На самом деле, вторая часть цюрихского репортажа (первую читайте здесь) практически ничем не будет связана ни с Electrolux, ни с конкурсом DesignLab 2008, за исключением того, что именно его организаторы устроили Secret Design Tour, о котором пойдет речь. За что им огромный респект – эта часть программы мероприятий оказалась едва ли не самой интересной. Для тех, кто на нее смог попасть. Но обо всем по порядку…
Дело в том, что между защитами проектов (утром) и объявлением победителей (вечером) предстояло еще взять интервью у членов жюри. Я, например, заранее, еще в Москве, записался на несколько вопросов к Иву Беару. И вдруг, уже на месте, всех ждал приятный сюрприз – «секретный дизайн-тур». Куда? Что там будет? Организаторы молчали как партизаны на допросе: сказали «секретный», значит, секретный. Намекнули только, что поедем то ли в одну, то ли в несколько дизайн-студий.
Потом всплыло еще одно обстоятельство, поставившее журналистов буквально в позу буриданова осла: секретный дизайн-тур и интервью запланированы одновременно. Т.е. пришлось выбирать: или общаться со звездой дизайна, или отправится в интригующую неизвестность. Большая часть журналистов уже не могла изменить своих планов (публикация в номер уже запланирована, и никуда не денешься) – они, кусая локти, остались брать интервью. Я же решил так: все равно с тем же Беаром по-человечески пообщаться не удастся – вон сколько на него желающих, для каждого, дай бог, пара минут будет выделена на вопрос-ответ. В конце концов, его интервью в сети и без моего хватает. А вот понаблюдать швейцарских дизайнеров в ареале их обитания – намного интереснее. И, к счастью, не прогадал.
Секретный маршрут был раскрыт только в автобусе, по пути к цели: мы едем не просто в дизайн-студию, а в производственно-дизайнерскую компанию Freitag. Многие наверняка знакомы с ее продукцией – культовыми сумками, сделанными из б/у автомобильных тентов, велосипедных камер и ремней безопасности. Сама идея подобного рецайклинга не то чтобы сильно нова, но неубиваемость этих сумок, продуманный до мелочей дизайн, широкий асортимент и – главное – неповторимое цветовое решение и индивидуальность каждого экземпляра сделали их настоящим хитом в Европе. В том же Цюрихе буквально на каждом шагу можно встретить пешехода или велосипедиста с сумкой Freitag.
«Едем на производство? Значит, куда-нибудь далеко за город» – была первая мысль. Однако, всего лишь через 10 минут пути от центра мы остановились вот в таком замечательном месте. В Цюрихе промзоны, конечно, тоже перестраивают в офисные и торговые центры. Но, оказывается, далеко не все. Многие сохраняют свое первоначальное значение.
А так это выглядит внутри. Сверху, на втором этаже находится дизайнерская часть, куда гостей не пустили: секретно.
На этом стенде демонстрируется, что и из какого сырья делается.
Основное сырье – автомобильные ПВХ-тенты – приходит сюда вот в таком виде. Кстати, их не подбирают на помойке, а покупают у грузоперевозчиков.
Затем его кромсают на крупные куски и сортируют вот такие суровые ребята…
… потом эти куски отправляются в недра промышленных стиральных машин, чтобы быть отмытыми до блеска…
…а затем – на склад, где они будут тщательно отсортированы по цветам.
Что происходит дальше? С помощью вот таких удобных прозрачных шаблонов рабочие выкраивают заготовки для сумок.
Работа отнюдь не тупая – шаблон надо приложить так, чтобы из имеющегося материала выбрать самые графически эффектные куски. Но и о минимизации отходов здесь тоже не забывают.
Затем за дело принимаются швейные машинки, которые не попали в объектив фотоаппарата – наверное что-то отвлекло в тот момент. Готовая продукция чуть дальше сортируется по моделям и цветам.
Образец из каждого цветового сочетания каждой модели обязательно фотографируется – в конце производственной цепочки находится специальный мини-павильон для съемок! Это нужно для оперативного изменения информации на сайте. И для учета, конечно.
Для отправки в магазины формируется и упаковывается максимально разнообразный цветовой микс для каждой модели. Причем тех цветов, что продаются лучше, добавляют больше – компания ведет тотальную статистику по всем продажам.
А в таких картонных боксах сумки будут ждать покупателя в магазине.
На этом прогулка по цеху закончилась. Нас уже подпирала вторая группа гостей (похоже, экскурсии здесь не редкость), и мы пошли в фирменный магазин Freitag, который находится метрах в 500 от производства. Выглядит он вот так:
Необычно, правда? Думаете, так было сделано исключительно из экономии или ради эпатажа? Не без этого, конечно, но, как оказалось, концепция куда глубже. Это не просто фирменный магазин, это Trackspotting Tower – башня для наблюдения за автопоездами. Для того, с чего, по легенде, и начался брэнд Freitag.
Братья Freitag, чьим именем названа компания, будучи еще молодыми дизайнерами, были серьезно озабочены проблемой зарабатывания денег и думали, чем бы таким для этого заняться. Жизнь на съемной квартире с видом на оживленный автобан сильно наводила на подобные мысли. И вот однажды идею – шить сумки из тентов грузовиков – подбросила кому-то из братьев очередная проезжающия под окнами фура. Как водится, сначала моделей было немного, производственный процесс шел на коленке, в гараже. Но постепенно все доросло до масштабного бизнеса, а trackspotting стал его органичной частью – аттракционом для покупателей.
Магазин внутри.
Сумки мужские, женские, спортивные, сумкки на колесиках, чехлы для компьютеров и мобильных телефонов, кошельки, брелки и т.д. – от количества моделей глаза разбегаются.
Для фанатов марки есть даже модель магазина.
Очень удобное, наглядное и вполне бюджетное решение торгового оборудования.
Глаз дизайнера радуется, глядя на продуманные детали.
Сиденья в магазине обшиты тем же материалом, из которого шьют продукцию.
Не зайти на башню просто невозможно.
Вот такие замечательные индустриальные виды открываются с 25-метровой высоты. Удобно отстреливать добычу – грузовые фуры :). И оттаскивать ее тоже недалеко – вот оно, производство, в прямой видимости.
А с другой стороны – trainspotting…
Одно слегка огорчило – ушел из этого магазина без покупок. Может быть, по швейцарским меркам цены здесь и нормальные, но вот по российским – не очень: в среднем от 200 до 500 баксов за сумку. Ни модный дизайн, ни брэнд с его легендой и благородной экологической подоплекой так и не заставили меня раскрыть кошелек. Впрочем, торговля там идет бойко – Freitag не пропадет без моего вклада в их кассу.
Такой вот пример успешного дизайн-мейкерства и брэнда, выросшего из одной простой идеи.
Александр Матвеев