Участие в дизайнерских конкурсах - палка о двух концах. С одной стороны, это реальный шанс ухватить судьбу за хвост :-) А с другой - риск угробить впустую и время, и деньги: несколько недель бесплатной работы, упущенные заказы, оплата вступительного взноса, расходы на макеты...
Хочется заранее знать, где надо рискнуть, а куда даже не стоит совать носа? Lets go!
0. Итак, сразу предупреждаем - речь пойдет не о тендерах (участие/неучастие в которых - отдельная тема), а именно о профессиональных дизайнерских состязаниях (competitions).
1. Первым делом всех волнует тема конкурса. Возможность вступить в успешную конкуренцию прямо пропорциональна тому, насколько тема осознана и профессионально освоена :). Не врубаешься? Не трать зря время - ищи, что ближе и роднее.
2. В случае положительной реакции на п. #1, приступим к рассмотрению условий конкурса. Четкое техзадание, педантично прописанные вступительные формы, прозрачные как слеза младенца критерии оценки присланных работ - признак серьезности организаторов. Общие слова, расплывчатые формулировки, необходимость вступать в дополнительную переписку? Проехали!
3. Entry fee, т.е. вступительный взнос случайно не грозит пробить фатальную брешь в бюджете? Риск, конечно, благородное дело...Но ведь немало конкурсов предполагают и бесплатный вход.
4. Оцени конкурентов. Если конкурс проводится не впервые, работы предыдущих победителей стоит изучить подробно и примерить на себя. Чувствуешь в себе силушку? Уверен, что можешь лучше? Тогда вперед!
5. Обратим внимание на организаторов конкурса. Для чего они взвалили на свои плечи такую обузу? Что они рассчитывают получить: заполнить вакансии, подоить свежие идеи, отработать гранты какого-нибудь фонда, раскрутить вокруг себя громкую PR-кампанию? Перспективы конкурсантов оч-чень сильно зависят от правильного ответа. Например, победить порой может не самая отвязная работа, но имеющая более прикладной характер (если конкурс под эгидой какого-нибудь производителя). Или наоборот - приз получит нечто непонятное, безбашенное и принципиально нереализуемое в этой жизни (но совпавшее с модными трендами сезона).
Наиболее предсказуемы в этом отношении регулярные конкурсы: там все как на ладони, есть время хорошо подготовиться и вписаться в формат. Еще очень важны масштабы раскрутки конкурса. А то ведь бывает и так: затрат почти никаких, и первое место взять легче легкого. Ну и получишь блестящую грамотку, на которую всем плевать...
6. На очереди вожделенные бонусы! Что обещано победителю? Точнее, сколько? Деньги, материальные призы, публикации в прессе, стажировка в крутой конторе? А будет ли выпущен каталог? А сколько стоят «нематериальные» выгоды, если перевести их в вечнозеленые? А что получат вторые-третьи призеры? А есть ли поощрительные премии? А... В общем, если сам за потраченное время можешь заработать сумму, сопоставимую с размером главного приза, то овчинка выделки не стоит... Правда, в иных competitions одно лишь участие способно с лихвой окупить все затраты - шанс «засветиться» перед мэтрами дорогого стоит.
7. Особый случай - конкурсы на получение грантов для учебы. Искать их лучше на сайтах нужных учебных заведений или просеивать через «искалки» по ключевым словам: scholarships competitions. Там, по определению, живых денег в случае выигрыша никому не видать - только прямая возможность (причем скоропортящаяся!) поучиться определенный срок.
Обычно призов несколько: гран-при - весь курс обучения (специальность уже определена профилем competition), половина курса и 1 год. Причем, любая половина, или любой год. То есть, получив зачет за первый курс (если уже где-то учился по этой специальности), можно сразу оказаться на 2-м! Бывает, что приз один, но другим победителям проекта предоставляется возможность реализации проекта и выставления его в рамках грядущего крутого профильного экспо. И если: на плечах есть голова, в ней знание английского, нашлись деньги (для нас немалые) на дорогу и проживание, то можно кр-руто изменить свою жизнь.
Использование выигранного гранта на учебу обычно жестко привязано к срокам, что сразу указывают в условиях: например, на сезон осень/зима 2001. Успеете выучить язык (и сдать TOEFL - 450 min)? А найти деньги на полу- или годовое проживание (обычно требуют из расчета $1000 в месяц)? Они ведь не входят в приз. Он - только оплата обучения! Но даже если нет денег на все время - можно схитрить, двинуть с теми деньгами, которые есть, из расчета хотя бы на 2-3 месяца. Там, на месте, возможность получить стипендию, найти спонсора или работу неизмеримо реальнее, чем может казаться отсюда.
8. Сложный и очень субъективный вопрос - судейство. Насколько авторитетно и беспристрастно объявленное жюри? Какие внешние, не относящиеся к проекту факторы могут повлиять на его мнение? Не ровен час соберутся американы, да примут чье-то отчество за недружественную югославскую фамилию :-))) Всякое бывает. Особенно осторожно стоит себя вести с малоизвестными (в первую очередь российскими!) конкурсами: вдруг все победители известны заранее... Принимать решение придется по интуиции и косвенной информации.
9. Да, и чуть не забыл - у конкурса должны быть реальные сроки. Успеть выкроить время в учебном или рабочем графике - непростая задача. Для студентов идеально будет совместить тему конкурса с курсовой или дипломом. Тем более, что им часто полагаются всяческие скидки на вступительный взнос, а в некоторые состязания нестудентам или «старичкам» после 30 (а то и после 25!) вход заказан. Особенно это касается scholarships competitions. Успевайте, пока есть время! Трясите кафедру как грушу :-)
Дальше надо родить идею, довести ее до кондиции, соорудить достойную подачу. Тоже не пара дней нужна. У некоторых конкурсов deadline устанавливается не по отправке работ, а по их получению адресатом. Чтобы посылочка прибыла вовремя, может понадобиться экспресс-почта (недешевое удовольствие от $40). И если известие о конкурсе настигло вас как гром среди ясного неба, а «дохлая линия» грядет через неделю, заявляться стоит лишь с готовыми работами.
10. К черту чужие логические рассуждения, даешь авантюры?! Тоже правильно. Решать надо самому, как, впрочем, и принимать на себя последствия ;-)
Текст: Александр Матвеев
Ниже – варианты на выбор, порядок хронологический (по deadline). Итак, кто готов вытянуть счастливый билет?
Часть 1: Конкурсы в сети или куда податься бедному дизайнеру
Часть 2: На эти конкурсы еще можно успеть (deadline – лето 2001)
Часть 3: А на эти конкурсы успеть еще проще (deadline – осень-зима 2001)
Часть 4: Прошедшие регулярные конкурсы с возможным продолжением