В последнее время конкурсы в области промышленного дизайна проводятся с завидной регулярностью. Они бывают: концептуальными и по заданной теме, ограничены возрастом участников и без возрастных рамок, на применение конкретного материала в конкретных условиях и абстрактно-фантазийные, модные и не очень, с грамотно сформулированными условиями и совсем «никакие», платными и бесплатными, с денежным призом или просто славой в награду и, наконец, зарубежными и отечественными.
В общем, каждый конкурс – настоящая головоломка, и участие в любом из них потребует смелости, ясности ума, грамотного анализа, времени и, конечно, везения. Но обо всём по порядку.
Главный дизайнерский вопрос: зачем?
Начнем с главного. Какова ваша стратегическая цель? Здесь не может быть готовых рецептов – каждый определяет ее самостоятельно. Только при наличии собственного ясного ответа на этот главный вопрос и стоит пускаться во все тяжкие, вникая в написанные ниже рекомендации. И, разумеется, при обязательном условии, что вы – дизайнер, который в состоянии делать качественные проекты в принципе.
Прикиньте: что именно вы можете получить от участия в конкурсе и насколько это совпадает с вашими профессиональными целями, вообще с планами по жизни? Ведь результаты могут быть совершенно разными: от банальных денег – до банальной славы. Но между этими крайностями и в них самих есть множество вариантов: просто новый для себя опыт без далеко идущих планов, поддержание творческой формы и отключение от повседневной рутины, приглашение на стажировку или работу, участие в международных конференциях и конгрессах, публикации в прессе и ссылки в сети, приглашения поучаствовать в закрытых конкурсах, личные контакты на высшем профессиональном уровне и многое другое.
Примечание DN. На примере автора статьи: на первом конкурсе DIA его проект (калоши со сменным протектором SleetNo) попал в десятку лучших, но не получил главной премии в 10000 долларов. А вот приглашение от Росса Лавгроува на стажировку поступило именно Вадиму. Весьма привлекательный результат, не правда ли?
Только четко определившись с целью (или целями), можно успешно её поразить. Например, вам позарез нужны публикации работ для повышения своего рейтинга. К вашим услугам – многочисленные (и многотиражные) околодизайнерские глянцевые журналы. И хотя их читателям может быть непонятна или неинтересна концептуально-философская, конструктивно-технологическая и прочие профессиональные составляющие вашего проекта, там с радостью разместят просто «красивую», т.е. качественно, эффектно отрисованную/отрендеренную картинку. И если это заранее учесть в подаче, есть почти стопроцентный шанс быть опубликованным, без оглядки на любые официальные результаты.
Где искать?
Сегодня нет проблем найти очередные соревнования с помощью интернета. Многие сайты (в том числе – DN) регулярно и внимательно следят за этой темой и практически все более-менее привлекательные состязания находят место в сводках новостей, достаточно лишь выбирать подходящие.
Есть, конечно, секретные и зашифрованные, победа в которых – высший пилотаж. Она требует серьёзного финансирования, интереса со стороны реального производителя, полного погружения в технологию и т.д. Есть тендеры на разработку заказных проектов. Но сейчас речь не о них, а о творческих конкурсах, доступных для простых смертных, т.е. тех, за участие в которых платить не нужно или нужно, но немного.
Маленькая, но важная оговорка: далеко не всегда конкурс без взноса за участие обойдётся вам «в ноль». Бывает, требуется послать работу на жёстких планшетах формата А2 по адресу проведения, например в Италию. Изготовление самих планшетов, получение справки на вывоз и почтовые услуги отнимут у вас весьма ощутимую сумму.
Примечание DN. Ниже - первое небольшое отступление в картинках - результаты конкурса Rocking Chair / Кресло-качалка от Designboom.com. Напомним, что конкурс проводился в прошлом году летом без конкретной задачи реализации - победителей обещали прославить как богов и выставить на 100%Design в Лондоне. Что для любого начинающего дизайнера - большой успех и потенциальные контакты и возможности начала карьеры, которыми грех не воспользоваться.
