9 октября 2008 года финишировал шестой по счету цикл одного из самых интересных конкурсов в области промышленного дизайна – Electrolux DesignLab. Каждый год финал состязания проходит в новой стране и новом городе – на этот раз организаторы, финалисты, члены жюри и пресса собрались для подведения итогов в Швейцарии, в Цюрихе.
Мероприятие оказалось очень насыщенным – с утра и до позднего вечера. Более того, пришлось выбирать, на какое из запланированных событий успеть, т.к. некоторые пункты программы проходили одновременно в разных частях города. Но об этом позже, а пока давайте вернемся к началу.
В 9 утра в Галерее ZKO собравшихся гостей приветствовал Хенрик Отто (Henrik Otto), Вице-президент Electrolux по дизайну и член жюри конкурса.
После его краткой 15-минутной речи о философии дизайна компании Electrolux с эмоциональным получасовым докладом об актуальных трендах и «Поколении Интернета» выступила исследователь этих самых трендов Нина Де Ман (Nina De Man). И надо сказать, что ее презентация была представлена отнюдь не для проформы. Всем финалистам предстояло показать свое видение той же самой целевой аудитории (25–35 лет) и обосновать свой дизайн с точки зрения соответствия ее запросам и стилю жизни.
После небольшого перерыва на сцену по очереди стали выходить главные действующие лица – два дизайнера из Венгрии, по одному из Франции, Германии, Австрии, США, Японии, Китая и Южной Кореи, настоящий интернационал. Это были финалисты конкурса, каждому из которых предстояло защищать свой проект. На сцене стояли полноразмерные макеты всех 9 проектов.
Над сценой висели 2 экрана: на первый транслировалась съемка (речь финалиста и вопросы со стороны жюри), на второй – мультимедиа-презентация, подготовленная автором. В течение 10 минут каждый сначала представлялся сам, затем рассказывал о собственном видении потребностей «i-Generation», которому адресован проект и, наконец, описывал детали своего детища. Затем следовал весьма пристрастный допрос со стороны четырех членов жюри.
Кстати, вот люди, решавшие, среди кого распределятся 10 тысяч евро призового фонда и кому достанется 6-месячная стажировка в дизайн-центре Electrolux:
Хенрик Отто (Henrik Otto), Вице-президент Electrolux по дизайну. Под его началом работают 140 дизайнеров по всему миру, он управляет разработкой более чем 30 продуктовых линеек в области кухонной и домашней, а также профессиональной техники.
Ив Беар (Yves Béhar), основатель дизайн-студии Fuseproject (Сан-Франциско, США), дизайнер One Laptop Per Child. Среди его клиентов: BMW MINI, Target, Nike, Sony, Microsoft, Herman Miller, J&J, Aliph Jawbone, Alessi. До создания собственной студии он работал во Frogdesign и Lunar design.
Янгхи Джунг (Younghee Jung), старший дизайн-медержер Nokia.
Джао Мо (Jiao Mo), дизайн-директор Axis FormLAB, дизайнер мебели и интерьеров. Работает в Азии и США, преподает в Art Design Department at Tongji University in Shanghai, куратор Universities Students' Exhibition of Shanghai Biennale в 2006 и 2008 году.
Жюри за работой…
А теперь посмотрим проекты финалистов и то, как они были показаны
Первым свое детище – освежитель одежды Stratosphere – демонстрировал представитель Венгрии, студент Moholy-Nagy University of Arts and Design Аттила Шафрани (Attila Sáfrány).
Этот финалист рассуждал просто: интернет-поколение не любит лишний раз стирать одежду, а имеет привычку бросать ее куда попало, в основном на спинку стула. Надо сказать, верно подмечено. Дальнейшая логика проста: что если вместо спинки стула подставить аппарат, который будет высасывать из одежды лишние запахи и грязь, одновременно работая как воздушный фильтр для помещения? Глядишь, к утру одежда, насквозь прокуренная в ночном клубе, станет свежепроветренной, как в стратосфере. Сказано – сделано.
