задании.
- Следовательно, обучение в Строгановке базируется на игровом и образном подходах к решению вопросов, связанных с организацией среды?
- Безусловно. Самое главное для нас - это триада: образ, сценарий, режиссура. На других курсах есть определенные задания, например, музыкальное звучание, театрализованное представление. Но это уже потом. Хотя, в принципе, это то же самое. Скажем, классическая музыка предполагает совершенно определенное наполнение интерьера, куда нельзя вводить, например, оборудование и конструкции в аиле «хай-тек» или компьютеры.
- Какие темы выносятся на дипломное проектирование?
- Несмотря на то, что наша кафедра относительно «молодая» - ей чуть более двух лет, на диплом выносятся все те же темы, что предлагались всегда применительно к дизайну. Перечислю их в соответствии с нашей программой, ибо мне кажется, что для целевой аудитории вашего журнала это может быть интересным.
Объектами проектных дипломных заданий нашей кафедры являются:
• элементы обеспечения и оборудования среды;
• элементы визуальной организации среды, средовые аксессуары (внутренние и наружные, отдельно стоящие, примыкающие и навесные, морфологически автономные от макроструктуры природных и архитектурных объектов);
• мобильные объекты микросредовой автономии и их элементы (пункты торговли, сервиса и др.);
• предметное обеспечение;
• экипировка и спецодежда.
Любопытно то, что в прошлом году на кафедре интерьера одна из дипломных тем формулировалась как «Проект интерьера торгово-пешеходного моста». В этом году та же тема, но уже со средовой спецификой звучит у меня на 5-ом курсе. Дело в том, что сейчас у нас есть реальный заказчик, который предложил нам большое количество чертежей и эскизов в связи с необходимостью создания инфраструктуры торгово-пешеходного моста на МКАД в районе Жулебино. Мост (и не один) построили, а чем его заполнить внутри никто не знает. В том числе и разработчики моста. Это я говорю в подтверждение того, что мы считаем единственно возможным, - начинать формирование среды изнутри, отталкиваясь от внутреннего образа, а не от внешней архитектурной формы, как это сейчас, к сожалению, практикуется.
- Вашей кафедре чуть более двух лет. Как обстоит дело с обкаткой программы кафедры?
- Обычно мы поступаем следующим образом: выдаем новое для нас самих задание группе студентов, которые выполняют это задание. Затем преподаватели вносят свои коррективы в студенческие работы, потом мы проводим просмотр, садимся, думаем, опять что-то корректируем, изменяем, дополняем. То есть наращиваем свой эмпирический опыт. При этом хочу сказать, что свою нишу мы уже заняли. И судя по отзывам, заняли прочно. К тому же отмечается постоянная потребность в специалистах по средовому дизайну, о чем свидетельствует высокий конкурс среди абитуриентов. Ведь то, чему мы учим на нашей кафедре, сложнее, но намного интереснее, нежели просто проектирование интерьера. На кафедре интерьера дается традиционное, классическое строгановское образование, когда учебные проекты выполняются на нескольких больших планшетах, с планами, развертками, окраской. А в средовом дизайне важна не многометровая окраска, а образное начало, умение мыслить четкими визуальными образами и визуальными знаками, что и привлекает к нам столько абитуриентов, причем не только из России и СНГ, но и из-за рубежа.
- Таким образом, можно смело говорить о том, что все образование на кафедре средового дизайна исходит от визуального знака как образа или от образа, превращенного в визуальный знак?
- Конечно. Прежде всего, надо найти образ, который продиктует решение проектной задачи в целом, определит все средовое наполнение и, в конечном счете, поможет организовать интерьер. Поэтому мы идем не от коробки, а от образа того, что происходит в этой коробке, от игрового, театрального шоу и т.д. По-моему, это намного интересней, чем просто оклеить стены новомодными обоями и настелить на пол ламинат.
В связи с этим нельзя не упомянуть и о стилевых константах. Уже на первом курсе студенты изучают различные стили, чтобы в дальнейшем, занимаясь уже профессиональной деятельностью, понимать, насколько важен стиль! Возможно, в работе вообще необходимо отталкиваться от стиля? Но их сейчас огромное количество, и каждый стиль предполагает собственное звучание, свое особое средовое наполнение. Поэтому средовой дизайн - это очень широкое направление в проектной деятельности.
Источник: Журнал "Технологии строительства" - 2003, №5