Спускаемся с небес высоких конкурсных целей, имен мировых звезд дизайна, зарубежных аналогов и источников вдохновения на землю, в реальную жизнь. Сегодня мы поговорим о контексте, в который предстоит встроиться конкурсным проектам при реализации — нас интересует история и культура Пермского края, быт и нравы населяющих его людей.
Не станем никого утомлять цитатами из учебников по истории и географии, а отошлем тех, кто не знает вообще ничего о Перми, к нескольким источникам, которые стоит хотя бы бегло посмотреть, прежде чем предлагать пермякам свои дизайнерские решения:
- Пермь в Википедии,
- Пермский край в Википедии,
- Урал в Википедии.
Мы же попробуем добавить отдельные штрихи к портрету города и края, благо не чужие ему люди, многое знаем и видели изнутри (и, пользуясь случаем, передаем привет всем пермским друзьям, кто нас читает).
От железнодорожного вокзала Пермь II пути разветвляются в две стороны. Один продолжает Транссибирскую магистраль в Екатеринбург (около 6 часов на поезде), а другой через станцию Пермь I идет в северные районы Пермского края. Забавная деталь здания, существующая, наверное, с момента постройки: надписи "Тоннель", означающие, на самом деле, выход пассажиров к поездам слева и справа.
А это уже вокзал Пермь I.
Так выглядит центр Перми. Фонтан перед Драмтеатром (на фото) примечателен историей своего появления. Есть легенда (и она похожа на правду), что при его строительстве в 70-е годы был использован один из красивых уральских поделочных камней (название выпало из головы, да оно и не важно). Важно то, что камень уже на тот момент стал редким, дорогим и применялся исключительно для сувениров. А тут им облицевали всю центральную часть фонтана. Так вот, чуть ли не на следующую ночь после открытия весь это камень исчез, т.е. был кем-то сколот и увезен. Был громкий скандал, но преступление так и осталось нераскрытым.
Хотелось бы верить в скорое изменение нравов, но мы-то знаем, что это дело упорной работы длиной в десятилетия. Так что фактор стойкости к вандализму и хищениям при разработке уличного оборудования нельзя сбрасывать со счетов. Нечто субтильное или дорогостоящее (что можно легко утащить себе на дачу) здесь не выживает. Не стоит слишком переживать по данному поводу - лучше просто принять к сведению при разработке.
Пермь - один из немногих городов, сохранивших в центре огромные незастроенные, но архитектурно распланированные пространства, пусть и не слишком уютные. Особенно в холодное время года. Кстати, о климате. Он здесь заметно более суров, чем в Москве: зима холоднее и дольше, а лето, как правило, жарче. А зимой сугробы в человеческий рост - вообще норма жизни, особенно в городах, находящихся севернее Перми. И это тоже необходимо учитывать, создавая городскую мебель.
Тоже центр. Значительная его часть занята хрущевками. А лес на заднем плане - это уже другой, низкий берег Камы, где нет высотной застройки. Вообще, Пермь - один из самых странных по планировке городов. Фактически, это не город в его классическом понимании, а довольно компактный исторический центр плюс растянутый на десятки километров конгломерат различных поселков при заводах, расположенных по обеим берегам вдоль реки. Пространство между ними заполнено лесом, глубокими оврагами, хаотичной застройкой и промзонами. Чтобы доехать из самого северного района в самый южный, пересекая еще и Каму по одному из мостов, придется потратить полдня - в отличие от соседнего Екатеринбурга пермяки, несмотря на все старания, не сумели в советское время пролоббировать метро (город не дорос до миллиона жителей), а наземные транспортные артерии оставались неизменными чуть ли не с 60-х годов. Они стали активно строиться лишь в последнее десятилетие, но пока не решают всех проблем.
Набережная вдоль Камы существует на достаточно коротком участке (остальная береговая линия занята преимущественно заводами) от бывшего Речного вокзала (ныне Музей современного искусства) почти до Университета. И это место благодаря живописным видам собирает в хорошую погоду тысячи людей. Вот только присесть там практически негде - городская мебель отсутствует. Попробовали представить себе нечто, что встанет в этом месте, в этом масштабе так, как как будто оно само из земли выросло? Удалось - рисуйте и присылайте на конкурс. Победа, считайте, у вас в кармане.
Современная застройка во многих местах чудовищно уродлива. Вот такая новорусская "красота" встала совсем недавно на месте исторического ландшафта и добила то, что не успели уничтожить хрущобы в советское время. Желающие полюбоваться аналогичными образцами «современной архитектуры», могут зайти на официальный сайт городской администрации. Рекомендуем захватить рвотные пакетики. Впрочем, в этом Пермь вряд ли сильно отличается от большинства других крупных городов, переживших строительный бум на фоне убогого вкуса и жадности девелоперов. Остается надеяться, что следующее поколение сроет эту дрянь к чертовой матери и сумеет поставить на ее месте что-то более человеческое.
