Подведены итоги конкурса дизайн-проектов «Карьерные самосвалы 2020–2030», инициатором которого выступили журнал «Наука и инновации», Центр карьерной техники Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, Ассоциация правообладателей интеллектуальной собственности (АСПИС).
В приветственном слове от имени оргкомитета конкурса Жанна Комарова, главный редактор журнала «Наука и инновации», поблагодарила руководство «БеЛАЗа» и особенно службу генерального конструктора завода за интерес, проявленный к идее проведения конкурса, подобных которому в Беларуси еще не было. Организаторы и члены жюри однозначно заявили о том, что работы, поступившие на конкурс, превзошли их самые смелые ожидания.
Перед конкурсантами стояла непростая задача – найти концептуальное дизайнерское решение и развить конструкцию перспективного карьерного самосвала БелАЗ грузоподъемностью 30–36 т на 2020–2030 гг. Опираясь на представленный прототип, которым стал карьерный самосвал БелАЗ-75440, необходимо было создать его новый образ. Если учесть, что это транспортное средство предназначено для перевозки горной массы и других сыпучих грузов в открытых месторождениях по сложным технологическим дорогам в различных климатических условиях эксплуатации, увидеть которое можно было только на картинках, то становится понятной сложность работы. Ведь в карьерах дизайнерам не доводилось бывать. Трудность состояла и в том, что необходимо было не просто нарисовать эскиз, а создать трехмерную модель самосвала. А это значит, что авторы должны в совершенстве владеть моделированием в форматах 2D и 3D.
К поиску образа будущего карьерного самосвала подключились профессиональные промышленные дизайнеры, студенты профильных учебных заведений. Всего на конкурс было подано 42 проекта из Беларуси, России, Украины и Армении, Казахстана. Работы поступили из таких городов как Минск, Витебск, Санкт-Петербург, Тольятти, Нижний Новгород, Алексеевск, Москва, из Сумской и Свердловской областей Российской Федерации, Киева, Ванадзора (Армения) и др. Семь из них принадлежали девушкам-дизайнерам.
Жюри конкурса, представители научно-технического совета «БелАЗ-Холдинг», при предварительной оценке проектов выделили 10, вызвавших наибольший интерес с их стороны, и пригласили авторов к очной презентации. Композиционное и стилевое решение, функциональность конструкции, ее безопасность и технологичность, качество построения трехмерной модели – те критерии, по которым давалась оценка эскизов.
Чествование победителей прошло 17–18 апреля 2014 г. в Минске.
Александр Егоров, генеральный конструктор – начальник научно-технического центра «БелАЗ-Холдинг», в приветственном слове участникам отметил, что сегодня в условиях конкурентной борьбы за покупателя карьерный самосвал, кроме своих сугубо функциональных свойств, обязан обладать еще и дизайнерским образом, отличным от других. Надо заметить, что конкурсантам удалось, пусть не в целом, но по некоторым узлам, предложить новые концептуальные решения.
Призовой фонд в 20 млн руб. разделили между собой три лучших работы.
Первое место жюри присудило Кириллу Гаврилину из Тулы, Дмитрий Желток из Минска занял второе место, а екатеринбуржец Владимир Чепуштанов – третье. Их проекты были наиболее жизнеспособными, учитывали специфику работы карьерных самосвалов и больше остальных отвечали возможностям ОАО «БелАЗ».
Среди номинантов конкурса были работы Дениса Бабия, Андрея Заболотного, Александра Жуковского, Владимира Лашука, Алексея Тумащика и Екатерины Тамашовой.
ПЕРВОЕ МЕСТО
Кирилл Гаврилин презентует свой проект.
«Я старался сделать такой проект, который будет возможно реализовать на практике с учетом оборудования и особенностей производства на Белорусском автомобильном заводе. Поэтому моя работа не концептуальная и, скорее, больше стилизованная. Я стремился придать образу динамичность», – отметил на защите Кирилл Гаврилин. Источником вдохновения послужили динамика суперкаров и пластика биологических аналогов. Свой концепт он назвал «Шмель» и постарался придать модели мощный, целеустремленный вид, с оригинальной формой капота в виде трапеции. Боковые «жабры» служат для отвода горячего воздуха из-под капотного пространства. Характерные передние светодиодные фары расположены высоко. Решетка радиатора наподобие пчелиных сот представляет собой распашные двери для доступа к двигателю и агрегатам. Выразительная линия наклона капота органично переходит в подоконную линию кабины, создавая неповторимую игру света и тени. Дверь открывается против хода движения. Самосвал оборудован видеокамерами панорамного обзора.
ВТОРОЕ МЕСТО
Студент Белорусской государственной академии искусств Дмитрий Желток при разработке своего концепта отталкивался от серийной модели самосвала БелАЗ-75440. Он внес изменения почти по всей фронтальной части автомобиля, которые могут увеличить эффективность этой техники при работе в карьере. Автор много внимания уделил расположению органов управления, увеличил обзор оператора за счет большего остекления. Индивидуальный внешний вид, с продуманным расположением и доступом всех агрегатов и узлов – таков концепт его работы. Помимо приза за второе место, проект Желтка в скором времени получит патентную защиту, обеспечение которой возьмет на себя ООО «ТРИИН». Евгений Пак, директор по развитию Ассоциации правообладателей интеллектуальной собственности, вручил ему свидетельство на проведение патентования.
