Остается чуть больше месяца до дедлайна конкурса «Пермская мебель». Заранее ясно, что многие будут до последнего откладывать проекты и собираеться с мыслями. Именно поэтому на все дизайнерские конкурсы заявки слетаются в последний день и даже час. И по той же причине значительная часть работ оказывается сырой, с обидными изъянами, препятствующими казалось бы заслуженной победе.
Чтобы вам легче было преодолеть это препятствие, читайте полезные советы, вдохновляйтесь найденными примерами, изучайте ссылки по теме. И сегодня мы начнем с главного для участников вопроса.
Каждый дизайнер желает знать: как повысить шансы на победу?
Полезный совет №1
Начинаем с главного и смотрим, зачем, с какой целью организован конкурс и как планируется использовать проекты.
Просто открываем конкурсную документацию и читаем п. 2, описывающий цели конкурса:
2.1. Конкурс проводится в рамках мероприятий по модернизации лесоперерабатывающей и мебельной отраслей экономики Пермского края с целью разработки современных конкурентосопособных промышленных образцов мебели различного назначения для их последующей реализации в серийном производстве и продаж, в том числе на рынке государственного и муниципального заказа в Пермском крае, а также за его пределами. Конечная цель – улучшение жилой и общественной среды городских и сельских поселений Пермского края с помощью решений, полученных в результате данного конкурса.
2.2. Непосредственная цель организации конкурса – формирование на базе ПЦРД Пермского банка проектов мебели, обладающей передовыми эстетическими и функциональными потребительскими характеристиками и соответствующей современным и перспективным технологическим возможностям мебельной промышленности.
Пермь - это лесной край, но производит он, в основном, сырье, которое уезжает в западном направлении на дальнейшую переработку. Естественно, местной экономике было бы куда выгоднее продавать лес не в виде кругляка или даже фанеры, а в виде продукции более глубокого передела. Например, мебели. А с этим проблема, т.к. продукция местных мебельных компаний, мягко говоря, оставляет желать много лучшего не в последнюю очередь потому что к ее созданию зачастую не были причастны не то что самые талантливые и наиболее профессиональные, но вообще какие-либо дизайнеры. Такая продукция практически не может продаваться за пределами Края, да и на местном рынке не является конкурентоспособной. Это первая проблема.
Вторая проблема касается как раз очень крупного сегмента местного рынка - закупок для государственных и муниципальных нужд. Они, как известно, регулируются 94-м Федеральным Законом, вокруг которого ломаются копья с самого дня его принятия Госдумой. Из всех связанных с ним проблем нас интересует тот факт, что единственным критерием, по которому принимается конкурсное решение - цена предложения: тот, кто дал меньшую цену, тот и выиграл. И если для каких-нибудь технических нужд это приемлемо, то нетрудно представить, к какой катастрофе ведет данная процедура, если закупается мебель для школ, больниц, городское оборудование и мн. др. Качество продукта, его дизайн и пр. ключевые факторы не имеют в этой системе никакого значения - только цена. Естественно, побеждает табуретка из гнилых досок. И это не устраивает администрацию, которая хочет реальных улучшений на подведомственной территории. Но закон есть закон, и нужно было какое-то решение, которое вписывается в процедуры и одновременно дает возможность закупать качественные товары.
Таким решением стало включение в условия конкурсов пункта о том, что дизайн-проект той же мебели для школ, например, должен пройти экспертизу ПЦРД. Лучшей экспертизы, чем итоги рассмотрения международным жюри, трудно себе представить. А если проект еще поступит в банк проектов, бесплатно доступных для предприятий Пермского края, то соревнование производителей за заказ уже не будет негативно влиять на качество представленных продуктов.
Пока это, конечно, теория. И систему отношений "производитель - ПЦРД - дизайнер - заказчик" еще только предстоит выстроить. Но решение может сработать. Сначала в Перми, а потом, глядишь, и в других регионах. И это будет очень полезно для рынка промышленного дизайна.
Не очень понятно, какое это имеет отношение к конкурсным проектам? А самое непосредственное. Организаторы ждут от вас проекты, рассчитанные на реальные условия производства и применения. Требуеся по максимуму задействовать потенциал местных материалов и промышленности, предложить эстетически и концептуально продвинутые решения, уже сейчас применимые в реальной жизни (возможно, с дальнейшей доработкой). В общем, вы поняли, что "Пермская мебель" - это не конкурс футуристических концептов из гипотетических наноматериалов.
Полезный совет №2
Внимательно изучаем деятельность и возможные предпочтения членов жюри.
В этом конкурсе состав жюри беспрецедентный: из 7 участников 6 - дизайнеры, да не просто дизайнеры, а настоящие звезды. Это сильно облегчает нашу задачу, т.к. на просторах интернета есть вся необходима информация, чтобы ознакомиться с их концепциями, подходами к проектированию, любимыми материалами и формами, темами и сферами работы. Ведь у каждого человека есть то, что ему более близко. Конечно, члены жюри стараются абстрагироваться, но на 100% этого достичь просто невозможно. В конце концов, их и приглашают судить конкурс именно за персональное видение мастера. И участникам стоит потратить часть своего времени, чтобы лучше прочувствовать это видение, представить, с каких позиций будут оцениваться их проекты. Жюри - это, можно сказать, первый "покупатель" вашего дизайна.
Начнем с председателя жюри - Вадима Кибардина. Выпускник УралГАХА, мультидисциплинарный дизайнер и успешный предприниматель, реализующий собственные проекты, Вадим искренне загорелся идеей конкурса, нацеленного на реализацию дизайнерских идей. И очень надеется на то, что событие станет хорошим поводом для сотрудничества дизайнеров и промышленности Пермского края. Если, конечно, дизайнеры сумеют воспользоваться этим шансом.
