Программа G-Mark была основана в 1957 при поддержке Министерства международной торговли и промышленности Японии. Цель конкурса (прежнее название "Good Design Selection System") можно описать так: «Достижение лучшего качества жизни и продвижение индустрии через дизайн».
В те годы мало кто знал о сути конкурса, и дизайн не играл большой роли в деятельности многих компаний. Поэтому первоначально члены жюри должны были сами приходить в компании и выбирать у них самые выдающиеся образцы дизайна.
Так как все больше и больше компаний стали заниматься дизайном, в 1963 году G-Mark изменил свою систему участия на открытую для всех. С этого момента административные органы управления поняли, как важно использовать дизайн для увеличения экспорта.
КАТЕГОРИИ
Good Design Award допускает показ любых предметов, основываясь на том, что дизайн нужен во всех сферах жизни и производства. Сейчас в конкурсе 4 категории:
Промышленный дизайн (все произведенные промышленным способом товары, как для личного пользования и домашнего применения, так и используемые в бизнес и социальной средах (медицина, образование, благотворительность).
Архитектура и дизайн окружающей среды (фабрики, заводы и другие предприятия, имеющие отношение к индустрии и энергетике; магазины, отели, реабилитационные центры и другие предприятия в сфере обслуживания; вокзалы, парки, больницы, галереи искусств и другие общественные и культурные заведения) ВНИМАНИЕ! Эта категория - ТОЛЬКО ДЛЯ ГРАЖДАН ЯПОНИИ!
Коммуникационный дизайн (реклама, PR мероприятия, PR деятельность компаний для активного общения с потребителями. Эта категория возникла в 2001 году). ВНИМАНИЕ! Эта категория - ТОЛЬКО ДЛЯ ГРАЖДАН ЯПОНИИ!
Новые области дизайна (эксперименты и активное участие в решении глобальных задач по проблемам загрязнения окружающей среды. Эта категория возникла в 1999, чтобы на своем примере показать общественности новую роль, которую может играть дизайн). ВНИМАНИЕ! Эта категория - ТОЛЬКО ДЛЯ ГРАЖДАН ЯПОНИИ!
Несколько проектов-победителей предыдущих лет из Super Collection конкурса:
Diving Fin SF-500, 1989
Производитель: Tabata Co. Ltd
Lens Shutter camera [Canon IXY], 1996
Производитель: Canon Inc
Industrialised housing, 1996
Проект: Misawa Homes Co. Ltd
КРИТЕРИИ
1. Это хороший дизайн?
- дизайн с учетом безопасности
- искренний
- оригинальный
- вписывается в ту окружающую среду, где он используется
- отвечает нуждам потребителя
- имеет приемлемую цену
- обладает хорошей функциональностью
- имеет привлекательный внешний вид
2. Это дизайн высшего качества?
Дизайн:
- превосходный дизайн концепт
- превосходное владение дизайном
- новый и захватывающий внешний вид
- превосходное по своей законченности качество дизайна
Пользователь:
- обладает высоким уровнем решения проблем, возникающих у пользователя
- применяет основы мирового дизайна на практике
- представляет новые модели и образцы поведения
Индустрия:
- умело применяет новые технологии и материалы
- использует технологии высокого уровня
- показывает новые способы производства
- сочетает в себе новые способы продажи и поставок
- играет ведущую роль в развитии региональной индустрии
Общество:
- представляет новые способы общения между людьми
- имеет большую продолжительность использования
- применяет принципы «экологического дизайна» на практике
- усиливает гармоничность среды
3. Это дизайн, который предлагает новшества для будущего?
Дизайн:
- дизайнер выдвинул идею, которая опережает свое время
- дизайн приведет к общим стандартам в следующем поколении
- дизайн принимает на себя главную роль в моделировании японской индивидуальности
Пользователь:
- вдохновляет пользователя на креативность
- создает новый образ жизни для следующего поколения
Индустрия:
- дает толчок новой технологии
- делает свой вклад в создание новой индустрии и сфер бизнеса
Общество:
- дает толчок общественным и культурным ценностям
- делает свой вклад в расширение социальной базы
- делает свой вклад в возможность создания стабильного общества
Награды
Все товары, которые пройдут критерии оценки и получат положительный отзыв жюри, будут награждены Good Design Award.
Обладатели Special Prizes выбираются из победителей Good Design Award. Эти призы выдает Министерство экономики, торговли и промышленности Японии.
Grand Prize награждают лучшего из лучших среди всех категорий. Выбор делает жюри и победители этого года.
Gold Prize награждают лучших в каждой категории.
Universal Design Prize награждают особенно отличившийся проект по теме улучшения бытовых условий.
Interaction Design Prize награждают особенно отличившийся проект, разработанный для увеличения общения с пользователями.
Ecology Design Prize награждают особенно отличившийся проект, разработанный для достижения баланса между обществом и окружающей средой.
Small and Medium Enterprises Prize награждают особенно отличившийся проект, произведенный малыми или средними предприятиями в каждой категории
Long-selling Good Design Prize награждаются товары, находящиеся на рынке более 10 лет после получения G-mark и до сих пор подтверждающие статус хорошего дизайна на рынке
Prize of Chairman of the Japan Chamber of Commerce and Industry награждают особенно отличившийся проект из тех, который внес свой вклад в развитие индустрии и общества, в улучшение общего уровня жизни людей и активизации региональной экономики.
Жюри
Структура жюри делится на подкатегории в области дизайна. Работы в каждой категории оценивают специалисты из этой области дизайна. Всего около 70 представителей: дизайнеры, архитекторы, журналисты, дистрибъютеры и т.д.
Подача работ
В начале апреля каждого года условия участия в конкурсе в этом конкретном году вывешиваются на сайте организаторов. Заявки на участие отправляются на этот сайт, крайний срок подачи заявки - примерно, в конце мая или в начале июня. (В некоторых случаях жюри может само назначить дизайнеров на участие в конкурсе).
Первая стадия отбора
На этой стадии жюри определяет насколько изделие отвечает требуемым критериям и дисквалифицируют работы за недостаточный уровень развития или за очевидно грубый дизайн, а так же все работы, обреченные на провал.
Вторая стадия отбора
Основная стадия отбора проходит в выставочном комплексе Tokyo Big Sight в конце августа каждого года. На этом этапе отбора жюри ищет «выдающиеся черты (стороны)» у каждого проекта, чтобы оценить уровень качества дизайна. Жюри подвергает тщательному рассмотрению каждый проект (все проекты реально произведены, настоящие), сверяя его со списком критериев, разработанных для конкурса. После обсуждений и обмена мнениями, жюри выносит свой вердикт.
Special Awards
В сентябре работы, прежде выбранные на награду Good Design Award, снова оцениваются и награждаются Gold Prize, Theme Prizes (состоит из 3 самостоятельных наград - the Ecology Design Prize, Universal Design Prize и Interaction Design Prize), а так же распределяются другие премии.
Обладатели Special Awards представляют 20 лучших предметов промышленного дизайна за год.
Награждение победителей
1 октября (именуемый Design Day) проходит пресс-конференция, и объявляются все победители конкурса. Список победителей публикуется на сайте G-mark в тот же день.
Сайт конкурса: http://www.g-mark.org/
E-Mail: info@g-mark.org