Зачем мы тут об этом пишем? А чтобы вы хорошо представляли себе то самое окружение, в котором, возможно, окажутся разработанные вами объекты для номинации №3.
Но материально-бытовой фон - далеко не самое важное. Для тех, кто понимает, гораздо важнее корни местного самосознания и культурные архетипы, приводящие (или не приводящие) в движение местную жизнь. Поэтому давайте лучше вспомним о Перми что-нибудь более интересное, что может натолкнуть внимательного и чуткого дизайнера на свежие мысли. Например то, что Пермь - это крупный промышленный центр, со времен своего основания тесно связанный с оборонной промышленностью.
На фото - пермские пушки, стоящие на береговых укреплениях около Хельсинки. Впечатляет, не так ли? В 19-м веке такое количество материала могло расходоваться только на орудия выживания и самообороны. Сегодня можно без всякого ущерба для обороноспособности переплавить пушки на скамейки, стулья и туристические достопримечательнрости - почти в буквальном смысле слова.
Но пока еще те пушки не переплавлены, и связь с промышленностью как со способностью к созданию осязаемых, мощных, порой уникальных объектов до сих пор пронизывает самоощущение жителей Перми и Урала в целом.
Другое дело, что возможностей подобного рода жизнь не слишком много подкидывала пермякам в последние десятилетия. А над всякими "несерьезными мелочами" корпеть им не так интересно - оттого современные образцы того же чугунного литья (и не только его) давно уже не демонстрируют той культуры производства. И, возможно, в этом скрыта одна из причин того, что местное производство чувствует себя сегодня не самым лучшим образом. Оно даже остановки по проекту Студии Темы Лебедева делает вкривь и вкось, со скандалами и браком.
Два мира - два детства: остановка в рендере...
...и в реальной жизни, прошедшая непрямые пищеварительные пути местного производства.
Сравнение современного и старого в Перми дает интересные поводы для размышления. Практически музейный раритет - скамейки полувековой давности в здании Речного вокзала. Есть версия, что их ремейк на базе современных технологий и материалов мог бы быть очень даже успешен.
На фото - фрагмент современного канализационного люка и способа его монтажа в тротуар. Для нас это еще одно доказательство необходимости прихода настоящего дизайна в город. Дизайна, который сможет учитывать «условия собственного применения», включая особенности национальной охоты и производства.
Все вышеперечисленное, между тем, практически неизвестно за пределами Перми. А вот что на слуху и на виду буквально у всех за последние годы, так это активная деятельность губернатора Олега Чиркунова, решившего превратить Пермь, стоящую на самом восточном краю географической Европы, в европейский город и даже в культурную столицу.
Началось все с целой серии архитектурных конкурсов с участием зарубежных и российских звезд. Их итоги пока остаются на бумаге, но сразу сильно взбудоражили общественность в Перми и далеко за ее пределами:
- PermMuseum XXI,
- на реконструкцию Пермского оперного театра,
- на реконструкцию порта Пермь.
Генплан Перми, получивший в 2010 году Гран-при Московской биеннале архитектуры, наверное, единственный в России, разработанный зарубежным (в данном случае, голландским) архитектурным бюро: http://agency.archi.ru/news_current.html?nid=25050
Остальное можно пересказать в телеграфном стиле ввиду того, что информация и так всем должна быть хорошо известна. Это появление в Перми Музея современного искусства, своего Центра развития дизайна (пролоббированных, как и большинство других инициатив, начиная с архитектурных конкурсов, известным политтехнологом и арт-куратором Маратом Гельманом).
Придется упомянуть скандальную букву П, которой забрендировал город Тема Лебедев, чтобы она использовалась «везде - от урн и скамеек до афиш и бланков». Кстати, не рекомендуем участникам нашего конкурса увлекаться её обыгрыванием: во-первых, многие уже отметились до вас, а во-вторых, далеко не все в Перми жалуют продукты бренд-активности московских криэйторов.
И все-таки Пермь действительно меняется. Вот, например, скейт-парк недалеко от железнодорожного вокзала Пермь II - один из самых примечательных объектов, появившихся в Перми в последние годы. В отличие от нереализованных пока элементов генплана или нового оперного театра, это осязаемый пример позитивных перемен в городской среде.
Надеемся, эта информация помогла вам в осмыслении контекста конкурса «Пермская мебель» :)
Его условия: http://www.designet.ru/competition/designet-contests/?id=44964
Официальный сайт: permdesign.com
Еще почитать о том, как повысить свои шансы на победу:
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5