ТРЕТЬЕ МЕСТО
Владимир Чепуштанов, студент Уральского федерального университета, при работе над своим самосвалом ориентировался на модели БеЛАЗов 1970-х годов, в которых простые геометрические формы создают гармонию и, в тоже время, прибавляют автомобилю мощи. Глядя на его работу, создается впечатление, что Владимир пошел по пути Микеланджело Буонарроти. Как-то великий итальянский мастер на вопрос о том, как он создает свои скульптуры, ответил: «Я беру камень и отсекаю от него все лишнее». Особое внимание конкурсант уделил безопасности водителя. «Очень хотелось сделать качественный дизайн, который, с одной стороны, сочетал бы в себе уже известные нам конструкторские плюсы прошлых лет и мои небольшие полезные технические новшества, а также способствовал бы формированию запоминающегося эстетического образа. Ведь красота имеет место и в карьере», – сказал Владимир Чепуштанов.
ОТМЕЧЕННЫЕ ПРОЕКТЫ
Проект Александра Бабича из Харькова был отмечен как самый креативный. «Перед тем как создать БелАЗ 2030 года, я решил, что нужно представить себе это время, понять, каким может быть тот мир», – с этих слов дизайнер начал представление своей работы. «BELAZ COSMO» состоит из двух условных модулей, способных работать как единым механизмом, так и порознь. Это непосредственно сам самосвал и его кабина, которая, по сути, является самостоятельным транспортным средством повышенной проходимости, с борта которого происходит управление самосвалом (кабина может находиться как на самом самосвале, так и возле него, или даже на удаленном расстоянии), при этом изображения с видеокамер самосвала транслируются на панорамное стекло кабины. COSMO также может работать в режиме колонны, в котором ведущий самосвал управляет следом идущими беспилотными машинами. Работа Александра получила специальный приз от Объединенного института машиностроения НАН Беларуси. Вручая его, директор института Андрей Дюжев пожелал конкурсантам успехов и пригласил к себе на работу.
В свою очередь Александр Егоров прокомментировал, что беспилотные БелАЗы – не такое уж далекое будущее: если завод получит заказ на такие машины, то выполнит его в течение года, технология уже отработана. Автозавод имеет решение революционного самосвала, где кабина – лишь опция.
Кстати, чистым беспилотником является проект, представленный Александром Жуковским. Философия концепта его самосвала была создана под девизом «Жизнь не повторяется, щадить ее нужно» (Антон Чехов). Автор пытался решить проблему безопасности за счет беспилотного управления «тяжеловесом». Управление осуществляется при помощи камер, установленных по периметру самосвала. Поскольку кабины у такого транспортного средства нет, то появилась возможность увеличить его грузоподъемность. Собственное видение автономного БелАЗа представил и Сергей Князев, который использовал в своем проекте «умных» помощников, интегрировав камеры, элементы робототехники в систему вождения и парковки машины.
Эскиз Дениса Бабия также содержит элементы автопилота. Его БелАЗ может управляться автономно и с участием водителя. В беспилотном режиме кабина, состоящая на 80% из углепластика и других полимерных материалов, становится трансформируемой, а значит, ее можно сложить и при необходимости освободить пространство для груза, увеличив объем кузова на 25–30%. Его машина выполнена в духе функционализма и рационализма.
Отдельно хочется отметить работу Тиграна Харатяна, хотя она и не вошла в число призовых. Используя основную цветовую гамму БелАЗа, желтую, он предложил добавить люминесцентную синюю краску, обеспечивающую хорошую видимость грузовика при неблагоприятных погодных условиях, и черную кабину водителя, что создает контрастность, немонотонность и придает самосвалу современный внешний вид. Инновацией было и его предложение поставить цветовые датчики загруженности на передних колесных арках, позволяющих машинисту следить за загруженностью кузова.
Надо заметить, все работы имели свою изюминку, что говорит о творческом и вдумчивом подходе претендентов.
И напоследок - экскурсия на завод.
В завершение конкурса для всех участников была организована экскурсия в Жодино на предприятие «БелАЗ», где они посетили музей и испытательный полигон. Памятным для конкурсантов останется экскурсия по музею, которую проводил Герой Беларуси, генеральный директор БелАЗа с 1992 по 2007 г., один из самых ярких представителей завода и страны – Павел Лукьянович Мариев. Его трудовой путь неразрывно связан с этим гигантом, где он начинал в 1959 г. с должности техника-технолога, а затем – заместителя главного технолога, заместителя главного инженера, главного инженера, и так до 1991 г. – до назначения гендиректором производственного объединения «БелАЗ». Его рассказ о каждом созданном на заводе самосвале – это рассказ о всей его жизни.
Закончилась поездка на «БелАЗ» тест-драйвом, когда дизайнеры смогли не просто воочию увидеть знаменитый белорусский тяжеловес – 360-тонную машину, но и прокатиться на прототипе конкурса – БелАЗе-75440, образ которого они создавали.
Хочется поблагодарить всех, кто принял участие в конкурсе, пожелать творческих успехов и пригласить на выставку работ, которая открылась в НАН Беларуси и на сайт 3info.by, где можно будет увидеть проекты конкурсантов.