Пилотируемые полеты в космос видимо еще довольно долго будут оставаться неким преодолением, вызовом, фронтиром. А если вы первопроходец, разве вам уместно думать о комфорте и эстетике? Поэтому вся космическая техника - это гимн функциональности. Главное в космическом корабле это надежность и эффективность!
Но наверное никто лучше космонавтов не знает насколько важным в длительном полете становиться продуманность эргономики и дизайн того или иного оборудования.
Выверенный с точки зрения функциональности, но неправильно скомпонованный пульт, может усложнить работу оператора. Оборудование кабины пилота, которое функционирует отлично, но представляет собой нагромождение кое-как покрашенного железа, тоже не способствует эффективной работе.
На предприятиях космической промышленности используются государственные стандарты, в которых определены требования к эргономике и технической эстетике. В конструкторских бюро функционируют лаборатории эргономики, следящие за тем, что бы в пилотируемых космических аппаратах человек мог более-менее комфортно жить и работать.
Однако, как можно «измерить красоту алгеброй»? Традиционно вопросами технической эстетики ведают дизайнеры. Вот этих-то специалистов в космической отрасли давно не было.
Патриарх отечественной школы внекорабельной деятельности Олег Семёнович Цыганков, имея давние связи с Московской художественнопромышленной академией им. Строгонова, когда-то работал совместно с коллективом ВУЗа над инструментами и оборудованием для ВКД. Эта работа продолжается и ныне.
В летно-испытательном отделе ГКБ РКК «Энергия», где базируются космонавты-испытатели Королёвской фирмы, возникла идея расширить круг задач, над которым могли бы потрудиться профессионалы от технической эстетики. Придумали творческий конкурс, написали положение о конкурсе, составили перечень возможных тем. Темы охватывали весь спектр проблем, начиная от организации рабочих мест космонавтов и до полетной одежды экипажей космических аппаратов. Поэтому и конкурс называется: «Дизайн рабочей, бытовой и предметной среды пилотируемых космических аппаратов». Мы самонадеянно предложили людям далеким от космонавтики подумать над проблемами, над которыми сами много работали и, по-видимому, уже потеряли остроту восприятия – «глаз замылился». Тем удивительнее и приятнее для нас было получать высококачественные, как по исполнению, так и по содержательной части, конкурсные работы, основанные только лишь на onlineконсультировании с нашей стороны.
Начав конкурс 16-го ноября 2009 года, 30 июня 2010 года мы уже подводили итоги и провели церемонию награждения лауреатов.
При анализе присланных работ мы разделили их на несколько основных групп:
– работы готовые к скорому внедрению;
– работы, содержащие технически и технологически реализуемые идеи;
– концептуальные работы.
Поделив таким образом конкурсные заявки, мы сразу смогли определить финалистов и распределить призовые места.
Первую премию получил коллектив дизайнстудии «Промграфика» из Нижнего Новгорода за работу над модернизированным пультом космонавта транспортного корабля «СОЮЗ-ТМА» . Коллектив студии под руководством опытного специалиста в области промышленного дизайна Игоря Хлутчина сумел минимальными средствами придать существующему ныне оборудованию спускаемого аппарата «СОЮЗа» единое стилевое решение и современный вид.
На конкурс, дизайн-студией «ПромГрафика» (г.Нижний Новгород), было предложено несколько проектов:
- модернизация пульта управления спускаемым аппаратом космического корабля «Союз-ТМА»;
- фирменный стиль отряда космонавтов РКК «Энергия», включая знаки отличия и форму одежды космонавтов;
- несколько вариантов ручки управления космическим кораблём.
Проектирование осложнялось отсутствием технических заданий по каждой теме. Пришлось самим анализировать исходную информацию, поступающую от космонавтов с которыми к этому времени у нас сложилось деловое сотрудничество — консультации нам давались по телефону и электронной почте. От Заказчика нас консультировали космонавт-испытатель Марк Серов и командир отряда космонавтов РКК «Энергия», лётчик-космонавт, Герой России Юрий Усачёв.
С нашей стороны над проектами работали все сотрудники дизайн-студии «ПромГрафика»:
Владимир Хлутчин - ведущий дизайнер, член Союза дизайнеров России; Владимир Русов - 3D моделлер, Марина Хлутчина - дизайнер-график, Илья Быков - дизайнер-стажёр.
