Как обычно, в конце года компания Electrolux с размахом подводит итоги конкурса Electrolux DesignLab. Размах заключается в том, что на финал приглашаются журналисты со всего мира - конкурс то международный. Несмотря на ощущение того, что конкурс был всегда, он проводится лишь в пятый раз! Все начиналось с локального мероприятия для трех европейских дизайн-школ, и за несколько лет разрослось до всемирного. В этом году награждение проходило в Париже, в прошлом году - в Барселоне.
О конкурсе
Сначала про сладкое. Electrolux DesignLab - один из немногих конкурсов, в котором победитель получает 6 месячную стажировку в компании + денежный приз 5000 евро. Деньги также вручаются за 2 и 3 место (соответственно - 2000 и 3000 евро), а всем 8 финалистам (почему-то их не 10), обеспечен отличный пиар - количество журналистов из разных изданий приближается к ста.
Как всегда, темой конкурса является продукция компании Электролюкс через 20 лет - то есть такие слегка футуристические концепты различных бытовых устройств. Придумать их не так уж сложно - достаточно иметь хорошее воображение и знать тенденции развития технологий. Плюс умение хорошо подать проект и способность облечь его в боле-менее современную форму. Последнее имеет значение, поскольку все 8 проектов финалистов воплощаются в высококачественные макеты силами организаторов, что тоже является особенностью DesignLab - редко в каком конкурсе по проекту делают прототип.
Такие сладкие условия, учитывая возможность потенциального трудоустройства, привлекают внимание студентов всего мира, и недостатка в количестве работ конкурс не испытывает. Конкуренция сильная, хотя, глядя на проекты финалистов, не покидает мысль о том, что можно было и лучше придумать.
Аэропорт в Цюрихе в 5 утра....
Итак, группа российских журналистов, в составе которой находился и я, была заброшена на 3 дня в Париж силами авиакомпании SWISS. Лететь ей комфортно и вкусно, и все было бы хорошо, если бы не пересадка в Цюрихе, где у Швисса главное гнездо. В итоге перелеты туда-обратно отняли по ночи, но что не сделаешь ради дизайна!
Встреча с жюри
После расселения в самом центральном (из трех) Хилтоне, всех повезли на знакомство с членами жюри. Оно проходило в красивом помещении отреставрированной и переоборудованной старой церкви.
В этом году в жюри входили: Henrik Otto (шеф-дизайнер Electrolux), Celine Cousteau (дочь Жака Кусто, исследовательница проблем экологии), Matali Crasset (французский дизайнер 2006 года, до открытия своей студии 5 лет работавшая с Филипом Старком) и Jason Bradbury (английский эксперт в области потребительской электроники и технологий, ведущий The Gadget Show).
Каждый устроил небольшой рассказ-презентацию.
Хенрик Отто рассказал про sustainable design, который подразумевает не только осознанные действия дизайнера, но и потребителя, ответственно выбирающего объекты пользования, осведомленного о последствиях. Как обычно, вывод прост - при всем богатстве выбора, в ближайшем будущем альтернативы sustainable design нет. Учтите это!
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! ;-)
Приводим перевод слова, которое в ближайший год-два будет доставать вас везде, поскольку отражает последние взгляды на то, каким должен быть дизайн:
Sustainable - устойчивый; жизнеспособный, экологически рациональный; способный существовать, не нанося ущерба окружающей среде.
Matali Crasset говорила о своем проекте эко-дома с интегрироваными системами жизнеобеспечения, как альтернативу для жизни. Дом, как трехмерная иерархическая структура, в которой по нервам текут энергетические потоки, распределяясь как тепло, свет или изображения. Свою задачу она видит в визуализации того, что с каждым днем становится все невидимей, а также чтобы объекты существовали не автономно, а как часть общего целого.
www.matalicrasset.com
Селин Кусто, приятная красивая женщина, с энтузиазмом рассказывала о вещах, от нас бесконечно далеких, в том числе и территориально - про проблемы экологии и изменения жизни людей, живущих по берегам великой нерусской реки Амазонки. Фотографии детей и поруганной природы вызывали сочуствие, и мысли о хлебанном киселе за семь верст - проблем то и в Европе хватает, чего за ними так далеко ехать...
www.oceanfutures.org
Самую бодрую презентацию (просто интересными были все предыдущие) устроил англичанин Jason Bradbury. Сразу было видно - чел из телека. Он выходил в зал, вовлекал публику в дискуссии дотошными вопросами - А ЭТО что такое??? iPhone инновационный продукт, но является ли он «зеленым»? Может ли гаджет быть cool and green одновремено? - и так быстро и бодро говорил на очень английском языке, что даже американцы на соседнем ряду слегка заскучали - половина смысла пролетала мимо. Все почуствовали себя участниками The Gadget show.
www.jasonbradbury.com
День закончился ужином в уютном ресторане с приятной launge-атмосферой.
На следующий день
С утра всех повезли на экскурсию по дизайнерским бутикам, выбранным членами жюри. В одном долго рассказывали про любимые французские железные стулья Tolix. Как я понял, по популярности у себя на родине они не уступают нашим тульским самоварам.
По дизайну - тоже, он не изменился со времен первой промышленной революции. Из обширного рассказа про культовый предмет запомнился эпизод с поставками стульев в Канаду. Тогда пришлось срочно увеличивать размер сиденья, поскольку канадские лесорубы на существующее место решительно не помещались.
Далее - парфюмерный бутик с невиданными флаконами и запахами. Из запомнишегося - было холодно, мы грелись у батареи у входа, а хозяин рассказывал про связь формы и запаха. Например, для аромата «Ревность» предлагалось упаковка, которую нужно было разбить, чтобы достать флакон.