На его сайте в разделе "Коллекция" вы увидите сразу несколько мебельных проектов, с применением дерева, которые сами по себе очень наглядны с точки зрения понимания авторской философии проектирования. Да и пояснения к каждому проекту тоже имеются - не ленитесь и читайте.
Не забудьте также про интереснейший раздел "Исследования", где будет очень много полезной информации о формообразовании, выборе и сочетании материалов, цвете и фактуре, симметрии и асимметрии, порядке и хаосе.
Кроме того, можно заглянуть в статью Вадима для Designet, датированную еще 2003 годом, где он дает весьма дельные рекомендации по участию в конкурсах.
Стул и стол Taiga, кресло и столик Deep Forest - различные результаты исследования темы сочетания порядка и хаоса.
Модульное кресло для посетителей (внизу) - хоть сейчас в номинацию №2 ;). Но членам жюри нельзя участвовать, да и проект уже был победителем конкурса Dauphin Design Competition в 2006 году.
Второй в списке, но первый по известности - это, конечно же, Ross Lovegrove. Звезда дизайна мировой величины, создатель концепции "органического дизайна", автор множества проектов, уже в момент их создания ставших эталоном инновационного дизайна.
Лавгроув разрабатывает предметы для разных сфер дизайна: от мебели до изделий в стиле хай-тэк, от бутылок для воды до сидений для самолетов и исследуют возможность создания скульптурных и органических форм с помощью современных технологий и материалов.
В последние годы он работает над дизайн-концептом, который определяет как «органическую необходимость». Вдохновляясь природными элементами и формами, дизайнер перерабатывает их в футуристической манере. Его интерес к природе подкреплен исследованиями новых материалов и новых методов их применения. Эти эксперименты делают Росса Лавгроува одним из интересных и необычных людей в мире дизайна.
Для начала весьма полезна к прочтению будет краткая биография мастера. А для тех, кто хочет углубиться в его творчество, рекомендуем прочитать материалы его мастер-класса в Москве (в 5 частях) и монографию, написанную самим дизайнером.
Среди работ Росса Лавгроува есть множество проектов с объектами для общественных пространств. На фото - сиденье-светильник из серии BD Love, изготовленный из ротационного полиэтилена. Знакомая технология? Вспоминаем, где про нее слышали? Верно, в нашем конкурсе Slide Design. Стоит освежить информацию и походить по ссылкам, ведь вы можете использовать и эту технологию в своих работах.
Третий участник жюри - польский дизайнер Oskar Zieta - стал широко известен благодаря своим технологическим экспериментам с надувной металлической мебелью. Этот дизайнер приглашен в жюри Вадимом Кибардиным именно за то, что он, наверное, более чем кто либо другой способен разглядеть технологическую реализуемость и перспективы даже в самых "безумных" конкурсных проектах.
Простые материалы и обычные промышленные технологии в сочетании с фантазией дизайнера способны создавать чудеса. Если, конечно, этот дизайнер знаком с технологиями не по картинкам.
А вот и объект, который мог бы украсить собой номинацию №3! Металлическая скамья Fudu Bench, представленная в 2009-м на DMY Berlin.
Инсталляция для портала Architonic.
На этом список не заканчивается. Нас ждут сразу два российских дизайнерских дуэта. Один из них - Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин, студия Поле Дизайн.
Знаменитый проект "Кокон" ярко проявил возможности такого материала как фанера.
Экспозиции этой студии всегда становятся украшением Арх-Москвы.
А проектная графика - украшением любой публикации :)
Дерево - один из их любимых материалов. Ниже - экспозиция Archiwood.
Те, кто внимательно изучат интервью для сайта Archi.ru, увидят одну важную информацию: оба дизайнера - ученики профессора МАрхИ Александра Ермолаева, автора концепции "протодизайна", применение которой, кстати, может быть очень продуктивно для нашего конкурса.
Сейфы компании Биоинъектор, разработанные Поле Дизайн, стали одной из визитных карточек современного отечественного промышленного дизайна.
Другой дуэт - Сергей Кужавский и Стас Жицкий (студия Open!Design) - тоже мультидисциплинарные дизайнеры, с большим успехом практикующие в очень разных сферах - от ювелирных коллекций до архитектуры, обладатели RedDot Design Award 2009, а также активные блогеры и авторы хороших книжек.
В оценке работ своих коллег Сергей и Стас в первую очередь ценят заложенный смысл.
И завершает список дизайнеров, входящих в жюри конкурса, Эркен Кагаров, арт-директор Пермского Центра Развития Дизайна, Вице-президент Академии графического дизайна. Руководитель и ведущий педагог авторской творческой мастерской Высшей академической школы графического дизайна.
Качество городской среды и визуальные коммуникации в ней - тема, которая находится сегодня в центре его творческой и преподавательской деятельности.
Как видите, уважаемое жюри представляет весьма широкий спектр дизайнерской сцены, и у каждого из вас есть шанс на то, что проект "зацепит" хотя бы одного члена жюри. Для тех авторов, кто тяготятся "приземленностью" темы конкурса, ее привязкой к местным производственным возможностям, есть предложение если не потягаться за победу, то уж точно ярко проявить себя лично перед мэтрами. Что всегда полезно, невзирая на призы...
На сегодня это все. Переваривайте информацию, делайте выводы. И следите за публикациями - продолжение следует.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы комментировать