Всю работу координировал Игорь Хлутчин - главный дизайнер, директор студии, председатель Нижегородского Союза дизайнеров России.
При подведении итогов конкурса, два проекта — фирменный стиль и пульт управления спускаемым аппаратом были рекомендованы к внедрению в производство.
Свою задачу в этом конкурсе мы выполнили — показали потенциальные возможности своей дизайн-студии, как надёжного партнёра по совместной работе в рамках создания перспективных проектов космической техники.
Вторую премию получила очень интересная работа выпускницы Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, ММФ кафедра «Автоматы», Екатерины Павловой. Екатерина предложила использовать сотовую конструкцию из легкого, технологичного материала в качестве основы для образования интерьера спускаемого аппарата транспортного корабля «СОЮЗ».
Такой подход позволяет с минимальными изменениями в технологии изготовления космических кораблей получить массу преимуществ. Например, придать внутреннему интерьеру эстетичный современный вид, обеспечить места хранения для различных грузов и оборудования, использовать соты как основу для средств фиксации и как защиту для штатного оборудования и арматуры кабины от случайного воздействия.
Спускаемый аппарат модифицированного космического корабля «Союз»
Проект: Екатерина Павлова
Спускаемый аппарат – единственная часть корабля, возвращаемая на Землю по завершении полета. Это та тесная капсула, в которой экипаж из трех человек проводит большую часть полета (протяженностью более 26 часов) и в ней же возвращается на Землю.
Во время выхода на орбиту и стыковки с МКС космонавты зафиксированы в креслах, в оcтальное время – свободно перемещаются внутри капсулы.
Основным элементом предлагаемой концепции является объемно-пространственная сотовая структура, покрывающая (охватывающая) всю внутреннюю поверхность спускаемого аппарата. Она может быть выполнена из различных вспененных полимеров и, являясь упругой, способна защитить оборудование, космонавтов (во время их нахождения вне кресел в условиях невесомости) и их ценную экипировку от ударов и повреждений.
На внутренних торцах всех сот располагаются ремешки, за которые космонавты могут цепляться руками или ступнями ног (как за поручни) для комфортного передвижения и фиксации внутри капсулы.
Данная структура позволяет создать новый запоминающийся образ, не прибегая к перекомпоновке существующих элементов.
Одни соты окружают ценное оборудование, в других располагаются осветительные приборы, а в некоторых находятся емкости для хранения предметов. Предусмотрены несколько видов емкостей. Это и жесткий «бардачок», и затянутая синтетическим материалом полость соты, которая открывается при расстегивании молний. Освещение осуществляетcя при помощи двух встроенных в соты светильников с регулируемой яркостью и цветом.
Третью премию пришлось присудить сразу трем финалистам, настолько они были близки по своему уровню.
В первую очередь хочется отметить работу Натальи Поскребышевой, так же студентки Санкт-Петербургского политеха, ММФ кафедра «Автоматы». Наташа проделала титаническую работу по созданию «с нуля» трехмерной модели Служебного модуля РС МКС. Она настолько погрузилась в тему, что когда в музее космической техники РКК «Энергия» её провели в Базовый блок ОК МИР, однотипного Служебному модулю, Наташа воскликнула, – «Вот где я спала почти три месяца!».
Основная идея работы Поскребышевой это объединение пространства модулей космической станции посредством системы многофункциональных поручней, которые не только помогают космонавтам закрепиться в любом положении, но и создают визуальное и геометрическое единство пространства модуля. Кроме того, эти поручни выполняются из прочного пластика, способного при определенных условиях светиться разным цветом, обозначая трассы движения экипажа при слабом или отключенном освещении отсека.