Состав жюри:
- paola antonelli, curator of the department of architecture and design MOMA, new york
- konstantin grcic, designer
- birgit lohmann, co-CEO / editor-in-chief designboom
- filippo lotti, managing director sotheby’s italy
- vico magistretti, architect and designer
- denis santachiara, designer
Слева вверху - победитель конкурса, кресло 'rookie'. Автор - juan carlos viso ruiz (28 years, venezuela). Простая конструкция, сделанная по технолигии досок для сёрфа - контур из листового цветного оргстекла, заполненный плотной пеной и усиленный поперечными ребрами из дерева. На наш взгляд, не лучший проект, но демонстрирующий грамотное попадание в текущие евротрэнды модной мебели - вспомните формообразование проектов Ньюсона и Карима Рашида.
Работа справа кажется нам более интересной, но она - только в первой двадцатке. Автор - wilson scott, (32 years, usa).
Работы внизу (тоже из первой двадцатки) - деревянный шезлонг - 'glide' © david trubridge (51 years, new zealand) - сразу чувствуется грамотная, взрослая работа человека, хорошо знающего свойства материала.
Веселый стул - 'school-chair' © ronnie lacham (33 years, australia). Просто прикольно - кто из нас не качался на школьных стульях, чего они, к сожалению, не переносили :-) А тут - специально сделали - качайтесь!
Процесс пошел
Нашли подходящий конкурс? Вдумчиво прочитайте условия, сконцентрируйтесь на каждой «мелочи».
Для начала найдите параграф со сроками и запишите на самом видном месте deadline для регистрации и подачи работ. Поторопитесь зарегистрироваться, чтоб не остаться за бортом: иногда этот процесс досрочно прекращается организаторами в связи с огромным наплывом заявок.
На что стоит обратить внимание? Несомненно – на организаторов и спонсоров. Лучше всего найти их адреса в сети и подробно изучить продукцию или деятельность. Если есть возможность посмотреть на какие-то образцы живьем, потрогать руками – не упустите ее, узнаете много нового и полезного.
Если у конкурса есть история, просто необходимо изучить ее вдоль и поперек: кто участвовал, кто оценивал, какие проекты побеждали и почему, каков был резонанс от предыдущих итогов и т.д.
Кроме того, следует внимательно изучить состав жюри. Помните – результатом «объективного» голосования является сумма субъективных мнений. И чем авторитетнее персона, тем весомее будет точка зрения. Зная особенности творчества и наклонности, можно сделать легкую поправку на этот «ветер». Естественно, не в ущерб самому проекту (эта поправка действует на все пункты статьи). Сохраняйте и шлифуйте свою индивидуальность!
Примечание DN: эта тема освещалась подробно в разборе полетов по итогам конкурса Agape/DuPont Corian.
Не забудьте про страну-организатора. Если это Италия – значит в проекте нелишним будет темперамент, артистизм, яркие цвета, звонкость и острота форм, ритм и динамика, немного безалаберности. Если Англия – высочайшая культура в работе с материалом, изысканные фактуры, легкость и минимализм, чистота идеи и подачи. Если Германия – строгость, лаконизм, четкость, ясность и технологичность, а с «приколом» можно не торопиться. Япония – очень тонкая, «восточная» организация процессов, поиск нового в знакомых свойствах, работа с нюансами и экологичность решений. Хотя страна-организатор не сильно влияет на результат (ведь состав жюри, чаще всего, интернационален), иногда чувствуется воздействие культурной ауры на результат.
Совет осторожным дизайнерам: не придумывайте ничего сверхнового (все уже придумано, только вы пока не знаете, что люди в жюри уже работали над этим двадцать-тридцать лет назад). Возьмите за основу всем известную вещь и поработайте над ней как аранжировщик над знакомой мелодией. Глумитесь как хотите, но помните: чем незаметнее и тоньше будут ваши изыскания, тем ближе окажется проект зрителю, в том числе и тому, кто определит победителя. И может сработать механизм подсознательной симпатии к «до боли знакомому» предмету.