Потом путь лежал в темное подземелье мебельного бутика с эко-мебелью. Под мрачными сводами 17 века нам поведали о чистых деревьях, питающихся дождевой водой в далеких эко-районах Франции, которые кошерно срубили и, с облюдением всяческих осторожностей заботливо распилили на части и высушили. После этого они стали пригодны для изготовления мебели, которую дизайнер делал лично без использования синтетических клеев, красок и пропиток, нанятых арабов и детского труда филлипинских рабочих.
После такой дозы экологии скорее захотелось выйти на свет и глотнуть чего-нибудь синтетического - например, кока-колы - для восстановления естественого экобаланса в организме.
Следующий мебельный бутик был перенесен с большим трудом, хотя это подземелье было ярко освещено и покрашено белым и ничем не напоминало о мрачном прошлом. Рассказы про фабрику, за 25 лет выпустившую 15 моделей мебели, которые до сих пор находятся в производстве и успешно продаются, были встречены с пониманием и сочуствием. Однако, после проведения тест-драйва, все сомнения полностью рассеялись - несмотря на слегка архаичный вид, стулья были невероятно удобны и эргономичны. Зачот.
На этом парижская прививка sustainable design была закончена и на полке всех ждал большой пирожок в виде прогулки по Сене на банкетном кораблике. Приятно, черт, намерзнувшись и пропитавшись дизайном насквозь перейти к водным процедурам! Погода благоприятствовала любви и осмотру достопримечательностей - выглянуло солнце и наше судно беззвучно (без конвульсий московских корабликов) понесло нас по течению.
На реке неожиданно для меня (первый раз таки в Париже!) обнаружилось много мостов, красивые набережные, масштабная модель (оригинал) статуи Свободы и парижская разновидность элитного жилья - баржи. Вообщем, город оказался «развернутым» к реке, не хуже Питера.
Двухчасовой заплыв с едой и вином в комфорте придал нам сил для презентации студенческих проектов, которую организаторы решили провести... На Эйфелевой башне! Кто бы мог подумать, что там есть место для таких мероприятий.
Конкурсные проекты
Тема этого года была сформулирована широко и задавала лишь общее направление: Домашние приборы - 2020. Гармония с окружающей средой, коммерческая жизнеспособность, эффективное использование воды и энергии, воспитание у потребителя sustainable-поведения и пользования приборами. Global design в полный рост.
Вот теперь сами посмотрите, насколько предложенные проекты соответствуют задаче.
1 - Circompo
by Thanat Tengamnuay from King Mongkut's University of Technology Thonburi, Thailand.
Circompo - удобритель, и мусорное ведро, которое разлагает на составные части мусор, особенно пищевой, используя микроорганизмы, для которых поддерживается специальные условия - температура воздуха и влажность для ускорения процесса.
2 - Fog Shower
by João Diego Schimansky from Pontificia Universidade Católica do Paraná, Brazil.
Fog Shower - душ, использующий туман из микроскопических капель воды и всего 2 литра для 5 минутного душа. Сравните это с 26 литрами, расходуемыми сегодняшними самыми эффективными водораспыляющими душевыми устройствами!
3 - Pebble
by Laura Pandelle from École Boulle, France.
Pebble - устройство для приготовления еды с использованием солнечной энергии. Ячейки солнечных батарей напылены на крышке корпуса, там же расположена индикация, показывающая заряд, нагрев для контроля за энергоэффективностью приготовления пищи.
4 - e-Wash
by Levente Szabó from Moholy-Nagy University of Art & Design, Hungary.
e-Wash - компактная стиральная машина с обычным объемом загрузки белья, но использующая особый сорт «мыльных» орехов (из Индии) содержащих моющие вещества, вместо обычного порошка.
5 - Pure Washer (единственный проект русской девушки, которая живет и учится в Германии)
by Tatjana Voronova from Hochschule für Gestaltung Schwäbisch Gmünd, Germany.
Pure Washer - вращающаяся двойная кухонная раковина, совмещенная с компактной посудомоечной машиной, не использующей моющие вещества за счет применения дегазованной воды, хорошо удаляющей жирные загрязнения. Позволяет снизить потребление воды.
6 - Nature Wind
by Bae Won-Ho from Dong-A University, South Korea
Nature Wind - заряжаемый солнцем очиститель воздуха, крепящийся на оконное стекло. Использует набор фильтров для освежения и очистки домашнего воздуха.
7 - Go Fresh
by He Cheng Fei from Jiangnan University, China.
Go Fresh - энергосберегающий холодильник, с индивидуальными ячейками, сделанными в форме пчелиных сот.
8 - Return pot
by Juan Ying-Hao from Cranbrook Academy of Art, U.S.A.
Return Pot - бытовой разлагатель пластика, превращающий пластиковые предметы, сделанные из polyactic acid resin (PLA) в удобрение для растений.
Презентация Татьяны Вороновой была самая удачная - четко и ясно девушка рассказала что сделала и зачем это нужно. Изображения и комменты на экране также давали полную информацию о работе устройства. Видимо, сказывается учеба в немецкой дизайнерской школе. Но для победы на этом конкурсе ее проект был слишком обыденным...
Итоги должны были подвести вечером, церемония награждения и гала-ужин были запланированы в Tokio Palace - большом здании с художественными выставками и дизайнерскими магазинами.
Про церемонию награждения читайте во второй части рассказа .
То, что не относится к конкурсу, но хотелось бы показать - в третьей части .
Выхваченные моменты парижской жизни за эти три дня.
Условия конкурса можно почитать здесь.
Результаты предыдущего конкурса Electrolux DesignLab-2006 можно посмотреть здесь.
Очевидец события от Designet - Владимир Самойлов