Служебный модуль РС МКС
Проект: Наталья Поскребышева
Служебный модуль «Звезда» является основой российского сегмента Международной Космической Станции. Он обеспечивает деятельность экипажа численностью до 6 человек и управление станцией. На этапе развертывания МКС он являлся базовым модулем всей станции, основным местом для жизни и работы экипажа. Конструктивно, «Звезда» состоит из четырех отсеков: переходного отсека, рабочего отсека, промежуточной камеры и агрегатного отсека. Рабочий отсек предназначен для размещения систем и оборудования, для жизни и работы экипажа. Панели интерьера отделяют жилую зону от приборной. Жилые помещения оборудованы средствами обеспечения жизнедеятельности экипажа. В зоне малого диаметра находится центральный пост управления станцией с блоками контроля и аварийно-предупредительными пультами. В зоне большого диаметра имеются две персональные каюты, санитарный отсек с умывальником и ассенизационным устройством, кухня, рабочий стол со средствами фиксации, медицинская аппаратура, тренажеры для физических упражнений и небольшая шлюзовая камера для отделения контейнеров с отходами.
Валерия Веселова, выпускница кафедры «Автоматы» Санкт-Петербургского политехнического университета представила работу «Установка искусственной гравитации». Данная установка, по сути, является спортивным тренажером и средством профилактики воздействия невесомости. По-моему ещё никто не смотрел на проблему создания центрифуги короткого радиуса для длительных космических полетов под этим углом зрения.
Установка искусственной гравитации
Проект: Валерия Веселова
В земных условиях на тело человека действует сила тяжести, благодаря этому человеческий организм постоянно находится под определенной нагрузкой. Когда человек на длительное время попадает в условия невесомости, нагрузки исчезают и организм, приспосабливаясь к новой среде избавляется от «ненужных»: кальция, фосфора, натрия и других важных элементов. Костная структура без постоянной нагрузки постепенно начинает разрушаться. Поэтому на космическом корабле важно создавать искусственную нагрузку и искусственную гравитацию. В данном проекте искусственная гравитация создается за счет использования центробежной силы, величина которой максимально приближена к земной и действует также, как на Земле – от головы к ногам. Таким образом, условия пребывания человека в космосе приближаются к земным.
На такой установке космонавт может также тренировать мышцы ног и рук, используя тренажеры. Встроенные в шлем-маску сенсорный экран и аудио система позволяют одновременно с тренировкой прослушивать любимую музыку, смотреть видео или получать on-line трансляции с Земли. Ведь пользоваться такой установкой можно несколько часов подряд, и пока скелет человека восстанавливается, сам человек может просто отдыхать, установив спинку кресла в лежачее положение. Все узлы в данной установке легко поддаются настройке, поэтому пользователь сможет подобрать максимально удобное для себя положение кресла. В будущем, подобные установки позволят не только сохранять здоровье космонавтов, но и позволят им, находясь в космосе, чувствовать себя также комфортно, «как дома».
Ещё один финалист, Санал Галушкин из Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, представил концепцию создания космических станций, отличную от общепринятой. Но более интересными в работе Санала оказались детали. Сам того не ведая он натолкнул нас на ряд перспективных идей, которые ещё ждут своей реализации.
Когда результаты конкурса 2010 года были подведены, мы получили ещё одну работу, не сказать о которой нельзя. Выпускник всё того же Санкт-Петербургского политеха, ММФ кафедра «Автоматы», Кондрашин С. В. представил продуманную и не лишенную изящества проработку интерьера нового пилотируемого корабля «РУСЬ». Используя только открытые источники информации о проекте, автор представил очень интересный и полезный для дальнейшей работы над проектом нового корабля материал.
От организаторов конкурса хочется сердечно поблагодарить участников и финалистов. Наша работа не окончена. Благодаря конкурсу мы смогли найти партнеров для долговременного сотрудничества в деле технической эстетики и эргономики пилотируемых космических аппаратов.
Источник: N14 2010 ДИЗАИНФОРМ
(Впервые этот материал по конкурсу «Космос» был опубликован в журнале: «Новости космонавтики» №9,сентябрь, 2010 год, автор Марк Серов.)
30.06.2010. РКК "Энергия" им. С.П. Королёва,
г. Королёв Московской области
В Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королёва состоялось награждение победителей первого этапа творческого конкурса "Дизайн рабочей, бытовой и предметной среды пилотируемых космических аппаратов". Отборочный тур проводился в период с 16 ноября 2009 года по 1 мая 2010 года.
Организаторы конкурса - Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) и отряд космонавтов РКК "Энергия" им. С.П. Королёва.