Важно: всегда ищите, а если нет, то дополнительно уточняйте вопрос с правами на проекты. Многие конкурсы на них не претендуют и есть опасность, что бегло читая этот пункт в очередных условиях, можно не заметить, например, такую фразу «все конкурсные работы автоматически становятся собственностью организаторов». Это значит, что когда вещь, сделанная по вашему проекту, появится на прилавках магазинов, можете не пытаться получить хоть что-то с производителя. Ваша награда – лишь народная молва.
Проследите, сколько работ принимаются от одного участника. И если нет ограничений ни по количеству, ни по опубликованности (т.е. работа не обязательно должна быть сделана только для этого конкурса и ранее нигде не демонстрировалась), можете послать все более-менее подходящие проекты. Чем больше – тем выше шансы.
Но все-таки главное, что вам потребуется в любом случае, это свежие идеи и наличие времени для их качественной реализации.
Примечание DN. Ниже - второе, уже большое отступление в картинках - результаты конкурса "100% Folding Chair" / 100% складной стул также от Designboom.com
Состав жюри:
- birgit lohmann, editor-in-chief designboom.com
- ian rudge, managing director 100% design
- tom dixon, designer
- james irvine, designer
- alberto meda, designer
- karim rashid, designer
Вот вам 32-х летний победитель конкурса - radu comsa из Бухареста, Румыния. Название проекта - folding line.
Вверху и внизу - работы, которые нам понравились, из TOP 30. Все демонстрируют различные материалы и принципы трансформации. В некоторых удобство сидения остается "за скобками".
Снизу - еще одна работа из топ60 - складной городской стул. Хотя он и не использует особенностей городской среды, и принцип не нов, но грамотно доработанный и поданный, он имеет большие шансы на реализацию.
Красивый 3D напечатанный прототип...
Слева - Влияние iMac-a на стулья, справа - супер лоу-тековская конструкция, также нашла себе место в лучшей тридцатке! Вот вам и дизайн! Сразу видно, что в жюри люди с юмором...
Одна из самых грамотных, проработанных во всех деталях работ, которая нам очень понравилась. Авторы - julia laufer + marcus keichel из Берлина. Красивые линии, грамотная подача.
Единственный проект, опирающийся на городскую инфраструктуру, например - фонарные столбы. Вот это супер-идея!
Внизу - красивый, оригинальный проект, с грамотным применением пластика.
Конкурс продемонстрировал целый парад конструктивных решений и материалов - вот два хитрых деревянных стула.
Идея с сиденьем от велосипеда, которое превращается в табуретку.
Просто красивые модные вещи. Одна - как из звездных войн, вторая - словно из китая...:-)
Вот яркий пример качественной подачи, у которой большой шанс быть напечатанной в модных журналах - просто она уже сделана в их формате. А сам проект - ничего необычного.
Красивые шезлонги из наборных планок.
Вверху - вроде что-то такое мы уже где-то встречали.... Но даже такие работы, присланные на конкурс попадают в топ60..
Внизу - просто интересный подход. Стул из пола. Концепция трансформируемых пространств 60-х годов, примененная сейчас для душевой :-)
Слева - еще одно подтверждение, что дизайнеры ценят юмор. Концепция супер-складного стула, сделанного из 2-х кирпичей и изложенная в виде черно-белых комиксов, полных стеба, также имет все шансы попасть в топ60, наряду с совершенно серьезной работой справа - некоего сооружения для сидения из войлока, собирающегося с помощью застежек-молний.
Внизу - работа Вадима Кибардина. Концепция такова:
Как вы думаете, какую новую функцию может выполнять складной стул? Естественно, как и на всяком другом стуле, на нем можно сидеть. Как его многочисленные складные собратья, он легок, быстро и без усилий трансформируется, то есть очень удобен и для хранения, и переноски. Но этот стул можно использовать еще и как опору. Например, как трость для пожилых людей или тех, кто испытывает проблемы с передвижением пешком. Стул становится не лишним весом в дороге, а помошником, облегчающим путь. Теперь в любой момент будет на что опереться или даже присесть и отдохнуть.