Получился гибрид вешалки и воздушного фильтра, на котором одежду развесить по-человечески все-таки некуда, который будет хотя бы чуть чуть, но шуметь, расходовать энергию и занимать дополнительное место в квартире. Мне вот почему-то кажется, что более естественное решение проблемы выглядит вот так:
Фото сделано на на улицах Цюриха :).
Следующим выступал американец Адам Бродовски (Adam Brodowski, Savannah College of Art and Design) с концептом, название которого звучит не слишком благозвучно для русского уха: Sook.
На мой взгляд, это была самая, мягко говоря, спорная из представленных в финале концепций: соединение тачскрин-терминала с «умной» доской для разделки пищи, напичканной гипотетическими сенсорами. Предполагается, что доска может распознавать продукты и их вес, давать советы по приготовлению блюд, сама записывать рецепты и отправлять их в интернет. Автор назвал свой проект «генератором рецептов блюд». До сказочной скатерти-самобранки остается один шаг...
Вся эта нереализуемая пока с технической точки зрения канитель затеяна для того, чтобы ленивые американцы могли удобно обмениваться новыми кулинарными рецептами через сеть, не включая лишний раз мозги (а то перегреются). И, конечно же, на базе этой штуки должна (а как иначе?) образоваться социальная сеть любителей кулинарных экспериментов. Нам их проблем не понять, как не понять, что можно приготовить на крохотной разделочной досочке, на глянцевой поверхности которой предлагается работать острым ножичком. Вся надежда на будущие чудеса технологий и на то, что подобная функциональность (если она когда-нибудь будет востребована) воплотится не в столь сыром виде.
Третий финалист – Ноджай Парк (Nojae Park, Chiba University, Япония) – не стал придумывать сказок, а взял за основу проекта собственные потребности и специфические проблемы японского быта, а именно – тесноту местных квартир, где для полноценной кухни просто нет места. К тому же, готовить, и есть часто хочется, не отрываясь от экрана монитора. Результатом его разработки стал проект Drawer Kitchen: компактная тумбочка с холодильником (внизу), ящиком для посуды (в середине) и выдвижной варочной панелью (сверху).
С рядом деталей, в частности с системой регулировки зоны нагрева, дизайнер перемудрил, но в целом проект получился весьма жизненным и продуманным. Так, например, горячую панель нельзя будет задвинуть назад, пока она не остынет. Многие из сидевших рядом в зале обсуждали между собой, что с удовольствием купили бы себе подобную вещь домой и в офис (совсем не японцы, кстати). И еще это была первая экранная презентация, которая порадовала своим качеством: лаконизм подачи информации, стиль, типографика – все на самом высоком уровне. В общем, я точно знаю, что большая часть присутствовавшей русскоязычной прессы голосовала за этого парня.
Второй мобильный концепт кухни, но совсем в ином ключе, разработал Антуан Лебрюн (Antoine Lebrun, L'École de Design Nantes L'Atlantique, Франция). Идея проста – чем самому ходить на кухню, пусть лучше кухня придет к тебе. Концепт Coox призван дать людям возможность готовить и есть в любом месте. У этого участника тоже была отличная презентация, в чем вы можете убедиться, взглянув на фото с экрана. Единственное, на что слегка попеняло ему жюри – формообразование, характерное больше для медицинского оборудования. А так – хоть сейчас на рынок.
Далее – E-bag: сумка для переноски охлажденных продуктов, работающая на кинетической энергии. Ее представлял публике второй участник из Венгрии – Апор Пюшпёки (Apor Püspöki, Moholy-Nagy University of Arts and Design). Все мы знаем про часы, работающие от энергии взмахов руки их владельца. Здесь примерно та же история, только принцип немного другой: сумка скользит по кольцу при ходьбе и генерирует электрическую энергию. Внутри установлены элементы Пелтье, которые за счет электричества отводят тепло в одну сторону. На другой стороне (внутри сумки) создается охлаждение, достаточное для хранения взятого из дома обеда. Автор сообщил также, что сумка сверху покрыта неопреном для теплоизоляции, поэтому лично для меня так и осталось непонятным, куда же отводится тепло. Спишем на концепт. Жюри же отметило другую проблему: очень специфический, узкозаточенный стиль сумки, из-за которого ее далеко не каждый, кому это нужно, станет использовать.
