Ежегодный конкурс "Дизайн" организуется Союзом дизайнеров России. Начиная с прошлого года проводится в Сокольниках. Премирует лучшие отечественные дизайнерские разработки и продвигает их на Государственную премию в области дизайна.
В период застоя еще молодым человеком я был брошен на одного настоящего художника, который работал по транспорту. Он нарисовал картину с рабочим названием "Изделие СР-341-М (самоходный рельсоукладчик модернизированный)". Впоследствии полотно называлось "Утро БАМа". Оно изображало СР-341-М утром в тайге за работой в грозу. "Понимаешь, парень, я сразу решил, что будет утро, рельсы, быстро все нарисовал и вижу- не то. Не СР-341-М получается, а просто СР-341. Я на них давно руку набил, и вот они из меня лезут. Страшная это вещь - собственные штампы. Мусолю, мусолю, а все равно- не СР-341-М это. нет. Не то. И вот как-то утром выхожу, и гроза. Молния все высветила. И я увидел. Не поверишь - за два часа свет переписал, и картина моя была готова".
Времена изменились, и сегодня никто так не бьется над линиями самоходного рельсоукладчика. Если сегодня спросить любую опытную девушку из модного дизайнерского журнала, что важнее - этот рельсоукладчик или упаковка Yamamoto, она вам сразу скажет, что СР-341-М - это не секси. А сделать это секси стоит 5% стоимости БАМа. И так все думают, кроме Союза дизайнеров. Его председатель Юрий Назаров по-прежнему убежден, что главное в дизайне - это высокотехнологичные промизделия.
Эта позиция трагична в связи с тем. что нефть, газ и электроэнергия лишены художественной формы, а больше Россия ничего не производит. До прошлого года Союз дизайнеров проводил выставки вместе с "Экспо-парком" в ЦДХ, и партнеры насыщали пространство какой-никакой мебелью, светильниками и другими произведениями западного дизайна. Но честное сердце Союза дизайнеров не могло с этим смириться, и он ушел в дальний павильон Сокольнического парка, чтобы увидеть русский дизайн в чистом и незамутненном виде.
В принципе этот рискованный эксперимент подтвердил самые худшие опасения. Достаточно сказать, что дизайнером года оказался Андрей Чернихов. который вообще не дизайнер. Он хороший архитектор, а в этом году построил школу для аутичных детей в Москве, которая идет на Госпремию, но у него нет никаких дизайнерских изделий, кроме одного штучного дивана. Правда, очень большого - персон на двадцать.
Грустную картину спасал центральный пятачок павильона. Там стояли крупные изделия. Во-первых, самолет Су-38 (учебно-тренировочный). Во-вторых, ряд новых моделей "ВАЗа". И в третьих, "Камаз". Нет, нельзя сказать, что ОКБ "Сухой" бесконечно порадовал, но настоящий самолет- он всегда секси. Если же анализировать ситуацию, то следует признать, что "Сухой" заразился трагическим героизмом председателя Назарова. Они решили показать, что хотя сейчас проблемы, но над ними работают.
Раньше ОКБ "Сухой" выставлял свои истребители, и они были безупречны. Они ясно передавали образ современной войны, более похожей на компьютерную игрушку, где что-то куда-то со свистом проносится. Но в этот раз "Сухой" решил выставить свои гражданские изделия, и прежде всего этот Су-38 в натуральном виде. Бизнесмен, купивший эту машину для личного использования, должен переродиться в усатого летчика 30-х с масляным подтеком на лице и суровой романтикой во взоре, в кожаном шлеме с пришитыми наушниками и с пассатижами в кармане. Это был редкий пример выставочного стенда как самокритики. "Сухой" убедительно показал, что над гражданской авиацией они работали мало, запустили. Может, оно классно летает, но выглядит скорее "Запорожцем".
Но "КамАЗ" - тут есть чему порадоваться. Тут даже есть чему потрястись. Это тот самый "КамАЗ", который три раза выиграл ралли Париж- Дакар. Руководитель дизайн-программы "КамАЗа" Ольга Якубова поясняла мне в разговоре свою программу в следующих выражениях: "Ну, "Мерседес" нам давно не конкурент. Пя-тое-шестое место - это их потолок. Японцы, они еще могут на что-то рассчитывать. Но вообще, сегодня мы - лучший грузовик мире". Видимо, для того, чтобы появилось действительно оригинальное произведение русского промышленного дизайна, требуется что-то, чего вообще в мире не бывает. Гоночный спортивный грузовик - что-то как раз такое. Когда по шоссе со скоростью 190 км/ч летит это многотонное чудовище, сразу становится ясно. что это русский дизайн.
Образ этот дизайнеры "КамАЗа" на редкость грамотно провели по всей дизайн-программе. как полагается солидной западной фирме. Одежда пилотов, вымпелы, значки. фирменные бланки и так далее. Конечно, некоторая неожиданность образа иногда производит странные результаты. Например, по мнению Ольги Якубовой след шин "КамАЗа" на песке Сахары смотрится исключительно стильно, так что она размазала этот след подложкой по фирменному бланку. Один критик однажды написал про здание КГБ СССР, что фасад здания "передает образ физического раздавливания врага", - по идее такой бланк должен создавать образ физического размазывания адресата по песку. Но в принципе все грамотно - он немедленно отсылает к главному достижению фирмы, адресат понимает, что перед ним те, которые всех выставили в Сахаре, что создает у него правильную установку на общение.
А главное - настоящий русский дизайн, прямо связанный с образом России на Западе. Тут даже в модном журнале не скажут, что это не секси. Это тяжелое, жесткое русское секси. Жалко, что среди тяжелых танков не устраивают ралли. Мы бы тоже их выиграли и гордились бы их дизайном.
На фотографии: Этот "КамАЗ" трижды выиграл ралли Париж-Дакар. Теперь он признан самой стильной русской вещью 2000 года.
Лауреаты "Дизайна-2000":
Grand-prix "Виктория" - ОАО КамАЗ
Дизайнерская фирма года - АО АвтоВАЗ
Лучший предметный дизайн - самолеты Су-38 и Су-48 ОКБ "Сухой" Дизайнер года - Андрей Чернихов
Изделие года - фотоаппарат "Зенит КД" Красногорского оптического завода
Григорий Ревзин
© Коммерсант-Daily, №238,
20 декабря 2000 года.