Формы стула заимствованы у военной техники: граненая пластика, чёткие функциональные узлы, перфорация для проветривания. Материал для исполнения – сплав алюминия.
Просмотр результатов этого конкурса подтвержлдает вывод Вадима: не обязательно придумывать новое, возможно грамотно интерпретировать старые, хорошо знакомые принципы. Взгляните еще раз на победителя :-)
Спокойствие, только спокойствие
Придумали, нарисовали, построили, сделали потрясающий рендер, а уже завтра – последний срок отправки работы? Так, где тут пункт с проектной документацией и техническими условиями? Что? Не то разрешение? А формат? Еще и чертежи со всеми размерами нужны? А название работы с копирайтом можно было ставить или нет? То-то – прежде чем заниматься подачей, вникните в технические требования.
Всё сделали верно, везде успели, получили подтверждение от организаторов (ваша работа дошла вовремя и претензий с их стороны нет)? И даже проект, по мнению вашей подруги, наверняка самый интересный? Теперь лучше все разом забыть и продолжать жить как жили. А то в некоторых случаях претендентов на победу увозят в больницу – психика не выдерживает ожидания. Так что поберегите здоровье и отнеситесь к вероятному поражению с иронией или философски – кому как нравится. Ведь при тысячах предполагаемых участников действительно сложно попасть в тройку призеров – это почти как лотерея. Вы часто выигрываете в рулетку или Спортлото? Вот-вот.
А сами все-таки поглядывайте, нет ли каких либо признаков предстоящего торжества? Ведь отрицательные результаты вы увидите одновременно со всеми на сайте конкурса, а положительные настигнут вас раньше обещанного срока. Это может быть письмо от организаторов (типа: поздравляем, желаем, никому не говорите и т.п.), или пронзительный звонок одного из знакомых (а ты хоть знаешь, что прошёл в финал?!), или скромное объявление в сети на дружественном сайте. В общем, незамеченным для вас это событие никак не пройдёт.
Если никаких признаков, похожих на вышеперечисленные, не наблюдаете, это значит, что расстраиваться не нужно, ваша работа работа сделана на высоком уровне, организаторы искренне желают вам успехов и ждут в числе участников на следующий год. Тем временем появятся и другие интересные конкурсы. Понравятся условия, почувствуете силы, найдете время – весь алгоритм повторится и второй, и третий раз…
А пока, прежде чем расстраиваться, все-таки дождитесь официальных итогов.
Разбор полетов
Итак, итоги объявлены. А Вы ничего не понимаете: как же так? На что они смотрят? Чем думают? Как выбирают? Ещё сотня вопросов не даст покоя ближайшие два часа. Кто-то может страдать очень долго – таким не место на соревнованиях (в больницу, на приём к психотерапевту).
Ну а крепкие парни берут себя в руки. И наступает самое интересное, то, ради чего вы прошли всю цепочку. То, что способно обогатить вас опытом, пониманием своего реального творческого потенциала и глубоким видением профессиональных перспектив. Это анализ результатов. Для более полного и верного вам потребуется личная статистика – т.е. результаты вашего участия в трёх и более конкурсах.
Накопленный опыт позволит вам в следующий раз уже по некоторым косвенным признакам определять, что и в каком виде требуется для достижения положительного результата. Кроме того, что по прошествии какого-то времени обостряются чувства, связанные с выбором модных материалов, направлений, технологий, стилистик и т.п., вы начнете за словами из условий конкурса видеть суть – что конкретно хотят получить организаторы.
А суть проста. У каждого конкурса есть невидимый участник со стороны финансирования. Он-то и диктует (пусть даже и опосредованно) условия. Он в состоянии повлиять на мнение компетентного жюри и уж точно не пропустит в победители работу, которая не принесёт ему денег или другой, как бы нематериальной, выгоды, которая в итоге превратится всё в те же деньги. Как ни прискорбно, но миром правит капитал. Вам придётся с этим смириться и учесть в расчетах. Чрезвычайно важно верно вычислить, кто этот невидимый хозяин, или хотя бы гипотетически его представить.