Он проводится для привлечения талантливых молодых дизайнеров, конструкторов, инженеров-разработчиков к созданию новых конструкторских разработок в области пилотируемой космической техники.
Победителями первого этапа конкурса стали:
Игорь и Владимир Хлутчины (дизайн-студия "ПромГрафика", г. Нижний Новгород) - первое место;
Екатерина Павлова (Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет) - второе место;
Наталья Поскребышева (Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет), Санал Галушкин (Санкт-Петербургская Художественно-Промышленная Академия им. А..Л. Штиглица), Валерия Веселова (Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет) - третье место.
В музее Корпорации финалистов конкурса приветствовали: начальник отдела летно-испытательного центра РКК "Энергия", инструктор-космонавт-испытатель Ю.В. Усачёв, директор по персоналу РКК "Энергия" М.В. Комаров, главный научный секретарь Корпорации А.В. Лукьяшко и космонавт-испытатель РКК "Энергия" М.В. Серов. Победители конкурса представили свои работы. Затем состоялось их награждение. В завершение участники мероприятия ознакомились с экспонатами музея и поработали на тренажере ручного управления сближением космических аппаратов.
Конкурсные проекты с разрешения авторов будут использоваться в рамках работ по перспективным космическим программам. Кроме того, финалисты автоматически становятся участниками "Зворыкинского проекта" и "Инновационного конвента-2010".
Источник: http://www.energia.ru/ru/news/news-2010/news_06-30.html
Условия конкурса были такие
ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ
1.ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА.
1.Поиск новых идей, концепций и проработок в области художественного конструирования рабочей и бытовой среды пилотируемых космических аппаратов.
2.Создание предпосылок для использования современных технологий, материалов, инновационных технических решений в реализации перспективных космических программ, в части художественного конструирования интерьеров пилотируемых космических аппаратов, средств поддержки деятельности, организации быта и отдыха экипажей, наземной подготовки.
3.Реализация образовательной функции Отряда космонавтов, формирование интереса к участию в перспективных космических программах у молодежи и студентов.
2.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНКУРСНЫМ РАБОТАМ.
Конкурсные работы должны содержать:
- Законченную, обоснованную концепцию в рамках выбранной темы, кратко изложенную в реферате к работе.
- Визуализацию работы (графические материалы, компьютерные изображения, презентации, мультимедийные программы и т.д.)
Конкурсные работы могут содержать:
- Развернутое изложение конкурсной работы в текстовом формате.
- Макеты, модели и готовые изделия по выбранной теме.
3.КОНСУЛЬТАЦИИ, СОДЕЙСТВИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ ВХОДНЫХ ДАННЫХ.
1.Организаторы гарантируют проведение любых консультаций, дистанционно (Интернет, Е-mail) и явочным порядком (встречи, экскурсии, ознакомление с образцами космической техники и полетного оборудования).
2.Организаторы обеспечивают передачу конкурсантам материалов по тематике Конкурса (за исключением материалов конфиденциального характера)
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА.
1.Организаторы заинтересованы в длительном, поэтапном сотрудничестве с конкурсантами и организациями ими представленными. В силу этого, сроки окончания Конкурса не назначаются.
2.Объявление и награждение победителей Конкурса будет осуществляться по мере поступления достаточного количества конкурсных работ.
3.Результаты Конкурса и конкурсные работы (с разрешения авторов) будут опубликованы в средствах массовой информации и использованы в рамках работ по перспективным космическим программам.
5. НАГРАЖДЕНИЕ.
1. Победители конкурса будут поощряться ценными призами и денежными премиями.
2. О месте проведения награждения Организаторы будут сообщать дополнительно.
6. КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
141070 МО г. Королёв, ул. Ленина 4а, Ракетно-космическая Корпорация «ЭНЕРГИЯ» им. С.П. Королёва, Отряд космонавтов.
Тел.: 513 - 6001, 513 - 6566
E-mail: mark.serov (собака) rsce.ru
astronms (собака) hotmail.com
Контактные лица:
Серов Марк Вячеславович
Усачев Юрий Владимирович
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Перечень предполагаемых тем для конкурсных работ
1. Интерьер спускаемого аппарата и бытового отсека модернизированного ТПК «Союз»
- организация рабочих мест космонавтов в спускаемом аппарате (СА),
- организация бытовой зоны и зоны отдыха в бытовом отсеке (БО),
- организация мест размещения грузов в СА и БО,
- материалы, цветовая гамма, освещение и т.п.