После того как отстрелялся автор Е-сумки, на сцену вышел Матиас Пинкерт (Matthias Pinkert, HTW Dresden (FH) University of Applied Sciences, Германия) с проектом Vesta. Складная кухонная панель с RFID-сканером – еще один продукт для тех, кому важна экономия места на кухне. В рабочем положении (горизонтальном) она умеет то же, что ее обычные собратья, плюс – сканировать радиочастотные этикетки продуктов, в которых могут быть записаны те же рецепты. В поднятом состоянии она умеет показывать время. Ничего экстраординарного, но квадратиш, практиш…
USB-тостер, печатающий на ломтиках хлеба новости из Сети, сводки погоды и другие изображения предложил Сан-Бей Чанг (Sung Bae Chang, Sejong University, Южная Корея). Вообще-то идея не нова, помнится аналогичные продукты мелькали в новостях едва ли не пару-тройку лет назад до Scan Toaster, но не очень хочется их искать, чтобы привести пример. «Оригинально» здесь то, что автор предложил соединять тостер не по беспроводному интерфейсу, а через USB, заодно получая оттуда электропитание. Интересно, сколько часов понадобится для создания одной картинки, учитывая количество энергии, которого иногда не хватает, чтобы запитать внешний USB-диск?
Это единственный из участников, у кого были серьезные проблемы с английским языком. И если скромную презентацию он худо-бедно доложил, то ни одного вопроса жюри просто не понял. На его счастье одна из членов жюри немного поработала перводчиком с английского на корейский и обратно. Однако, все равно конфуз вышел. Проект, конечно, не был в числе явных претендентов на победу, а вот если бы был, случившийся конфуз не пошел бы автору на пользу. Так что совет нашим дизайнерам, кто всерьез планирует пробиться в финал этого и других международных конкурсов – учите английский.
Следующим взял слово Гуопень Лян (Guopeng Liang, Tongji University Китай) с проектом iBasket. Суть его концепта проста – это прозрачная корзина для белья, снабженная Wi-Fi соединением с Сетью, которая сама умеет стирать. Кидаешь туда потихоньку грязные вещи, а как наберется критическая масса, так корзина сама все постирает безо всяких порошков, да еще известит тебя о столь радостном событии.
Корзина получилась весьма привлекательной, а экранная презентация китайского студента была едва ли не самой эффектной, одной из трех лучших – точно. Однако, содержание ее не слишком близко к нашим реалиям. Скажите на милость, где вы видели у нас людей, что носят вещи в общественную прачечную по выходным?
И сразу видно, что автор проекта не слишком искушен в тонкостях стирки – наверное, нет подруги, чтобы про это спросить. Тогда бы узнал, что гипотетеческому обладателю этого чуда техники придется заводить себе несколько iBasket: для черных вещей, для белых, для цветных, для шерстяных... На этом вопросе члены жюри и поймали его. Автор не нашел ничего лучшего, чем ответить: «А моему потребителю все равно, что с чем стирать».
Выступавший последним Стефан Бушбергер (Stefan Buchberger) из University of Applied Arts (Вена, Австрия) снова отталкивался от личных потребностей. Он снимает квартиру вместе с друзьями. Кстати, подобная кооперация – flatsharing – популярна нынче и в Москве из-за дороговизны аренды, да и общежития еще не перевелись. Так вот, когда разношерстная компания людей, живущих под одной крышей, пользуется общим холодильником, то регулярно возникают недоразумения: «Кто съел мое мясо?!» – «А кто залил весь холодильник пивом?!!» – ну и т.д. И это не добавляет поэзии в отношения. Проблема, однако. А ее решение предложено в ключе, весьма близком советскому дизайну 80-х годов: взять все и поделить. На модули. Каждому – свой холодильный шкаф объемом около 80 литров. Эти холодильники можно собирать между собой как паззл, ставя их на общий морозильный блок.