Любой, даже самый инновационный конкурс, в условиях которого звучат призывы создать что-то новое или применить невероятные технологии, на самом деле направлен на поиск проектов с совершенно земными, применимыми в реальности свойствами. Так среди гелиевых ламп, нанороботов или CMYK фломастеров побеждает душевая кабина на шланге.
Почему? А потому что организатор любого конкурса – это владелец красивого мероприятия. Чем оно симпатичнее – тем известнее, чем известнее – тем больше можно на нём заработать. Красивым его делают работы участников. Все проекты, направленные на созидание нового, дают яркий лоскутный background, столь необходимый для продвижения любых соревнований, для привлечения публики и журналистов глянцевых журналов.
И вот на этом фоне умудренные опытом гуру выбирают победителей. Вы можете стать либо частицей, составляющей красочный фон, либо тем самым победителем.
А где же обещанный эффект?
Тем, кто победил, в первый момент кажется: ну теперь все, дело сделано, теперь весь мир у моих ног. Но проходит совсем немного времени, каких-нибудь три-четыре месяца, и выясняется, что о победителях и самом конкурсе все благополучно забыли. Журналисты не спешат за интервью, работодатели и/или клиенты не выстраиваются в очередь и девушки по-прежнему не узнают на улицах. Чтобы подобное разочарование не постигло и вас, куйте железо, пока горячо. Никто не принесет вам плодов победы на блюдечке с голубой каемочкой.
Хотите приглашений на работу или стажировку? Тогда не пропустите церемонию награждения, теснее знакомьтесь и общайтесь в неформальной обстановке с членами жюри и интересными гостями конкурса, покажите свое портфолио, обменяйтесь визитками. Налаживайте и поддерживайте личную переписку. Поверьте, у них есть достаточно хорошие связи, чтобы рекомендовать вас при случае своим коллегам и партнерам.
Не повредит и более тесная дружба с организаторами – среди их партнеров могут найтись ваши новые выгодные клиенты. А уж поддерживать контакты с коллегами, с которыми познакомился во время состязаний – святое дело. Будет с кем устроить совместный громкий проект или, как минимум, классную вечеринку.
Получили крупный денежный приз? Возможно, вам стоит подумать об инвестициях в свое будущее, например, об учебе в престижном западном вузе. Хуже нет, чем вернуться после триумфа в родной Мухосранск на нелюбимую работу, банально проесть все деньги и остаться у разбитого корыта, бездарно потеряв открывшиеся перспективы.
Может и так произойти, что в победители вы не выйдете, но попадёте в шорт-лист (двадцатку-тридцатку лучших или наиболее понравившихся). Это даже по импортным меркам нехило, ведь рядом с вами может быть работа одного из известнейших рыцарей дизайна. Да и сослаться при случае вам будет на что, пусть смотрят все – вы теперь представлены на общедоступной и престижной выставке. Не забудьте добавить новый линк в ваше СV! Это хороший результат, он приведёт в итоге к намеченной цели.
Примечание DN. И не стесняйтесь, пиарьте себя в полный рост. Составьте список всех профессиональных и популярных изданий, в которых можно рассчитывать на публикацию, и как можно быстрее добивайтесь встреч с их редакторами и журналистами. Никто, в том числе за рубежом, не откажется от подходящего по формату свежего материала, особенно если вы подготовите грамотный пресс-кит с качественными текстами и иллюстрациями (в том числе с вашей фотографией) на компакт-диске. Пусть результат, на который потрачено столько усилий, теперь отработает по полной программе!
Надеюсь, эти советы помогут вам в осуществлении далеко идущих творческих планов. Цивилизованный дизайнер, на каком бы он уровне ни находился, постоянно участвует в конкурсах – это возможность всегда быть в форме и на виду. Неудач как таковых не бывает, все результаты – позитивны. Нужно лишь уметь делать выводы и не останавливаться на достигнутом.
Вадим Кибардин
http://www.kibardin.com/