2. Интерьер перспективных многоразовых транспортных систем
- организация рабочих мест с разделением пассажирской и экипажной зоны,
- организация бытовой зоны и мест хранения грузов с учетом численности экипажа (до 6-и человек) и длительности полета (до 15 суток),
- материалы, цветовая гамма, освещение и т.п.
3. Интерьер модулей космической станции
- организация рабочих мест, зон отдыха, хранения грузов и универсальных мест размещения научной аппаратуры, с учетом длительности полета модуля (до 20 лет) и возможности переоборудования в полете,
- материалы, цветовая гамма, освещение с учетом устойчивости к длительному применению,
4. Органы ручного управления космических аппаратов (КА)
- пульты управления
- принципы построения,
- эргономика,
- новые технологии,
- отказоустойчивость и защищенность от экстремальных воздействий,
- способы ручного ввода информации;
- дисплейные форматы
- обеспечение интуитивно понятного интерфейса,
- возможность многоуровнего управления (команда - циклограмма - режим),
- исключение возможности потери экипажем важной информации,
- наглядность отображаемых процессов.
- ручки управления
- простота управления и соответствие физике полета
- эргономика
- универсальность для различных этапов полета (стыковка, построение ориентации и маневр, спуск с орбиты)
5. Инструменты для работы внутри герметичных отсеков и при внекорабельной деятельности на поверхности орбитальных комплексов и небесных тел.
6. Приборы и оборудование для использования на борту ПКА
- персональная электроника
- КПК/PDA,
- переносные рабочие места (лэптоп, планшетный ПК и т.п.),
- средства голосовой связи (гарнитура);
- аудио- видео-аппаратура
- репортажная съемка,
- фото- видео- документирование выполняемых работ,
- психологическая разгрузка экипажа;
- средства профилактики и медицинского контроля
- датчиковая аппаратура для записи медицинских параметров,
- аппаратура сбора и анализа биологических образцов,
- бортовая аптечка и средства оказания первой помощи,
- спортивные снаряды для условий невесомости.
7. Полетное снаряжение и средства поддержки экипажа
- средства и методы психологической разгрузки экипажа,
- полетная одежда,
- средства приема пищи и обеспечения гигиены,
- средства фиксации космонавтов на рабочих местах и в зоне отдыха.
8. Обеспечение наземных тренировок и рабочей деятельности космонавтов
- повседневная, тренировочная и парадная одежда,
- корпоративный стиль отряда космонавтов,
- персональная электроника и коммуникационные устройства,
- интерьер офиса отряда космонавтов и офисное оборудование.
Дополнительно от редакции Designet
Если кому-то реальный дизайн пульта-победителя от компании"Промграфика" покажется грубым и недизайнерским, ниже мы показываем нынешнее состояние интерьеров и пультов российских станций.
Реальные фото космонавтов с сайта moonrainbow.ru - интерьер работающей станции на орбите.
А также фотографии из личного архива Designet с поездки в Центр подготовки космонавтов "звездный городок" - макет космической станции.
Общий вид зала с макетами кораблей.
Пара дополнительных объектов (внутри них мы не были).
Суровый общий вид интерьера космической станции, не отягощенный космическими реалиями (см . выше, насколько летающий объект отличается от стоящего на земле).
Нашим гидом был Сергей Крикалев, начальник ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина", Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, летчик-космонавт СССР, проведший в космосе больше всех - 803 дня. Человек, который знает юзабилити интерьера космической станции не понаслышке :-)
Как видите - космическая эстетика далека от фантастики. Обычный советский военпромовский функционализм, спроектированный в 60-х годах прошлого столетия. Наверняка, на тот момент соответствовал духу времени и техническим достижениям. Сейчас - что ни сделай - будет круче и современней. Вообщем - поле деятельности непаханное. Посмотрим, куда все двинется и помогут ли нашей пилотируемой космонавтике результаты этого конкурса.
Редакция Designet