Есть одна пикантная подробность: дизайнер предположил, что в нижнем морозильнике будет один компрессор, гоняющий хладагент по всем модулям. Как он не утечет при стыковке-расстыковке модулей? А хрен его знает! Ни к чему парить себе мозги такой прозой жизни, лучше нарисовать модные скины, которые можно натянуть на каждый модуль – кастомизация нынче в моде.
Удивительное дело: по поводу примитивной кастомизации жюри серьезно потрепало австрийца, заметив, что это никому особо не нужно, ведет к серьезному удорожанию продукта и не слишком технологично (кстати, кастомизация в макете, который вы видите на фото выше, ограничилась покраской блоков в разные цвета). А вот про конструктивную схему охлаждения, за которую надо с ходу ставить двойку – ни слова. Впрочем, автор не ответил внятно и на вопросы о том, а кто же будет покупать базовый блок и кому будет принадлежать пространство в морозилке (пользовательские сценарии не были должным образом проработаны). И что будет, если компания друзей-соквартирников разъедется?
Можно было бы также заметить и следующие проблемы, заложенные в проекте:
- перерасход материала (множество лишних толстых стенок по сравнению с обычным холодильником) и, как следствие, высокая стоимость удельного литра емкости,
- перевозка около 20% лишнего воздуха в упаковке (никто же не будет делать L-образной и картонную коробку),
- невозможность настройки индивидуальной температуры или отключения отдельного модуля (при сквозном охлаждении)...
Однако, многие уже наверняка знают, что в конкурсе победил именно Стефан Бушбергер с его Flatshare. Несмотря еще и на то, что его презентация была далеко не самой впечатляющей. Более того, модульный холодильник завоевал и приз прессы, и первое место в интернет-голосовании. В чем тут дело? Не стану обсуждать выбор журналистов и посетителей сайта – это область их личных вкусов. Очевидно данный проект оказался для непрофессионалов наиболее близким и понятным по жанру, а в тонкости все эти люди не вникали. А вот в то, что компетентное жюри не заметило вышеперечисленные минусы, поверить уже сложнее. Значит, у тех, кто принимал решение, были другие приоритеты, а в проекте были плюсы, которые перевесили все минусы.
У меня на этот счет есть только одна версия: победивший проект высветил очень перспективную рыночную нишу, которую пока еще никто из других брэндов не то что не освоил, но даже и не заметил по-настоящему. Жюри своим решением продемонстрировало, что Electrolux «метит территорию». В конце концов, современный уровень технологии принципиально позволяет избавиться от большинства технических недостатков проекта. К тому же, на рынок пойдет наверняка не этот холодильник, а то, что придумает дизайнерская армия под командованием Хенрика Отто (с участием победителя на правах стажера). Участникам следующих конкурсов на заметку: удачное рыночное позиционирование продукта – превыше всего.
Когда к 13-00 закончились все презентации, должны были начаться запланированные заранее интервью с жюри. И тут выяснилось, что необходимо выбирать: либо интервью с Ивом Беаром, на которое я записался, либо Secret Design Tour – поездка в местную дизайн компанию. Извинившись перед организаторами, я отказался от интервью (говоря начистоту – много ли нового я мог услышать, чего не знал бы, прочитав с два десятка предыдущих, да когда у тебя есть максимум 7 минут на вопросы – так много было желающих поговорить со звездой). Прости, Ив!
Впрочем, я не прогадал – смотреть на дизайн живьем и трогать его руками всегда интереснее, чем разговаривать о нем. Но об этом чуть позже – во второй, следующей части репортажа.
Церемонию награждения, которая состоялась уже вечером, я уже не стану описывать. Скажу лишь, что остальные места распределились так: второй приз (3000 евро) достался китайскому участнику с его iBasket, третий (2000 евро) – дизайнеру из Франции, создавшему мобильный кухонный блок Coox. Американец с концептом Sook получил второе место от прессы и пылесос в подарок.
Репортаж подготовил
Александр Матвеев
Продолжение
ps. Редация DN благодарит Артема Косогорова за помощь в восстановлении публикации.